Коллизионно-правовой статус физических лиц в МЧП

Основная проблема – определение личного закона физического лица.

Личный закон – правопорядок, определяющий дееспособность физических лиц, момент возникновения правоспособности, вопросы, связанные с правом на имя, опекой и попечительством, вопросы, связанные с семейным статусом, условиями вступления в брак, условиями усыновления и т.д.

Главная задача этого раздела МЧП - определить возраст возникновения дееспособности:

В мировой практике существует два основных способа определения личного закона физических лиц.

В континентальных странах и странах, тяготеющих к Романо-германской системе (куда относится и Россия) определение личного закона исходит из права гражданства.

Основные принципы концепции гражданства:

1) Гражданство – личная связь человека и государства; гражданство устойчиво во времени и пространстве. Как правило, лицо имеет гражданство того государства, с которым оно социально связано.

2) В случае двойного гражданства приоритетом обладает эффективное (преимущественное или доминирующее) гражданство, дополнительные критерии – язык, место проживания семьи, нахождение имущества;

Второй способ - определение личного закона в соответствии с правопорядком домицилия (англосаксонская теория).

Основные положения:

1) Домицилий представляет собой единство следующих элементов: правосубъектность, постоянное проживание на территории государства и намерение быть социально привязанным к данному государству. Главным в этой теории является элемент намерения.

2) Лицо при рождении имеет домицилий отца. При достижении совершеннолетия может домицилий сменить. При неустановлении домицилия на настоящий момент действует предыдущий домицилий (американская система домиция) или домицилий происхождения (английская система).

Эти два способа определения личного закона имеют достоинства и недостатки.

Достоинства критерия гражданства – четок, так как гражданство легко установить, в реализации этого критерия заинтересовано государство, поскольку даже если человек проживает за пределами государства гражданства его дееспособность определяется по праву этого государства. Однако гражданство может порождать фиктивную связь лица и правопорядка.

Достоинства критерия домицилия – его основная цель заключается в установлении реальной связи между лицом и государством, на территории которого он проживает. Недостаток этого критерия – нечеткость, сложность определения.

В России вопросам, связанным с личным законом, посвящены ст.ст. 1195-1200 ГК РФ.

Статья 1195.

1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

Комментарий.

1. Общей особенностью является стремление распространить свое право как на своих граждан за границей, так и на иностранцев на территории РФ. По этой в ГК закрепляется противоречащие друг другу концепции.

Практической проблемой, вытекающей из ч. 2, 3 ст. 1195 может стать непризнание иностранными судами решений отечественных судов по этим вопросам.

Статья 1196. Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом.

Комментарий. В теории международного права традиционно утверждается, что объем правоспособности лица определяется по праву государства, на территории которого лицо находится. В этом проявляется принцип суверенитета. В соответствии с решением МС ООН (1950-х гг.), гражданство должно признаваться другими государствами только в том случае, если это гражданство представляет собой устойчивую эффективную связь между индивидом и государством, предоставившим гражданство.

В ГК – иное решение, которое будучи практически реализованным приведет к следующим последствиям:

1) объем прав российских граждан за границей может быть меньше объема прав иностранных граждан;

2) объем прав иностранцев, находящихся в РФ, будет больше, чем объем прав отечественных граждан.

Альтернативой вышеприведенной формулы закона могло бы стать определение объема правоспособности по праву места нахождения.

Наряду с привязкой к закону гражданства, ГК в некоторых случаях закрепляет привязку к праву места жительства: например, ч.3-5 ст.1195, ст. 1211, ст. 1224 и т.д.

Что такое место жительства и как его определять:

Возможны следующие варианты:

- местом жительства можно считать место постоянного или преимущественного проживания (ст.20 ГК РФ); Согласно ст.2 Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации": место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

- Названный закон не раскрывает понятия места жительства. Другие нормативные акты Российской Федерации, в частности Федеральный закон от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", связывают его с жилым помещением, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору либо на иных основаниях, предусмотренных российским законодательством (статья 2). Наличие соответствующего жилого помещения подтверждается фактом регистрации гражданина органами внутренних дел. (Постан КС РФ 15.01.1998 №2-П)

- место жительства следует считать резидентство (нахождение на территории государства 183 дня в году) (НК РФ).

