Исполнение арбитражного решения
Исполнение арбитражного решения осуществляется по Нью-Йоркской Конвенции 1958г. о признании и исполнении иностранных арбитражных решений. Эта конвенция применяется к решениям, вынесенным на территории государства иного, чем то, на территории которого запрашивается исполнение. Кроме того, она применяется к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними «национальными» решениями в том государстве, где испрашивается их признание. Например, в Германии, если арбитражное решение было вынесено в соответствии с процессуальными правилами иностранного (т.е. иного, чем государство суда) государства, оно не становится национальным.
У РФ две оговорки по указанной конвенции:
1) Конвенция применяется к решениям, вынесенным на территории другого договаривающегося государства;
2) Решение, вынесенное на территории недоговаривающегося государства, исполняется на основе взаимности.
Для исполнения решения необходимы следующие документы:
1) арбитражное соглашение (оригинал или заверенная копия),
2) арбитражное решение (оригинал или заверенная копия),
3) перевод этих документов на язык запрашиваемого государства. В соответствии с Конвенцией, перевод заверяется официальным или присяжным переводчиком или дипломатическим или консульским учреждением.
В исполнении иностранного арбитражного решения может быть отказано по основаниям, совпадающим с основаниями оспаривания.
Нью-Йоркская конвенция не создала единообразного порядка признания и исполнения иностранных арбитражных решений: они осуществляются в соответствии с процессуальными нормами того государства, где испрашивается признание и исполнение.
Принудительное исполнение иностранного арбитражного решения производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, вынесшим определение о его признании и приведении в исполнение, в порядке, предусмотренном АПК РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Иностранное арбитражное решение может быть предъявлено к принудительному исполнению в срок, не превышающий трех лет со дня его вступления в законную силу*(53). В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству взыскателя (ст. 246).
Трансграничное банкротство
Трансграничная несостоятельность – это институт международного частного права, регулирующий отношения, в которых участвуют несостоятельный должник и иностранные кредиторы, либо имущество несостоятельного должника находится в разных государствах. Похожее определение дано ЮНСИТРАЛ: трансграничная несостоятельность - случаи, когда несостоятельный должник имеет активы в нескольких государствах или когда в числе кредиторов должника имеются кредиторы из другого государства, чем-то, в котором осуществляется производство по делу о несостоятельности.
Включение разделов о трансграничных недобросовестной конкуренции и несостоятельности в курсы международного частного права — явление достаточно новое для российской юридической науки. Между тем современные зарубежные курсы по международному частному праву неизменно имеют разделы о трансграничной несостоятельности и недобросовестной конкуренции — институте международного частного права. Подобный подход связан с тем обстоятельством, что действия недобросовестных конкурентов и банкротов могут затрагивать рынки нескольких государств и в таком случае судебные процессы, ведущиеся в разных странах по поводу этих действий нуждаются во взаимосвязи и координации.
Экономическое содержание несостоятельности, справедливо отмечаемое в специальной литературе, — это превышение пассива над активом. Однако этот критерий неприменим при разорении крупных компаний, имеющих многочисленные отделения по всему миру. Большие размеры принадлежащего им имущества, его разбросанность часто не позволяют в разумные сроки выявить со всей достоверностью полный его состав для того, чтобы убедиться, что они действительно уступают по размерам сумме требований кредиторов, и, следовательно, имеются основания к объявлению несостоятельности и открытию конкурсного процесса, либо прийти к противоположному заключению. Поэтому в таких случаях в основу устанавливаемой судом несостоятельности кладется не подлинный недостаток средств, а предполагаемый, проявляющийся в наступлении неплатежеспособности.
Одна из основных причин неэффективности международно-правового регулирования вопроса состоит в том, что в области трансграничной несостоятельности в гораздо большей степени, чем в иных сферах международного частного права, присутствует стремление к защите каждым государством своих публичных интересов. Публичные же интересы разных государств различны. Законодательство о банкротстве одних государств является прокредиторским (превалирует цель ликвидации должника и удовлетворения требований кредиторов), других – продолжниковским (превалирует цель восстановления платежеспособности должника). Следовательно, для разрешения проблем трансграничной несостоятельности необходимо повышение уровня доверия между странами, сближение национальных законодательств о банкротстве и на этой основе – достижение международно-правовой унификации регулирования трансграничной несостоятельности. При этом важно разработать регламентацию, которая воплощала бы идею целостности механизма регулирования отношений банкротства, во-первых, и, во-вторых, отражала бы включение интересов самых различных категорий субъектов права в рамки трансграничной несостоятельности: государства/государств, субъектов частного права — должников, кредиторов, третьих лиц и пр. Помимо прочего, предполагаемая система правового регулирования трансграничной несостоятельности должна будет исходить из принципов и норм разрешения проблем, признанных в международно-правовом плане.
Во многих странах система международного частного права часто ориентирована на защиту резидентов и предпочитает внутренние законы при противоречии между нормами внутренних и иностранных законов. Такой подход не является наилучшим для совершенствования торговых отношений. Инвесторы и кредиторы должны знать, что в законодательстве другой страны они найдут много правил аналогичных законодательству их стран. Следовательно, необходимо быть открытым для иностранного законодательства и избегать системы, позволяющей «торговаться» по поводу юрисдикции.
Правовое регулирование несостоятельности в разных странах существенно отличается. Эти различия могут касаться критериев несостоятельности; круга лиц, которые могут быть признаны несостоятельными; процедур банкротства, применяемых к должнику; особенностей банкротства отдельных категорий должников; правил судебного разбирательства дел о банкротстве; многих других сторон отношения несостоятельности. В условиях интернационализации экономики разных стран, когда несостоятельный должник и кредиторы имеют разную национальную принадлежность либо имущество несостоятельного должника, на которое обращается взыскание кредиторов, находится в разных странах, различия национальных систем правового регулирования несостоятельности являются серьезным препятствием для урегулирования отношений, связанных с признанием должника банкротом и удовлетворением требований кредиторов. Возникает проблема трансграничной или международной несостоятельности (банкротства).
Так, в области трансграничной несостоятельности ключевым вопросом является возможность открытия процедур объявления должника-иностранца банкротом в национальном суде. В настоящее время отсутствует единообразное международное правовое регулирование трансграничной несостоятельности. Поэтому обычно возбуждаются независимые производства по делам о банкротстве должника в соответствующих странах или в зависимости от политической и правовой близости стран предпринимаются бессистемные попытки урегулирования долгов на основе принципа взаимности.
Выделяются два подхода к организации трансграничных банкротств: универсальный и территориальный. Эти термины выступают скорее явлением доктринального, чем легального порядка, поскольку в нормативном материале располагающих соответствующим законодательством государств не произошло закрепления ни того, ни другого.
Универсальный подход (метод единого производства) характеризуется тем, что для объявления банкротом требуется лишь одна судебная процедура в той стране, с которой банкрот связан личным законом (гражданства, местонахождения, регистрации и т.д.). Метод единого производства имеет явные преимущества: применяются единые правила производства, все активы должника учитываются в одном месте, все кредиторы участвуют в процедурах на равных условиях. Следует учесть также, что при современном развитии информационных технологий всем кредиторам могут быть предоставлены адекватные возможности участия в иностранном производстве. Судебное решение, принятое в этой процедуре подлежит признанию в других странах.
Территориальный подход (метод параллельных производств) ставит во главу ограниченность действия процедур банкротства, проведенных в одном государстве пределами его территории. Последнее означает, что для признания должника банкротом в другой стране следует начинать новую процедуру банкротства, в которой решение зарубежного суда о банкротстве будет рассматриваться в качестве одного из доказательств неплатежеспособности должника.
Обе названные схемы не обеспечивают юридических методов преодоления экономической несостоятельности: активы банкрота способны перемешаться по миру быстрее, чем легализуются судебные решения, позволяющие их изымать из собственности несостоятельного лица в пользу его кредиторов. На устранение недостатков названных подходов направлены усилия мирового сообщества по выработке единого акта о трансграничной несостоятельности.
Коллизионное регулирование
Проблема применимого права в случаях «трансграничных банкротств» распространяется на две основные составляющие: применение процессуального права и применение материального права, то есть того правопорядка, который регулирует вопрос по существу.
Процессуальные нормы, подлежащие применению, представляют собой право того государства, судебное учреждение которого рассматривает дело. Lex fori определяет очередность требований кредиторов, судьбу неисполненных контрактов, обеспечительных средств и интересов, пределы допущения зачета и встречных требований (несмотря на отнесение этих вопросов в некоторых странах к материальному регулирования).
