Эпоха империи. Принципат (I – III в. н.э. )
<CLOSETEST5< FONT>С установлением империи законодательная деятельность народных собраний мало-помалу прекращается. В первые десятилетия после установления режима принципата были приняты еще несколько довольно важных законов, но к концу I в. н.э. lex, как закон, вотированный народным собранием, исчезает, а законодательство приобретает иные формы.
Вместо народных собраний законодательным учреждением делается сенат. Постановления сената (сенатусконсульты – senatusconsulta) приобретают силу закона. В теории это признается не сразу. На первых порах senatusconsulta еще имеют прежнее значение инструкций магистрату (например, претору), от которого уже ближайшим образом зависит осуществление сенатской воли. Но затем сенату начинают приписывать роль преемника и заместителя прежних народных собраний и отсюда выводят непосредственную обязательную силу сенатских постановлений. Еще Гай, юрист II в. н.э., повествует, что на этот счет были сомнения, хотя сам он придает сенатским решениям силу "как бы закона" (legis vicem). Несколько десятилетий спустя юрист Ульпиан уже пишет решительно: "non ambigitur senatum jus facere posse" (Gai Inst. 1.4; Ulpianus fr. 9. D. 1. 3). Правом законодательной инициативы при принятии сенатских постановлений обладал император. Его предложения практически всегда беспрекословно утверждались сенатом, но с формальной точки зрения в период принципата воля императора сама по себе не являлась законом. Внесенные императором в сенат законопроекты назывались orationes.
Что касается преторского эдикта, то он продолжает и в этом периоде публиковаться каждым новым претором, хотя правовое творчество преторской власти делается постепенно все менее и менее интенсивным. Подавляющую массу эдикта составляет теперь то, что называется – “переданный эдикт” или “постоянный эдикт” (edictum tralaticium), то есть те выработанные в преторской практике прецеденты, которые ежегодно возобновлялись в эдикте каждого нового претора . <CLOSETEST18< FONT>Хотя для претора прецеденты, созданные его предшественниками, были необязательны, если данный претор не включал их в свой эдикт, однако преторы предпочитали учитывать опыт предшественников, и чем менее творческим был подход самого претора, тем больше его эдикт напоминал эдикты предшественников.<QUEST8< FONT>Поэтому оставалось только сделать последний шаг, то есть пересмотреть сложившийся в традиции эдикт и закрепить его навсегда. Этот шаг был сделан императором Адрианом между 125 и 128 г. н.э. Он поручил известному юристу того времени, Сальвию Юлиану, пересмотреть “вечный эдикт” и подготовить его окончательную редакцию. Когда это было сделано, эдикт по предложению императора был утвержден сенатом в 130 г., и вследствие этого сделался неизменяемым и юридически обязательным для преторов. Его можно было дополнять только с разрешения императора. Впрочем, и после этого сохраняется прежний дуализм цивильного и преторского права, поскольку противоречившие “вечному эдикту” нормы цивильного права формально продолжали существование в качестве “голого права” (ius nudum).
“Вечный эдикт” Адриана был первой после законов XII таблиц крупной кодификацией римского права, которая подвела итог многолетней юрисдикционной деятельности преторов. При пересмотре сложившейся преторской практики Юлиан ограничился только изменениями редакционного характера. Например, он внес в соответствующие рубрики эдикта формулы исков, которые раньше все вместе составляли особое приложение к эдикту. Также он объединил в рамках вечного эдикта преторский эдикт и эдикт курульных эдилов. Крайне редко можно найти внесенные Юлианом существенные изменения в сложившуюся традицию преторского права. Текст “Вечного эдикта” до нас не дошел, но на основании разного материала, главным образом, отрывков из Свода Юстиниана, ученые делали попытки его реконструкции.
<CLOSETEST10< FONT>Гораздо большее значение для развития права в этом периоде имели императорские указы, носившие общее название императорских конституций. Они появлялись в различных формах:
a. эдикты (edicta), то есть общие распоряжения, издаваемые императором так же, как их издавали раньше республиканские магистраты;
b. <OPENTEST11< FONT>декреты (decreta), императорские решения судебных процессов, поступающих к нему на рассмотрение (нужно иметь в виду, что в этом периоде развивается императорская юрисдикция: император может взять на свое рассмотрение всякое дело, которое захочет или о котором его просят);
c. <CLOSETEST9< FONT>рескрипты (rescripta), ответы императоров на юридические запросы как частных, так и должностных лиц на случай каких-либо сомнений при толковании и применении права;
d. <OPENTEST10< FONT>мандаты (mandata), императорские инструкции его чиновникам и наместникам провинций, по вопросам суда и управления.
Первоначально императорские конституции не имели силы закона в собственном смысле этого слова (законами признавались только lex или senatusconsultum, принятые согласно предусмотренной для каждого из них процедуре).Согласно основному общему принципу этого периода истории римского государства, император не мог издавать законы. Поэтому, юридическая сила императорских указов базируется на ином основании:
1. Эдикты и мандаты рассматривались как административные распоряжения магистрата, обязательные к применению в силу его должностной власти (imperium). Император издавал их как высший магистрат. Поэтому они теряли формальную силу со смертью издавшего их императора (как преторский эдикт терял свою силу с прекращением полномочий претора). Чтобы сохранить их в действии, было необходимо, чтобы новый император своей властью возобновил их. Как проявление imperium, эдикты и мандаты по своей юридической природе представляют собой не цивильное, а преторское право (в смысле право права магистратов - jus honorarium, поскольку император тогда – то есть в эпоху принципата - еще расматривался в теории как высший из магистратов).
2. Рескрипты и декреты рассматривались как толкование действующих законов. Именно из законов выводилась их юридическая сила, и вследствие этого рескрипты и декреты по своей юридической силе были независимы от смены императоров. Они развивали и цивильное, и преторское право, поскольку в них интерпретировались нормы обеих этих правовых систем.
Различие в характере и юридической силе различных видов императорских конституций в римском праве постепенно стиралось. Юристы времен императора Адриана уже приписывали силу "как бы закона" (legis vicem) всем императорским конституциям. Эту силу они выводили из lex de imperio, “закона о власти”, то есть того закона, которым каждому императору формально вручалась сенатом власть. Отсюда был сделан вывод, что император своими указами создает не преторское право (jus honorarium), как обычный магистрат, а настоящие законы, то есть цивильное право.
Таким образом, дуализм цивильного и преторского права продолжал существовать и в эпоху империи.