Однако вряд ли это целесообразно, так как действия, связанные с конкретным правоотношениям могут быть реализованы вне периода резидентства. Да и сами нормы, определяющие резидентство, содержатся в налоговом, валютном праве – т.е. публичном праве.

- место жительства следует считать домицилий. Вряд ли целесообразно, потому что существенно затруднит работу судов – из необходимости установить элемент намерения;

- способ «раздробленного» толкования:

Любые сложные проблемы, связанные с определением места жительства, следует решать на основе соответствующих статей, действующих совместно с ч.2 ст. 1186 ГК. Под местом жительства следует понимать тяготение большинства элементов отношения к определенному правопорядку, а не простой факт нахождения физического лица на территории государства.

Нормы, содержащиеся в разделе 6 ГК РФ, являются традиционными для российского законодательства. Например, федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 указывает те же критерии определения правосубъектности физического лица: "иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства" (ст.2).

В 2002 г. в РФ принят новый Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Настоящий Федеральный закон (ст. 1) определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В соответствии со ст. 2 Закона иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Фе­дерации и имеющее доказательства наличия гражданства (под­данства) иностранного государства; лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Фе­дерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (под­данства) иностранного государства. Понятие «лицо без граждан­ства» включается Законом (п. 2 ст. 2) в понятие "иностранный гражданин», за исключением случаев, когда федеральным зако­ном для лиц без гражданства устанавливаются специальные пра­вила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Закон выделяет три категории иностранных граждан:

• временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок пребывания такого лица опре­деляется (п. 1 ст. 5) сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации ино­странного работника, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение

работ (оказание услуг), продлевается на срок действия дого­вора, но не более чем на один год (п. 5 ст. 5);

• временно проживающий иностранный гражданин в РФ — это лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, и составляет три гола (п. 1 ст. 6). Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину и без учета квоты.

Решение вопросов о выдаче разрешения находятся в ведении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Указанный орган в течение шести месяцев выдает иностранному гражданину раз­решение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения (п. 4 ст. 6) по тринадцати основаниям, изло­женным в статье.

• постоянно проживающий в Российской Федерации ино­странный гражданин — лицо, получившее вид на жительство (п. I ст. 2). Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган феде­рального органа исполнительной власти, ведающего вопроса­ми внутренних дел, по истечении не менее одного года его проживания на основании разрешения на временное прожива­ние и не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Вид на жи­тельство выдается иностранному гражданину на пять лет и может быть продлен на пять лет (ст. 8). Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный — аннулируется в случаях, указанных в ст. 9 упомянутого Закона. Закон устанавливает изъятия из национального режима, представленного иностранным гражданам в Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранный гражданин не имеет права:

• посещать территории, организации и объекты, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (п. 1 ст. 11);

• изменять по собственному желанию место проживания в пре­делах субъекта Российской Федерации или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Рос­сийской Федерации — для временно проживающего в Рос­сийской Федерации (п. 2 ст. 1);

• избирать и быть избранным в федеральные органы государ­ственной власти и органы власти субъектов Российской Федерации и участвовать в референдумах (п. 1 ст. 12). Иностран­ные граждане, постоянно проживающие в Российской Феде­рации, имеют право избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, а также участвовать в мест­ном референдуме (п. 2 ст. 12);

. осуществлять трудовую деятельность при отсутствии разре­шения на работу, а работодатель и заказчик работ (услуг) не имеют права привлекать и использовать иностранных работ­ников без разрешения на привлечение и использование ино­странных работников (п. 4 ст. 13), за исключением отдельных категорий иностранных граждан;

. находиться на государственной или муниципальной службе, а также быть принятым на работу в случаях, поименованных в п. 1 ст. 14 Закона. Порядок замещения иностранными граж­данами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации; • не может быть призван на военную службу (ст. 15).