При этом следует проводить четкое различие в том, как понимается lex fori. В зависимости от того, какой принцип положен в основу регулирования в той или иной стране. Так, если данное государство разделяет принцип «универсальности», то существует только один закон суда, т.е. право того государства, в котором и проходит процедура банкротства. Банкротство трактуется как единое производство. В противоположность этому страны, исходящие из принципа «территориальности», должны быть готовы к применению множества законов суда, поскольку в каждой стране, где имеются имущество и активы юридического лица, должны быть открыты отдельные процедуры банкротств. В результате не исключена ситуация, когда удовлетворение одного требования будет подчиняться нескольким правопорядкам.
Проблема осложняется тем, что страны, разделяющие как идеи «универсальной теории», так и «территориальности», предпочитают использовать их в интерпретации соответственно либо «ограниченного универсализма», либо «ограниченной территориальности».
В сфере «трансграничных банкротств», как нигде в иной области, важное значение имеет «предварительный коллизионный вопрос». В частности, определение применимого к целостности отношений по признанию лица несостоятельным и установление очередности кредиторов не всегда может прояснить ситуацию во всех ее аспектах. Например в том, что касается действительности договора, по которому возникло требование к должнику, и, таким образом, действительности самого требования правомерно ли существует обеспечительное средство, и, как следствие этого, действителен ли заявленный иск кредитора на удовлетворение. При этом lex causae может не совпадать с lex fori.
В результате того, что каждое государство имеет свою систему коллизионного права, отыскание применимого права к предварительному вопросу и последующее разрешение основной коллизионной проблемы (несостоятельности) могут привести к различным результатам в зависимости от того, суд какой страны разбирает дело и каким правопорядком он руководствуется при объявлении лица несостоятельным.
В соответствии с ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», российским и иностранным кредиторам, участвующим в производстве по делу о банкротстве, предоставляются равные права, решения иностранных судов по делам о банкротстве признаются в России на основании международного договора, а в его отсутствие могут быть признаны на началах взаимности (п.5, 6 ст.1).
1) Отечественное право признает только один вариант выхода за государственную границу в связи с несостоятельностью - участие в таких делах иностранных кредиторов. Не предусматривается учет иных факторов: нахождение имущества российского должника за границей, возникновение обеспечительных средств в силу постановлений иностранных законов и актов судебных или других учреждений и т.д.
2) Согласно ст. 33 Закона дела о банкротстве юридического лица компетентен разрешить арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица, по месту жительства индивидуального предпринимателя. Следовательно, в российском суде не может быть возбуждено дело о банкротстве должников, существующих за пределами Российской Федерации.
3) Отечественный суд может признать иностранное решение о банкротстве при наличии международного договора или на основании взаимности. Последнее основание противоречит ст. 241 АПК, допускающей признание и исполнение в России иностранных судебных решений, если одновременно есть международный договор РФ и федеральный закон.
В Великобритании и США иск о банкротстве можно заявить иск и против компании, зарегистрированной в другой стране. Если процедура банкротства инициирована в Англии, считается, что она относится ко всем активам компании, где бы они ни находились и в чем бы ни выражались, т.е. даже к недвижимости, расположенной за границей. В то же время действия иностранного официального управляющегобудут признаны только в отношении движимых вещей, находящихся в Англии. Что же касается недвижимости,расположенной в Англии, английский суд должен выдать особый приказ, разрешающий иностранному управляющему продать данное имущество для целей осуществления процедур по несостоятельности. Согласно ст. 426 английского Закона о несостоятельности 1986 г. предусматривается признание судебных решений, принятых в соответствующей стране Британского Содружества Наций. Иностранное производство о несостоятельности не приводит к автоматической остановке процедур против должника в Англии.
