Виды принципов рассмотрения трудовых споров
Классификация принципов рассмотрения трудовых споров проводится по различным основаниям*(24).
Всю совокупность принципов рассмотрения трудовых споров по их характеру можно подразделить на три группы:
- производные от общеправовых принципов (принцип обеспечения законности при рассмотрении и разрешении трудовых споров, принцип равенства сторон при рассмотрении трудовых споров);
- свойственные не только для института рассмотрения и разрешения трудовых споров, но и для процессуальных отраслей российского права (принцип обеспечения гласности при рассмотрении трудовых споров, принцип обеспечения реального исполнения решений по трудовым спорам);
- характерные для института рассмотрения и разрешения трудовых споров (принцип доступности обращения в органы, рассматривающие трудовые споры, принцип быстроты рассмотрения трудовых споров).
2.3. Система и содержание принципов рассмотрения трудовых споров
1. Принцип обеспечения защиты трудовых прав сторон трудового договора означает, что государство в лице своих уполномоченных органов должно предусмотреть создание такой системы рассмотрения трудовых споров, которая гарантировала бы участникам трудовых отношений реальную возможность обращения в соответствующие юрисдикционные органы в максимально удобном варианте. Данные юрисдикционные органы обязаны рассмотреть поступившие трудовые споры и вынести по ним решения, основанные на нормах действующего законодательства. Выносимое решение - это средство защиты прав и законных интересов сторон спора. Кроме того, в случае неисполнения обязанной стороной решения соответствующие органы государства должны обеспечить его принудительное исполнение.
2. Принцип обеспечения законности при рассмотрении и разрешении трудовых споров предполагает обязанность сторон спора и органа, рассматривающего данный спор, неуклонно соблюдать в процессе рассмотрения и разрешения трудового спора нормы материального и процессуального законодательства. Кроме того, каждая из сторон трудового спора не должна нарушать права и законные интересы другой стороны указанного трудового спора. Орган, рассматривающий трудовой спор, должен в обязательном порядке учитывать иерархичный характер системы российского трудового законодательства, отдавая при этом приоритет Конституции РФ, ТК РФ и иным федеральным законам, содержащим нормы трудового права.
3. Принцип равенства сторон при рассмотрении трудовых споров основан на том, что стороны трудовых отношений обязаны выполнять требования трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и взаимные обязательства. В случае возникновения трудового спора его стороны не имеют никаких особых преимуществ на любой его стадии. Справедливости ради следует заметить, что при реализации данного принципа необходимо иметь в виду основную направленность норм трудового права - охрана и защита трудовых прав, свобод и законных интересов работника как более слабой в экономическом плане стороны трудового правоотношения. В силу этого обстоятельства работник все же имеет отдельные преимущества перед работодателем (например, при предъявлении требования по трудовому спору истцы-работники во всех юрисдикционных органах освобождаются от судебных расходов). Наконец, стороны трудового спора обязаны подчиниться законно вынесенному компетентным органом решению по конкретному спору.
4. Принцип доступности обращения в органы, рассматривающие трудовые споры, является своего рода отражением системы рассмотрения этих споров. Как правило, трудовые споры сначала должны рассматриваться непосредственно в организациях, что значительно упрощает процедуру сбора доказательств и рассмотрения споров, сокращает сроки их рассмотрения. Если стороны не могут найти взаимоприемлемое решение в рамках организации, рассмотрение трудового спора переносится в суды, наиболее близкие по своему расположению по соответствующей организации, к которой предъявляется требование.
5. Принцип обеспечения гласности при рассмотрении и разрешении трудовых споров подразумевает открытый характер заседаний юрисдикционных органов, на которых рассматриваются трудовые споры, возможность присутствия на них всех заинтересованных и желающих лиц. В закрытом порядке рассматриваются только споры, в процессе которых затрагиваются вопросы, связанные с необходимостью соблюдения государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны. В КТС и суде любая из спорящих сторон вправе заявить мотивированный отвод любому из их членов.
6. Принцип обеспечения объективности и полноты исследования материалов и доказательств базируется на том, что трудовые споры должны рассматриваться с учетом общих принципов гражданского судопроизводства, в частности, на основе всестороннего изучения всех предоставленных сторонами материалов и доказательств, проверки соответствия юридических фактов законодательству, исключения субъективного подхода. Следует исходить из необходимости реализации задач гражданского судопроизводства, предусмотренных ст. 2 ГПК РФ.
