Характеристика мероприятий налогового контроля.
Налоговый контроль осуществляется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных действий, регламентированных специальным законодательством.
Результаты налогового контроля в настоящее время могут быть представлены не только в документальном виде, но и в виде формирования компьютерных информационных баз данных.
Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах.
Основным видом налогового контроля в Республике Беларусь является налоговая проверка.
Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам делятся на:
-комплексные;
-целевые;
-рейдовые;
-встречные.
Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение по месту нахождения налогового органа.
В результате камеральной проверки также контролируются:
– своевременность и полнота представления налоговых деклараций (расчетов) и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;
– соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и другим платежам в отчетном периоде;
– правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям (расчетам);
– соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);
– обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;
– своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, возложен на налоговые органы, и пеней.
Тематическая оперативная проверка: наиболее распространенный метод – контрольная закупка
Цель проведения тематической оперативной проверки такая же, как и при хронометражном методе: установление фактов сокрытия выручки (дохода), являющейся объектом налогообложения.
Наиболее эффективные способы, применяемые в ходе проведения данной проверки, – это:
– контрольная закупка товарно-материальных ценностей;
– контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.
Такие способы контроля выражены в искусственном создании должностными лицами налоговых органов ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации
Методы налогового контроля.
При проведении налоговыми органами проверок используются методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки.
Методом документальной проверки осуществляются:
- изучение действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
- исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям;
- анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;
- сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
- соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;
- сличение имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;
- оценка заключенных сделок требованиям законодательства Республики Беларусь по форме, содержанию и исполнению.
Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех взаимосвязанных финансово–хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции.
Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов. При этом используется экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности плательщика (иного обязанного лица), с целью выявления несоответствий и отклонений взаимосвязанных показателей с последующим выявлением причин их образования. В ходе экономического анализа отдельные записи бухгалтерского (налогового) учета сверяются с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения плательщиком (иным обязанным лицом) правил учета хозяйственных операций.
Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:
проведение встречных проверок;
осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);
проведение личного досмотра;
контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);
контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);
иные определенные законодательными актами способы.
При проведении фактической проверки осуществляется применение необходимых способов проверки с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета и вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого плательщика (иного обязанного лица).
Виды налоговых проверок.
Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам делятся на:
-комплексные;
-целевые;
-рейдовые;
-встречные.
Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение по месту нахождения налогового органа.
В результате камеральной проверки также контролируются:
– своевременность и полнота представления налоговых деклараций (расчетов) и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;
– соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и другим платежам в отчетном периоде;
– правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям (расчетам);
– соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);
– обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;
– своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, возложен на налоговые органы, и пеней.
Тематическая оперативная проверка: наиболее распространенный метод – контрольная закупка
Цель проведения тематической оперативной проверки такая же, как и при хронометражном методе: установление фактов сокрытия выручки (дохода), являющейся объектом налогообложения.
Наиболее эффективные способы, применяемые в ходе проведения данной проверки, – это:
– контрольная закупка товарно-материальных ценностей;
– контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.
Такие способы контроля выражены в искусственном создании должностными лицами налоговых органов ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации