Понятие и юридическая природа трудовых споров
Взаимодействие работников и работодателей, противоречивость их интересов нередко приводят к различной оценке ими тех или иных явлений, возникающих в процессе труда, порождают разногласия и конфликты. Конфликтная ситуация появляется при разногласиях сторон до возникновения самого трудового спора. Предметом разногласий могут выступать вопросы установления новых или изменения существующих условий труда, применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, социально-партнерского соглашения, трудового договора.
Достаточно часто трудовым спорам предшествуют трудовые правонарушения. Трудовое правонарушение - это виновное противоправное невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности, т.е. нарушение права другого субъекта данного правового отношения.
Трудовое правонарушение может быть совершено в действительности, а может и нет, если действия обязанного субъекта были правомерными, а другой субъект счел их незаконными. Наличие трудового правонарушения устанавливается органом, который полномочен рассматривать трудовой спор, - юрисдикционным органом.
Появившееся разногласие работник может самостоятельно или с участием уполномоченного представителя урегулировать в процессе непосредственных переговоров с работодателем. Если сделать этого не удалось либо переговоры не состоялись, разногласие о трудовом праве или законном интересе переносится на рассмотрение юрисдикционного органа. Именно в случае обращения для разрешения возникших разногласий в соответствующий юрисдикционный орган и возникает трудовой спор.
Динамика возникновения трудового спора такова:
- трудовое правонарушение (действительное или мнимое);
- различная его оценка субъектами трудового правоотношения (разногласие);
- попытка урегулировать разногласие сторонами самостоятельно при непосредственных переговорах;
- обращение для разрешения этого разногласия в юрисдикционный орган (трудовой спор).
В юридической литературе встречаются различные определения понятия трудового спора.
Так, С.А. Голощапов под трудовыми спорами в широком смысле понимал "неантагонистические разногласия между субъектами трудовых и тесно связанных с ними правоотношений, возникающих в связи с применением трудового законодательства, трудовых и коллективных договоров либо в связи с установлением новых условий труда, не урегулированных нормативными актами, рассматриваемые, как правило, профсоюзными (либо с их участием) или иными, определяемыми законодательными органами"*(9).
С.В. Передерин индивидуальным трудовым спором называет "поступившее на рассмотрение соответствующих юрисдикционных органов разногласие между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, условий трудового договора (контракта)"*(10).
Г.А. Рогалева считает, что трудовые споры - это "разногласия между работниками и работодателем об установлении и применении действующих норм трудового и иного социального законодательства, которые не были урегулированы заинтересованными работниками (или их представителями) при непосредственных переговорах с работодателем и стали предметом разбирательства в комиссии по трудовым спорам (КТС) или в суде"*(11).
Л.А. Сыроватская в качестве трудовых споров рассматривала разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства*(12).
А.М. Куренной полагает, что индивидуальные трудовые споры - это неурегулированные путем непосредственных переговоров разногласия (конфликты) между работником и работодателем в трудовых правоотношениях по вопросам установления или изменения условий труда и их применения, перенесенные для рассмотрения в уполномоченные для этого органы*(13).
Это определение не учитывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных правоотношений в трудовом праве.
По мнению В.Н. Толкуновой, трудовые споры представляют собой поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда*(14).
С учетом положений действующего ТК РФ можно дать следующее определение понятия трудового спора.
Трудовые споры - это неурегулированные разногласия между работником (несколькими работниками) и работодателем по поводу применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, а также установления новых или изменения существующих условий труда, включая заработную плату, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган (орган по рассмотрению трудовых споров).
Данное определение позволяет выделить следующие признаки трудового спора:
1) это противоречие между сторонами трудовых отношений;
2) данное противоречие стороны не смогли урегулировать самостоятельно, посредством переговоров и консультаций;
3) разногласия возникают в связи с применением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, договоров о труде, локальных нормативных актов либо установлением новых или изменением существующих условий труда;
4) конфликт сторон перенесен на рассмотрение уполномоченного (юрисдикционного) органа, который вправе разрешать трудовые споры.