7. Принцип бесплатности рассмотрения трудовых споров обусловлен тем, что нельзя ставить защиту трудовых прав работника в зависимость от способности уплатить определенную денежную сумму. При предъявлении требования по трудовому спору истцы-работники во всех юрисдикционных органах освобождаются от государственной пошлины и других расходов, связанных с ведением трудового дела (ст. 393 ТК РФ, ст. 89 ГПК РФ). Представители профессиональных союзов, призванных защищать права работников, оказывают бесплатную юридическую помощь обратившимся к ним работникам.
8. Принцип быстроты рассмотрения трудовых споров обеспечивается сокращенными сроками по сравнению с другими спорами гражданско-правового характера. Сроки могут быть исковыми и процессуальными.
Исковой (давностный) срок - это установленный законом период времени для обращения в юрисдикционный орган с целью защиты нарушенного права или законного интереса. Исковые сроки по трудовым делам следующие:
- для обращения работника в КТС - три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
- для обращения работника по иску в суд - три месяца, а по делам об увольнении - месяц со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;
- для обращения работника в вышестоящий орган - три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении - месяц;
- для обращения работодателя в суд с иском к работнику о возмещении вреда, причиненного работодателю, - год со дня обнаружения причиненного вреда.
Пропуск срока обращения в суд не может служить основанием для отказа в принятии и рассмотрении искового заявления. Кроме того, не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение КТС об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление*(25). Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ вопрос о пропуске срока обращения в суд разрешается судом в судебном заседании, в том числе предварительном, и лишь при условии, если об этом заявлено ответчиком*(26). В случае признания причин пропуска срока уважительными суд вправе восстановить данный срок и рассмотреть поступивший к нему индивидуальный трудовой спор по существу (ст. 386, 392 ТК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В качестве примера, демонстрирующего случай неправомерного отказа суда в восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, можно привести дело Т., который обратился в суд с иском к футбольному клубу о расторжении контракта и взыскании заработной платы. В удовлетворении иска судом было отказано ввиду того, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указанное решение отменила, указав на то, что суд при рассмотрении спора оставил без внимания обстоятельства, послужившие причиной пропуска срока для обращения в суд. Эти обстоятельства заключаются в том, что, по объяснениям истца, в соответствии с Регламентом соревнований по футболу лицам, внесенным в заявочный лист команд, не разрешается переносить свои споры в суд до рассмотрения их в футбольных инстанциях. В случае нарушения приведенного требования Регламента истец мог быть дисквалифицирован. Т. обращался в эти инстанции по вопросу невыполнения условий контракта, однако его заявление рассмотрено не было. Данные обстоятельства являются уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд*(27).
Процессуальный срок - это предусмотренный законом отрезок времени для совершения процессуальных действий по начатому процессу. К процессуальным относятся следующие сроки:
1) срок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС - десять календарных дней со дня подачи работником заявления (ст. 387 ТК РФ);
2) срок вручения копий решения КТС и руководителю организации - три дня со дня принятия решения КТС (ст. 388 ТК РФ);
3) срок добровольного исполнения решения КТС - три дня по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование решения (ст. 389 ТК РФ);
4) срок обращения в службу судебных приставов для принудительного исполнения решения КТС - три месяца со дня выдачи удостоверения (ст. 389 ТК РФ);
5) срок обжалования работником или работодателем решения КТС в суд - десять дней со дня вручения копии решения КТС (ст. 390 ТК РФ);
6) срок для вынесения определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа - три дня со дня поступления заявления в суд (ст. 125 ГПК РФ);
7) срок вынесения судебного приказа - пять дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд (ст. 126 ГПК РФ);
8) срок для представления возражений относительно исполнения судебного приказа - десять дней со дня получения копии судебного приказа должником (ст. 128 ГПК РФ);
9) срок вынесения определения о принятии искового заявления либо об отказе в принятии или возвращении искового заявления - пять дней со дня поступления заявления в суд (ст. 133-135 ГПК РФ);
10) срок рассмотрения трудового спора в районном суде - два месяца со дня поступления заявления в суд, спора о восстановлении на работе - один месяц (ст. 154 ГПК РФ);
11) срок составления мотивированного решения суда - пять дней со дня окончания разбирательства дела (ст. 199 ГПК РФ);
12) срок высылки копий решения лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, - пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме (ст. 214 ГПК РФ);
13) срок ознакомления с протоколом лицами, участвующими в деле, - пять дней со дня подписания протокола судебного заседания (ст. 231 ГПК РФ);
14) срок апелляционного обжалования судебного решения - один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ст. 321 ГПК РФ);
15) срок кассационного обжалования судебного решения - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (ст. 376 ГПК РФ);
16) срок обжалования решения суда в порядке надзора - три месяца со дня вступления решения в законную силу (ст. 391.2 ГПК РФ);
17) срок рассмотрения жалобы в апелляционном порядке - два месяца, а если апелляционной инстанцией выступает Верховный Суд РФ - три месяца (ст. 327.2 ГПК РФ);
18) срок рассмотрения жалобы в кассационном порядке, а также в порядке надзора - один месяц, а если кассационной или надзорной инстанцией выступает Верховный Суд РФ - два месяца (ст. 382, 391.6 ГПК РФ);
19) срок подачи заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам - три месяца со дня установления оснований для пересмотра (ст. 394 ГПК РФ);
20) срок рассмотрения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в примирительной комиссии, с участием посредника и в трудовом арбитраже - до трех рабочих дней со дня их создания (приглашения, назначения), а на иных уровнях социального партнерства - до пяти рабочих дней со дня их создания (приглашения, назначения) (ст. 402-404 ТК РФ).