В США суд может возбудить дополнительное (вспомогательное) по отношению к процедурам, ведущимся в иностранном государстве, производство о банкротстве по заявлению представителя, назначенного иностранным судом, принудительно исполнить судебное решение против должника, осуществить предварительное обеспечение или принудительно взыскать обеспечительное средство, передать иностранному взыскателю имущество несостоятельного лица (§304 US Bancruptcy Code). В ходе выполнения этих действий суд руководствуется следующими принципами: справедливое обращение по отношению ко всем истцам; зашита американских кредиторов от предвзятого подхода и неудобств в рамках иностранного производства; предотвращение неправомерного, преференциального или обманного оборота имущества, находящегося во владении должника; распределение вырученного имущества в соответствии с положениями Свода законов о несостоятельности США и др.
Согласно французскому и итальянскому законодательствам, решение иностранного суда должно быть признано национальным апелляционным судом, т.е. должна быть выдана экзекватура (признание решений). Предусматривается возможность при наличии активов на территории страны открывать производство о банкротстве в отношении любого должника (например, ст.64 Итальянского закона о международном частном праве), в том числе параллельно иностранным процедурам и независимо от них. Иностранным кредиторам предоставляется право заявлять свои требования и участвовать во французском производстве. Вопрос о том, как быть, если иностранный кредитор получил удовлетворение в ином государстве, нежели в том, где осуществляется процедура банкротства, разрешен во Франции: полученное в иностранном государстве засчитывается в размер требования во французском производстве.
В ФРГ германские суды на основании ст. 102 Вводного закона к Закону о несостоятельности могут осуществить признание иностранного судебного решения, относящегося к имуществу должника, находящемуся на территории Германии. Это возможно при условии, что иностранный суд, вынесший решение, был компетентен принять его, и исполнение в ФРГ такого решения не противоречит основным принципам права ФРГ, морали и нравственности и основным правам. Иностранный представитель вправе оспорить сделку, основываясь на требованиях иностранного правопорядка, хотя бы для этого отсутствуют основания согласно германскому праву («универсальность»). Признание иностранных производств не исключает открытия в Германии отдельного производства о банкротстве (принцип «территориальности»), которое будет ограничено активами, находящимися в Германии. Если за границей против должника возбуждено производство по делу о банкротстве, для возбуждения такого производства внутри страны не требуется доказывать его неплатежеспособность.
Национальное регулирование имеет ряд недостатков: активы банкрота способны перемещаться по миру быстрее, чем легализуются судебные решения, позволяющие их изымать из собственности несостоятельного лица в пользу его кредиторов.
Закономерно, что государства заинтересованы в создании унифицированного международно-правового регулирования трансграничной несостоятельности, в то время как существует известное противодействие такому единообразному регулированию со стороны мощных трансграничных корпораций.
Основная проблема, сложность в разрешении которой препятствует принятию конвенций, состоит в решении вопроса о применимом праве. Если исходить из того, что производство по делу о трансграничном банкротстве должно быть единым (а это намного целесообразнее осуществления нескольких параллельных производств в разных государствах), конвенция должна определить, право какого государства подлежит применению (следовательно, иностранные кредиторы, если их государство будет участвовать в конвенции, должны будут с этим согласиться). Можно выделить три основных варианта определения конвенцией применимого права, каждый из которых способен повлечь как положительные, так и отрицательные последствия:
- применяется право государства, в котором возбуждено первое производство по делу о банкротстве (но это может быть государство, в котором находится незначительное количество активов и кредиторов должника);
- применяется право государства – места основного ведения бизнеса (но нередко это место крайне сложно определить);
- применяется право государства – места регистрации должника (но это может быть место, где нет ни активов, ни кредиторов).
Известны попытки разработать конвенцию о несостоятельности еще до Первой мировой войны (Гаага, 1902—1904), повторенные в 1925 г. в рамках Гаагских конференций по МЧП. Но Гаагская конвенция «О несостоятельности» так и не вступила в силу. Такая же судьба постигла Брюссельскую конвенция ЕЭС о банкротстве, мировых соглашениях и аналогичных процедурах 1980 г.
Европейская конвенция о некоторых международных аспектах банкротства (Стамбул, 5 июня 1990 г.) ставит главную задачу — создать и обеспечить соответствующий правовой статус иностранного официального должностного лица, действующего в рамках процедур банкротства, в договаривающемся государстве.