Любой трудовой спор представляет собой юридический конфликт, характеризующий противоборство субъектов права с противоположными интересами, возникающее в связи с применением, изменением, нарушением или толкованием правовых норм. Юридический конфликт логично предполагает неопределенность правового положения сторон вследствие разногласий между ними относительно взаимных прав и обязанностей. В результате этого данные права и обязанности оказывается невозможным осуществить не только по воле их носителей, но и принудительно в установленном порядке, пока юридический конфликт не будет урегулирован его сторонами либо разрешен компетентным органом.
Конфликт имеет место уже тогда, когда разногласия сторон приобретают характер неурегулированных, т.е. препятствуют нормальной реализации правоотношений. Обращение же в компетентный орган выступает одним из способов его разрешения. Закон не всегда связывает момент, когда имеющиеся разногласия становятся неурегулированными, с обращением в компетентный орган. Так, в ст. 348 ТК РФ установлено, что индивидуальные трудовые споры работников религиозных организаций, которые не были урегулированы ими самостоятельно со своими работодателями, рассматриваются в судебном порядке. Следовательно, разногласия в данном случае приобретают характер неурегулированных до момента обращения в юрисдикционный орган.
Итак, трудовые споры свидетельствуют о таком состоянии трудовых правоотношений, когда последние не могут нормально действовать ввиду неопределенности в их содержании, возникающей под воздействием неурегулированных разногласий сторон.
Трудовой спор имеет материально-правовую природу, процессуальной же природой обладает особое субъективное право, которое гарантируется законом его сторонам. Часть 4 ст. 37 Конституции РФ предусматривает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Процессуальный характер права на трудовые споры можно объяснить прежде всего тем, что оно направлено на обеспечение защиты субъективных прав и законных интересов сторон трудовых правоотношений, которые не могут быть реализованы вследствие спора. Кроме того, указанное право осуществляется в строго определенном порядке (в процессуальной форме) и только в правоотношениях по рассмотрению и разрешению трудового спора. Вне рамок деятельности по рассмотрению и разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров данное конституционное право не реализуется.
Структура трудового спора
Как особая разновидность юридических конфликтов трудовой спор имеет собственную структуру, основными элементами которой являются стороны, объект и предмет, субъективная сторона и объективная сторона*(15).
Сторонами (субъектами) любого трудового спора выступают работники (настоящие, потенциальные, бывшие) и работодатели, действующие лично или через соответствующих представителей (профсоюзные органы, руководителей организаций и др.) в зависимости от вида трудового спора и конкретных обстоятельств такого спора.
Объектом трудового спора следует признать нормальное осуществление трудовых правоотношений, которое обеспечивает реализацию интересов как работников, так и работодателей. Предмет трудового спора, в свою очередь, образуют субъективные права, законные интересы и юридические обязанности сторон трудовых правоотношений, которые не могут претворяться в жизнь вследствие наличия неурегулированных разногласий между ними. Все указанные юридические категории являются средствами реализации интересов работников и работодателей, однако в условиях конфликта их невозможно осуществить по воле участников трудовых правоотношений.
Субъективная сторона трудового спора характеризует его внутренний, психологический аспект. Она охватывает мотивы и цели сторон, их внутреннее отношение к событиям и действиям (бездействию), которые привели к невозможности нормального функционирования трудовых правоотношений. Субъективные трудовые права и юридические обязанности работников и работодателей могут оказаться спорными как вследствие виновного (например, работник в течение 15 минут отсутствовал на своем рабочем месте, поскольку сам себе устроил перерыв для курения, за что ему был объявлен выговор), так и невиновного поведения (например, работник в течение двух недель болел, что подтверждается листком временной нетрудоспособности, а работодатель уволил его за прогул), либо по причине непонимания самих прав и обязанностей, а также ошибочного восприятия действий (бездействия) одной из сторон.
Объективная сторона - это внешний, поведенческий аспект трудового спора. Она охватывает поведение работников, работодателей и их полномочных представителей, их юридически значимые деяния, совершаемые в определенное время, в определенном месте и препятствующие реализации трудовых прав, обязанностей и интересов сторон. Невозможность осуществления трудовых правоотношений вполне может сопровождаться какими-либо вредоносными последствиями, которые также включаются в характеристику объективной стороны спора.
Как объективная, так и субъективная стороны трудового спора в целом отражают юридически значимые обстоятельства, обусловливающие особенности рассмотрения данного правового конфликта и влияющие на перспективы его разрешения.