Виды (классификация) трудовых споров
Классификация трудовых споров по различным основаниям имеет важнейшее значение, поскольку позволяет наиболее верно определить подведомственность того или иного трудового спора и порядок его рассмотрения и разрешения.
Классифицировать трудовые споры можно по следующим основаниям:
- характеру спора;
- спорящему субъекту;
- системе отрасли трудового права;
- виду спорного правоотношения.
Наиболее значимым представляется деление трудовых споров по их характеру на исковые и неисковые. Исковыми признаются споры о применении установленных ранее трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, индивидуальными договорами условий труда, т.е. споры по поводу нарушенного трудового права (например, спор о восстановлении на работе или спор о взыскании заработной платы). Неисковые споры - это споры об установлении новых или изменении существующих условий труда (к примеру, спор об установлении нового квалификационного разряда либо спор об установлении нового срока отпуска в соответствии с графиком отпусков).
По спорящему субъекту все трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные и коллективные трудовые споры различаются по субъектному составу и содержанию предмета спора. Сторонами индивидуального трудового спора являются работодатель и работник, а также в некоторых случаях лицо, которому отказано в заключении трудового договора, и лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с данным работодателем. Сторонами коллективного трудового спора выступают работодатель (работодатели) и коллектив работников.
В индивидуальных трудовых спорах защищаются субъективные трудовые права и законные интересы конкретного работника (настоящего, потенциального, бывшего). Такие споры могут возникнуть, например, о неправомерности перевода или восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. В коллективных трудовых спорах защите подлежат права и законные интересы всего коллектива работников или его части (подразделения). Предметом коллективного трудового спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников.
Возможна классификация трудовых споров по системе отрасли трудового права, т.е. по институтам и субинститутам трудового права*(20). В соответствии с указанным критерием выделяются следующие категории индивидуальных трудовых споров:
1) споры о применении законодательства о коллективных договорах и соглашениях и по условиям договоров о труде;
2) споры, в основе которых лежат разногласия по вопросам применения законодательства о занятости;
3) споры, связанные с применением норм о трудовом договоре:
а) о приеме на работу и заключении трудового договора;
б) о внесении записей в трудовую книжку;
в) об отстранении от работы;
г) о переводах на другую работу, перемещении или об изменении определенных сторонами условий труда;
д) о восстановлении на работе;
е) об оплате времени вынужденного прогула;
ж) о выплате выходного пособия;
з) о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки;
и) об оплате времени задержки исполнения решения суда о восстановлении на работе;
4) споры о применении законодательства о рабочем времени;
5) споры, связанные с применением законодательства о времени отдыха;
6) споры по применению норм, входящих в институт заработной платы, включая нормы труда и сдельные расценки;
7) споры по применению законодательства о гарантийных и компенсационных выплатах;
8) споры, вытекающие из применения законодательства о материальной ответственности сторон трудового правоотношения;
9) споры по вопросам применения мер дисциплинарной ответственности;
10) споры в сфере охраны труда;
11) споры, связанные с применением законодательства о труде женщин;
12) споры, связанные с применением законодательства о труде молодежи;
13) споры по вопросам предоставления льгот работникам, совмещающим работу с обучением;
14) споры, в основе которых лежит деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В зависимости от вида спорного правоотношения все трудовые споры делятся на споры, вытекающие:
- из трудовых правоотношений;
- из правоотношений по трудоустройству у данного работодателя;
- из правоотношений по организации труда и управлению трудом;
- из правоотношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
- из правоотношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
- из правоотношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
- из правоотношений по материальной ответственности работодателей в сфере труда;
- из правоотношений по материальной ответственности работников в сфере труда;
- из правоотношений по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.