В соответствии с нормами Стамбульской конвенции, если иностранный ликвидатор желает получить доступ к активам, находящимся в другом государстве, он обязан опубликовать об этом сообщение, которое должно содержать указание на наличие у него полномочий и намерение предъявить иски к должнику на территории этого государства. Только после такой публикации все кредиторы, включая работников по найму, налоговые органы, вправе в течение 2 месяцев заявить в индивидуальном порядке свои иски. Истечение указанного срока дает иностранному ликвидатору возможность осуществить свои функции в отношении оставшихся активов.
В рамках Европейского Союза была принята 23 ноября 1995 г. Конвенция о процедурах несостоятельности.
В соответствии с Конвенцией любое производство, открытое судом на территории ЕС автоматически признается на территории всех остальных членов ЕС. Центральное производство открывается по месту ведения основной деятельности должника. Дополнительное производство открывается в другом государстве-месте нахождения активов должника и ограничивается пределами этих активов. Однако дополнительное производство по Конвенции 1995 г. может быть открыто ранее основного, если для него по действующему в данном государстве праву, условия для проведения банкротных процедур уже наступили, а для открытия основного процесса их еще нет. Открытие вторичного производства, предшествующего основному, допускается и в том случае, если процедуры по несостоятельности возбуждаются кредитором, учрежденным или имеющим зарегистрированное представительство на территории данного государства либо иск которого обусловлен деятельностью должника в этом государстве. Однако после возбуждения основного производства, конкурсный управляющий основного производства имеет право требовать приостановления вторичного производства, если это будет способствовать увеличению активов или необходимо для заключения мирового соглашения.
Вторичное производство не является специальным типом производства, а представляет собой обычное производство по делу о банкротстве, к которому применяется национальное законодательство о банкротстве, если иное не установлено Конвенцией.
Таким образом, применимым правом в производствах о несостоятельности является право государства, возбудившего соответствующее производство (национальное право). При этом активы должника, находящиеся за пределами государства, в котором возбуждено производство, этим производством не затрагиваются. Конвенция 1995 г., в отличие от Конвенции 1990 г., допускает во вторичное производство лишь тех кредиторов, чьи требования признаны в основном производстве. В каждом вторичном производстве вся конкурсная масса распределяется в очередности, предусмотренной национальным законодательством. Оставшееся имущество (обычно его не остается) передается в конкурсную массу основного производства.
Применимым правом для проведения банкротства, таким образом, является право той страны, в которой возбуждены процедуры банкротства. Однако в Конвенции 1995 г. содержатся коллизионные привязки, исключающие действие этого генерального правила: о применимом праве к недействительным сделкам, о сделках с ценными бумагами, о регулировании встречных требований и т.д. В силу ст. 5 Конвенции при открытии производств о несостоятельности в других договаривающихся государствах право обеспечения требований за счет активов, расположенных в иных государствах (за пределами договаривающихся), этими производствами не затрагивается. Конвенция обусловливает применение прочих региональных международно-правовых документов. Так, если у должника и кредитора существуют встречные требования друг к другу, имеет место обращение к правилам Европейского соглашения о зачете встречных требований. В Конвенции присутствуют специальные положения по отысканию правопорядка, подлежащего применению, в части признания сделок недействительными, прав и обязанностей сторон по действующим гражданско-правовым контрактам, регулирования сделок с ценными бумагами и др. Важным практическим значением обладают правила данного международного договора о том, что иностранные производства взаимно и безусловно признаются договаривающимися государствами.
Конвенция относится только к сотрудничеству по вопросам банкротства в рамках ЕС и не распространяется на отношения государств – членов ЕС с третьими государствами.
Конвенция 1995 г. в силу не вступила. Для этого необходимо, чтобы все государства – члены ЕС подтвердили свое участие в Конвенции. К настоящему времени свое участие в Конвенции подтвердили все, кроме Англии.
Для решения этой проблемы Европейский Союз принял Регламент Европейского парламента о процедурах несостоятельности № 1346/2000. Режим работы этого Регламента не сильно отличается от Конвенции 1995 г. по своему характеру этот Регламент является новым актом, обязательным для всех европейских государств, и для Англии тоже.