Некоторые сроки может устанавливать и изменять сам юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор, например срок исправления искового заявления (ст. 136 ГПК РФ), кассационной жалобы, представления или срок представления дополнительных доказательств по делу (ст. 150 ГПК РФ) и др. Длительность подобных сроков определяется в зависимости от условий, с учетом реальной возможности совершения процессуальных действий в установленный срок. Предусмотренные же законом процессуальные сроки он изменять не вправе, однако может восстановить или продлить пропущенный по уважительной причине срок по ходатайству спорящей стороны.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 7 "О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации" (ред. от 27 декабря 2007 г.) отмечается, что основными причинами нарушения процессуальных сроков рассмотрения гражданских дел являются недостатки и упущения в деятельности судов, связанных с неудовлетворительной организацией судебного процесса, снижением исполнительской дисциплины, недостаточным контролем со стороны председателей судов.
Не единичны случаи, когда вопреки требованиям ст. 154 ГПК РФ без каких-либо к тому оснований гражданские дела назначаются к слушанию с заведомым нарушением предусмотренных законом сроков, иногда через несколько месяцев после поступления в суд.
Встречаются ситуации, когда вследствие упущений при подготовке гражданских дел к разбирательству, несвоевременного извещения участников судопроизводства, непродуманной организации судебного процесса и других причин субъективного характера рассмотрение дел неоднократно откладывается. При этом в определениях (постановлениях) зачастую не приводятся мотивы отложения, не указывается дата нового рассмотрения.
В отдельных судах допускаются необоснованные отказы заинтересованным лицам в правосудии по гражданским делам.
Пленум Верховного Суда РФ предписал судам общей юрисдикции принимать исчерпывающие меры к устранению отмеченных недостатков, к неукоснительному соблюдению процессуальных сроков и повышению качества рассмотрения гражданских дел, исключению фактов волокиты при судебном рассмотрении дела. Одновременно было обращено внимание судей на необходимость повышения их личной ответственности за своевременное и качественное рассмотрение каждого судебного дела. Пленум подчеркнул, что преднамеренное грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее волокиту при рассмотрении дел и существенно ущемляющее права и законные интересы граждан, следует рассматривать с учетом конкретных обстоятельств как совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или ущемляющего авторитет судебной власти.
Этой же проблеме посвящено и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 1999 г. N 79 "О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 7 "О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации". В частности, в преамбуле постановления обращено внимание на то, что п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. С учетом требований этой нормы, а также п. 3с ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах Пленум Верховного Суда РФ указал, что судопроизводство по гражданским делам должно осуществляться без неоправданной задержки, в сроки, которые позволяют оптимально обеспечить право граждан на судебную защиту.
Кроме того, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" отмечается, что несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ.
Предписывается, что уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.
Выявлено, что в ряде субъектов РФ доля уголовных и гражданских дел, рассмотренных с нарушением сроков, в два и более раза превышает средний показатель по Российской Федерации. Несмотря на наметившееся за последние три года уменьшение доли дел, рассмотренных с нарушением сроков в судах апелляционной инстанции, еще значительное количество уголовных и гражданских дел разрешается этими судами с нарушением сроков.
