Понятие, виды, преимущества МКАС-ов
Под арбитражным (третейским) судом понимается суд, избранный сторонами для разрешения спора между ними. Арбитражные (третейские) суды, рассматривающие споры только по правоотношениям с участием иностранного элемента, следует отличать от системы арбитражных судов, разрешающих в РФ и других странах споры главным образом между хозяйственными организациями внутри страны. В отношении арбитражных (третейских) судов, специально предназначенных для рассмотрения споров с иностранными организациями и фирмами, обычно применяется понятие международного коммерческого арбитража.
МКА по своей сути – третейский суд; негосударственный орган, который формируется из лиц, избираемых сторонами или назначаемых в соответствии с порядком, согласованным ими либо установленный законом.
МКА следует отличать от межгосударственного арбитража, который является одним из средств мирного разрешения межгосударственных споров согласно ст.33 Устава ООН. Органы межгосударственного арбитража разрешают споры, возникающие из международных публично-правовых отношений межвластного характера. Субъектами такого рода отношений, как правило, являются государствами.
В силу природы МКА, вытекающей из его определения, следует иметь в виду, что суд, в который подан иск по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, обязан прекратить производство и направить стороны в арбитраж, если только он не найдет, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено при условии, что любая из сторон попросит об этом не позже того, как она представила свой первое заявление по существу спора. Эта норма, содержащаяся в ст. VI Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961г. нашла отражение в отечественном процессуальном законодательстве. Так, согласно ст.222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если имеется соглашение сторон о передаче данного спора на рассмотрение и разрешение третейского суда и от ответчика до начала рассмотрения дела по существу поступило возражение относительно рассмотрения и разрешения спора в суде. АПК РФ (ст. 148) предусматривает, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что в производстве третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, а также, если имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде.
Т.Н. Нешатаева, анализируя практику рассмотрения экономических споров с участием иностранных лиц в государственных арбитражных судах, отмечает, что молчаливое согласие сторон с компетенцией государственного суда «и в связи с этим вступление в действие принципа эстоппеля – потери права ссылаться на прежнее арбитражное соглашение (арбитражную оговорку) – общепринятая мировая судебная практика при рассмотрении споров с иностранного элемента» (Т.Н.Нешатаева О некоторых проблемах, возникающих при рассмотрении споров с участием иностранных лиц. // Вестник ВАС РФ. 1996. №10).
Виды МКА
Арбитражные органы делятся на два типа: обладающие общей компетенцией и специализированные. К арбитражам, обладающим общей компетенцией, относятся те, которые принимают к своему рассмотрению любые споры, связанные с международным экономическим и научно-техническим сотрудничеством. Таков действующий в РФ МКАС при ТПП РФ. К арбитражным органам со специальной компетенцией относятся суды, которые специализируются на разрешении споров, возникающих из определенных отношений. Например, к компетенции такого арбитражного органа, как МАК при ТПП РФ, относятся договорные и иные гражданско-правовые споры, связанные с осуществлением морского мореплавания.
Все МКА суды можно разбить на постоянные МКАС-ы и суды ad hoc (разовые).
Постоянные суды создаются при каком-либо учреждении, институте (биржа, юридическая фирма, банк, торгово-промышленная палата).
Значительной известности достигли ныне такие постоянно действующие арбитражные органы, как Международный арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма, Международный арбитраж Американской Арбитражной Ассоциации, Лондонский международный третейский суд
В РФ наиболее известен МКАС при ТПП РФ.
Постоянный арбитражный суд состоит из 2 элементов: регламента суда (процессуального кодекса для этого суда); списка арбитров (данные о лицах, которые могут выступать в качестве судей).
Суд Ad hoc –негосударственный суд, создается для рассмотрения конкретного спора, после заканчивают свою деятельность.
В таких судах нет постоянного регламента и постоянного списка арбитров. Стороны сами создают регламент суда и список судей. Есть типовые регламенты – на них ссылаются стороны, тем самым инкорпорируя их в договор (ЮНСИТРАЛ, ЕЭК, ЭКАДВ).
МКАС-ы – специализированные третейские суды.
Споры в области внешней торговли могут рассматриваться также обычными третейскими судами, созданными на основе ФЗ «О третейских судах в РФ» 2002г.
Если обычные третейские суды рассматривают спор с участием иностранного элемента, их деятельность регламентируется правилами, установленными для МКАС.
Как отмечается, в последнее время спорящие стороны все чаще обращаются к арбитражу ad hoc. Этому способствует то, что в 1976 г. в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) был разработан Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, который был одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1976г. Этот регламент, не являющийся по своей правовой природе международным договором, представляет собой рекомендацию международной организации. Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ пользуется широкой известностью. Согласно этому регламенту в том случае, если одно из сторон уклоняется от избрания арбитра или избранные сторонами арбитры не могут избрать арбитра-председателя, любая из сторон вправе обратиться к Генеральному секретарю Постоянного третейского суда в г. Гааге. Генеральный секретарь по просьбе стороны назначает такой компетентный орган.
В контексте МЧП термины «третейский суд» и «арбитражный суд» являются синонимами. В рамках внутреннего правопорядка – нет.
По утверждению некоторых авторов МКАС-ы имеют ряд преимуществ по сравнению с государственными судами:
1) Профессионализм арбитров. Стороны обращаются к ним, т.к. испытывают к ним больше доверия, чем к государственным судам. Но быть арбитром – необязательно иметь юридическое образование: в ФЗ «О третейских судах» и «О МКА» такого требования не установлено. Хотя из 60 арбитров МКАС при ТПП РФ – 40 д.ю.н.
2) Оперативность судопроизводства (быстрее, чем государственные суды). Постановление решения МКАС – 6 месяцев с момента поступления решения сторон, а по АПК – 2 месяца, однако в МКАС нет вышестоящих инстанций и фактически получается быстрее.
3) Дешевизна судебного разбирательства. Однако по регламенту МКАС регистрационный сбор составляет 750 дол., а минимальный размер арбитражного сбора при сумме спора более 10.000 дол. составляет 2.000 дол.
4) Независимость от государственных судов (пункт особенно значим, если в составе сторон есть государство).
5) Отсутствие инстанционности. Решение суда – окончательно и не может быть обжаловано по мотивам неправильного применения норм материального права. Оно может быть оспорено только по процессуальным мотивам (связанным с действительностью арбитражного соглашения либо с соблюдением арбитражной процедуры).
6) Высокая степень исполнимости решений третейских судов и в облегченности процедуры. Решения государственных судов исполняются на основании договоров о правовой помощи – они есть с около тридцатью государствами. Третейские решения исполняются на основании Нью-Йоркской конвенции 1958 г. о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, участниками которой являются более 130 государств.
7) Негласное рассмотрение дел. Лишь с разрешения состава арбитража и с согласия сторон на слушаниях могут присутствовать лица, не участвующие в разбирательстве.