Страны—участницы СНГ связаны по крайней мере тремя соглашениями международного характера, в которых вопросы признания и исполнения иностранных судебных решений получили соответствующую регламентацию. К ним относятся: Конвенция о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. и Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств—участников Содружества от 6 марта 1998 г. Последний из актов был заключен на основе Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. для целей обеспечения согласованного порядка разрешения хозяйственных споров между субъектами хозяйствования и беспрепятственного исполнения решений компетентных судов одной договаривающейся стороны на территории других государств. Исходя из содержания его ст. 3, вступившее в законную силу решение компетентного суда одной страны исполняется на территории другой договаривающейся стороны в бесспорном порядке: банк, обслуживающий должника, производит списание присужденной суммы с банковского счета должника в соответствии с правилами, установленными Соглашением 1998 г. Обращение взыскания на имущество должника производится в соответствии с законодательством государства местонахождения должника по ходатайству взыскателя в компетентный суд того государства, о котором идет речь. В случаях, не охватываемых данным международным договором, признание и исполнение решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов осуществляется на основе других вышеперечисленных соглашений стран СНГ.
Очередность, процедура, пределы взыскания и меры для обеспечения исполнения решения компетентного суда определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой производится взыскание (ст. 4). Взыскание производится на таких же условиях, как и исполнение решения собственного суда данной договаривающейся стороны. По ходатайству взыскателя должностное лицо, на которое возложено исполнение судебных решений, при соблюдении требований Соглашения обязано по месту нахождения имущества должника обратить взыскание на это имущество (движимое и недвижимое) и обеспечить перевод взыскателю денежных сумм, полученных от его реализации, если наличных денежных средств на счете должника оказывается недостаточно для погашения долга (ст. 10).
Национальные банки участников международно-правового Соглашения осуществляют контроль за беспрепятственным взысканием денежных сумм всеми банковскими учреждениями по решениям компетентных судов договаривающихся государств, вступивших в законную силу, в пределах полномочий, предоставленных им национальным законодательством и международными договорами (ст. 12).
”Противоречия в вопросах юрисдикции судов при применении в Европе законодательства о трансграничных делах о несостоятельности: дело компании Eurofood”, Лучиано Панзани
1. Понятие «чрезвычайная администрация» в Италии – это процедура, используемая в качестве альтернативы банкротству, и она применяется в отношении очень крупных предприятий.
Чрезвычайный администратор назначается Министерством по производственной деятельности Италии на несостоятельное предприятие. Суд по месту юридического адреса компании должен признать ее несостоятельность. Цель назначения чрезвычайного администратора состоит в восстановлении баланса в бюджете организации и проведении программы реорганизации, которая может осуществляться в течение не более двух лет, или для продажи активов - не более чем через один год. По истечении этого срока, если компания все еще остается несостоятельной, чрезвычайная администрация переходит к процедуре банкротства. Дело о несостоятельности компании Parmalat потребовало от итальянского правительства утвердить новые нормативные акты по чрезвычайному администрированию, которые дают больше полномочий Министерству по производственной деятельности в случаях сохранения в компаниях признаков несостоятельности, что должно признаваться судом.
После введения чрезвычайной администрации в компании Parmalat в феврале 2004 г. суд итальянской провинции Парма признал несостоятельность Eurofood - дочерней компании Parmalat. В результате этого в компании Eurofood была введена чрезвычайная администрация, а чрезвычайный администратор компании Parmalat Энрико Бонди был назначен Министерством также и на должность чрезвычайного администратора компании Eurofood. Компания Parmalat зарегистрирована в Италии, а Eurofood - в Дублине (Ирландия). Основной деятельностью компании Eurofood является обеспечение финансовых ресурсов для группы компаний Parmalat.
Eurofood осуществляла свою деятельность в u1089 соответствии со свидетельством, выданным Министром финансов Ирландии, и подлежала надзору, осуществляемому Министерством финансов Ирландии, налоговыми органами Ирландии и Центральным банком Ирландии. Eurofood имела налоговые льготы при условии, что управление компанией и ее деятельность осуществляются в Ирландии.
До 12 ноября 2003 компания Eurofood имела четырех директоров, два из которых были ирландцами и два – итальянцами. Эти оба итальянских директора сложили с себя полномочия и накануне вынесения итальянским судом постановления находились в Италии. Все заседания Совета директоров за один единственным исключением всегда проводились в Дублине. Сомнений о несостоятельности компании Eurofood не было. Проблема состояла в том, к компетенции какого суда – итальянского или ирландского – относилось принятие решения о признании компании несостоятельной. В первом случае в соответствии с итальянским законодательством используется процедура чрезвычайного администрирования. По ирландскому закону должна использоваться процедура закрытия компании. Чрезвычайная администрация – эта реорганизационная процедура, а процедура закрытия означает ее ликвидацию.