Согласно тому, что современное международное право закре­пило право граждан на эмиграцию (право на выезд), но не обя­зывает представлять право на иммиграцию (на въезд), закон рег­ламентирует правило въезда в Россию.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим воп­росами иностранных дел, либо федеральным органом исполни­тельной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом (п. 1 ст. 16) по ходатайству органов, организаций, юридических лиц и граждан, указанных в пп. 3 и 4 ст. 16 рассматриваемого Закона. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашающей стороной приглашения на въезд пред­ставляются гарантии материального, медицинского и жилищно­го обеспечения иностранного гражданина на период его пребы­вания в Российской Федерации. Закон прописывает порядок приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательном учреждении, а также с целью осуществления трудовой деятельности.

За все виды действий, связанных с приглашением, пребыва­нием и предоставлением трудовой деятельности иностранному гражданину, устанавливается взимание государственной пошлины. Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федера­цию, обязан пройти регистрацию в порядке, изложенном в главе третьей Закона, в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию (ст. 20). Регистрация производится по месту его пребывания по письменному заявлению этого гражда­нина, поданному лично или через приглашающую организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Регистрация произ­водится, если иностранный гражданин представил для регистрации миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удос­товеряющий личность. Временно проживающие и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориаль­ном органе федерального органа исполнительной власти, ведаю­щего вопросами внутренних дел, по месту своего жительства (п. 4 ст. 21).

Регистрация и перерегистрация иностранных граждан, имею­щих дипломатические привилегии и иммунитеты, производятся федеральным органом исполнительной власти, ведающим воп­росами иностранных дел (ст. 22). В этом случае иностранным гражданам выдаются дипломатические, служебные или консуль­ские карты.

В целях учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих (как временно, так и постоянно) в Российской Федерации, создается центральный банк данных (ст. 26).

Учет иностранных граждан, обучающихся в Российской Фе­дерации в образовательных учреждениях, ведут федеральные органы исполнительной власти, направившие ходатайства о выда­че иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию для обучения в учреждениях профессионального об­разования (ст. 27).

Учет иностранных работников, временно пребывающих в Рос­сийской Федерации, ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, представляющий информацию в федеральный орган испол­нительной власти, занимающийся вопросами внутренних дел, и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения (ст. 28).

Учет иностранных граждан, имеющих дипломатические при­вилегии и иммунитеты, и членов их семей, ведет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностран­ных дел (ст. 29).

Контроль за проживанием, временным пребыванием в Рос­сийской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами внутренних дел, и его территориальными подразде­лениями (ст. 30).

При несоблюдении иностранным гражданином срока пребы­вания или проживания в Российской Федерации, а также в слу­чае если разрешение на временное проживание или вид на жи­тельство, выданное иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин подлежит депортации (ст. 31) за счет средств депортируемого иностранного гражданина или средств органов, указанных в пп. 5, 6 ст. 31 Закона.

В случае нарушения иностранным работником условий тру­дового договора или гражданско-правового договора на выпол­нение работ (услуг) разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть аннулировано федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутрен­них дел по ходатайству работодателя или заказчика работ.

Закон вводит порядок учета иностранных граждан, незаконно находящихся в РФ, включающий фотографирование и обяза­тельную государственную дактилоскопическую регистрацию с последующим помещением полученных сведений в централь­ный банк данных (ст. 33).

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства РФ, подлежит административному выдворению за ее пределы за счет средств выдворяемого гражданина либо за счет средств, указанных в пп. 1, 2 ст. 34 Закона. За нарушение рос­сийского законодательства к ответственности привлекаются, в том числе должностные лица, ответственные за соблюдение ре­жима пребывания иностранных граждан в РФ.

Наши рекомендации