Замечено также, что одной из основных причин нарушения сроков рассмотрения гражданских дел и дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями районных судов является ненадлежащая подготовка дел к судебному разбирательству. Подготовка дела проводится не всегда либо проводится формально, без выполнения в полной мере всех необходимых процессуальных действий, производимых на этой стадии судебного процесса.
Пленум Верховного Суда РФ обязал председателей судов осуществлять постоянный контроль за движением уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, не оставлять без реагирования факты грубого или систематического нарушения сроков рассмотрения дел, регулярно обобщать практику соблюдения судами процессуальных сроков разрешения дел, выявлять причины нарушения сроков и принимать меры к их устранению.
В целях правильного и своевременного рассмотрения гражданских дел, а также с учетом задач подготовки дел к судебному разбирательству, указанных в ст. 148 ГПК РФ, судьи обязаны соблюдать положения ст. 147 ГПК РФ о подготовке дел к судебному разбирательству, выполняя в полном объеме необходимые для каждого конкретного дела действия, предусмотренные ст. 150 ГПК РФ, а также иные процессуальные действия.
9. Принцип обеспечения реального исполнения решений по трудовым спорам предоставляет возможность принудительного исполнения вынесенного решения, в том числе через институт судебных приставов-исполнителей*(28). Каждое законно и обоснованно вынесенное решение компетентного органа по трудовому спору должно быть исполнено.
10. Принцип ответственности должностных лиц за неисполнение решений органов, рассматривающих трудовые споры, проявляется в возможности привлечения их к административной, дисциплинарной, материальной ответственности. Так, в соответствии со ст. 5.33 КоАП РФ об административных правонарушениях невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
Работодатель вправе применять к должностным лицам, виновным в невыполнении решений юрисдикционных органов по трудовым спорам, меры дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора и увольнения по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ). Необходимо также учитывать положения ст. 195 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, социально-партнерского соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Наконец, должностные лица организаций как наемные работники могут быть привлечены к материальной ответственности за причиненный ущерб (гл. 39 ТК РФ). Например, в случае восстановления незаконно уволенного работника на работу оплата времени вынужденного прогула взыскивается с работодателя, затем эта сумма взыскивается по иску организации с ее руководителя в порядке регрессного требования.
Незаконное увольнение наносит работнику материальный ущерб и моральный вред, а также причиняет ущерб работодателю, с которым он состоит в трудовых правоотношениях, тем, что он на основании решения суда должен возместить материальный ущерб и компенсировать моральный вред незаконно уволенному и восстановленному работнику. Эта сумма подлежит взысканию с руководителя организации по регрессному требованию последней, если суд констатирует, что руководитель при применении законодательства допустил виновное противоправное его нарушение.
Все перечисленные и охарактеризованные основные черты порядка рассмотрения трудовых споров обеспечивают наиболее быстрое и полное разрешение каждого трудового спора.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите понятие и правовую природу принципов рассмотрения трудовых споров.
2. Как можно классифицировать принципы рассмотрения трудовых споров?
3. Перечислите принципы рассмотрения трудовых споров.
4. Дайте понятия искового (давностного) и процессуального сроков по трудовым спорам.
5. Каковы исковые (давностные) сроки по индивидуальным трудовым спорам?
6. Определите основные процессуальные сроки по индивидуальным и коллективным трудовым спорам.
7. Правомочен ли юрисдикционный орган изменять предусмотренные законом процессуальные сроки по трудовым спорам?
8. Какие сроки могут быть установлены юрисдикционным органом по собственной инициативе?
Рекомендуемая литература
Автушко, И.А. Срок исковой давности в трудовом праве // Трудовые споры. - 2007. - N 9.
Дмитриева, И.К. Принципы трудового права. - М., 2004.
Кокова, Л.Р. Сроки в трудовом праве. - М., 2008.
Комков, С.А. Сроки в трудовом праве Российской Федерации: монография. - Иркутск, 2006.
Куренной, А.М. Практический комментарий к законодательству о трудовых спорах / А.М. Куренной, В.И. Миронов. - М., 1997.
Питиримова, Е.В. Срок обращения в суд: особенности исчисления Е.В. Питиримова, Ю.М. Иванов // Трудовые споры. - 2011. - N 11.
Федин, В.В. Принципы рассмотрения трудовых споров // Lex Russica: научные труды МГЮА. - 2006. - N 2.