Вопрос о выборе территориальной юрисдикции между итальянским и ирландским судами регулируется в соответствии с Правилом 1346/2000 Совета ЕК, регулирующим вопросы трансграничных дел о несостоятельности на территории Европейского Союза. С целью повышения эффективности и действенности производств по делам о несостоятельности, имеющим трансграничные последствия, эти Правила являются обязательными и имеют прямое применение в государствах-членах ЕС. В Правилах предусматриваются две категории производств по делам о несостоятельности, а именно основное производство и вторичное.
Основное производство по делам о несостоятельности может иметь экстерриториальные последствия, а вторичное – ограничивается активами, расположенными в подведомственной территории суда, открывшего такое производство.
Хотя ирландский суд уже назначил временного ликвидатора, в постановлении итальянского суда говорилось, что чрезвычайная администрация в отношении компании Eurofood, введенная в Италии, должна рассматриваться как основное производство. Но ирландский суд через несколько дней после решения итальянского суда заявил о своей юрисдикции и постановил приступить к процедуре ликвидации компании Eurofood. Так, начался конфликт по вопросу юрисдикции судов между судами двух государств-членов Европейского Союза.
Суд провинции Парма установил свою юрисдикцию, ссылаясь на то, что основные интересы компании Eurofood сосредотачивались в Италии, где располагалась дирекция Parmalat. Третьи лица и кредиторы не могла не учитывать, что руководство компанией Eurofood осуществятся холдинговой компанией. Parmalat доверила компании Eurofood облигации, так что ее кредиторы не могли рассчитывать на корпоративную автономию Eurofood. Суд рассмотрел доказательства тому, что повседневное администрирование компании Eurofood осуществлялось от ее имени банком Bank of America, расположенным в Ирландии на основании соглашения об администрировании, составленном в соответствии с ирландским законодательством и предусматривающем положение об ирландской юрисдикции. Суд решил, что это соглашение об администрировании не касалось стратегических вопросов компании, которые решались компанией Parmalat в Италии.
В соответствии с решением итальянского суда предыдущее назначение временного ликвидатора ирландским судом не оказывало влияния на юрисдикцию итальянского судьи, так как ирландское производство не было основным согласно Правилу 1346/2003 Совета ЕК.
Высший суд в Дублине установил свою юрисдикцию по тем основаниям, что местом регистрации компании был Дублин, Eurofood была создана в Дублине, и что ее главные интересы были в Ирландии. Последнее учитывало то, что два из четырех администраторов и руководители компании были ирландцами, и что компания осуществляла u1089 свою деятельность с разрешения Министерства финансов Ирландии. И последнее, но не по его значению, было утверждение о том, что имелось соглашение об администрировании с банком Bank of America. Третьи лица и кредиторы могли и не знать о соглашениях компании с Parmalat и считать Дублин местом основных интересов компании Eurofood.
Высший суд подтвердил, что открытие ранее в Италии чрезвычайной администрации не являлось препятствием для закрытия компании Eurofood в соответствии с ирландским законодательством. Назначение ранее временного ликвидатора было произведено в рамках основного производства. В силу статьи 16 Правил приказ Пармского суда не должен признаваться Высшим судом. Определение «ликвидатора» в статье 2 (b) и приложении (c) к Правилам со ссылкой на Ирландию включают понятие временный ликвидатор. По мнению суда «…принимая во внимание точные формулировки Правил,…в целях исполнения данных Правил решение Высшего суда Ирландии о назначении временного ликвидатора является решением в отношении открытия производства по делу о несостоятельности в смысле статьи 3.1». Судебный приказ о назначении временного ликвидатора не является окончательным решением, но это не имеет значения с учетом определения, содержащегося в статье 2 (f) Правил.
По этой причине приказ Пармского суда не должен признаваться Высшим судом Ирландии, хотя в пункте 22 декларативной части Правил говорится о том, что решение первого суда об открытии производства должно признаваться другими государствами-членами без права на тщательное изучение решения первого суда.
Высший суд подчеркнул, что статья 26 Правил позвол