Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется

    • президиумом верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда в составе не менее трех судей,
    • Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в составе трех судей, а
    • в порядке надзора - большинством членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 УПК, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в апелляционном порядке.

31. Прокурор в уголовном судопроизводстве, его полномочия.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным ли­цом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государ­ства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Обвинение в суде поддерживается прокурором — государствен­ным обвинителем.

Государственный обвинитель — поддерживающее от имени госу­дарства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

Однако обвинение — не только итоговый вывод о виновности, но и правоотношения и деятельность участников уголовного про­цесса по обоснованию данного вывода.

Подробнее

Законодатель выделяет

·

· частное,

· частно-публичное и

· публичное

уголовное преследование (или обвинение).

Частное обвинение (уголовное преследование) — правоотношения и деятельность частного обвинителя, а иногда следователя и с со­гласия прокурора дознавателя в сфере уголовного судопроизводства по возбуждению уголовного преследования конкретного лица и до­казыванию его виновности в совершении преступления частного обвинения. Под согласием законодатель понимает разрешение руководителя следственного органа на производство следователем или прокурора на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и принятие ими процессуальных решений (п. 41.1 ст. 5 УПК РФ).

По делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 и ч. 1 ст. 116 УК РФ и совершенных в условиях неочевидности (при неиз­вестности данных о личности виновного), частное обвинение (уго­ловное преследование) преобразуется в публичное обвинение (уго­ловное преследование).

Частно-публичное обвинение(уголовное преследование) — право­отношения и деятельность потерпевшего (жертвы), органа дозна­ния, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по возбуждению и предварительному расследованию уголовного дела о преступлениях, отнесенных законом к частно-публичному обвинению (уголовному преследованию).

Публичное обвинение (уголовное преследование) — правоотношения и деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, руководи­теля следственного органа и прокурора и иных участников уголовного процесса по возбуждению производства по уголовному делу и предва­рительному расследованию преступлений в силу служебного долга, без учета волеизъявления участников уголовного судопроизводства.

Полномочия прокурора

В процессе уголовного преследования по уголовному делу про­курор вправе (ст. 37 УПК РФ):

1) в ходе досудебного производства по уголовному делу осуществлятьограниченный надзорза соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования:

Подробнее

·

· проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

· выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства);

· требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

· давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

· давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

· истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии УПК РФ;

· отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

· рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

· участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

· при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнегоареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

· разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

· отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

· изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

· передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

· утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

· утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

· возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

· осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

2) в ходе судебного производства по уголовному делупрокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

32. Полномочия следователя и руководителя следственного органа.

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Предварительное следствие производится следователями Следст­венного комитета Российской Федерации, в том чис­ле военной, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасно­сти и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК РФ).

Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.

В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен:

1. возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;

2. принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3. самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4. давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5. обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38 ст. 5 УПК РФ).

Структура следственных подразделений различается в зависимости от их ведомственной подчиненности. К следственным подразделениям относятся следственные комитеты, главные управления, (управления), службы, отделы, иные подразделения, созданные для производства предварительного расследования при Генеральной прокуратуре РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ на основании: ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.»; Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 ноября 1998 г. № 1422; ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 22 февраля 1995 г.; Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» от 28 июля 2004 г. № 976.

Соответственно руководители следственных подразделений указанных органов и их заместители обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ст. 39 УПК. Это необходимо руководителю следственного органа и для реализации своих функций, поскольку уголовно-процессуальным законом он отнесен к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Процессуальные полномочия руководителя следственного органа, содержащиеся в ст. 39 УПК:

  • поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
  • проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
  • давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
  • давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
  • разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
  • отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;
  • продлевать срок предварительного расследования;
  • утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  • давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 21 УПК, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК;
  • возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Руководитель следственного органа независимо от ведомственной подчиненности является организатором следственной работы отдела (подразделения). Поэтому помимо процессуальных полномочий, предусмотренных ст. 39 УПК, он имеет и административные полномочия. В частности, начальник следственного подразделения в районном, городском, линейном отделе внутренних дел МВД по должности является заместителем начальника органа внутренних дел и несет ответственность за организацию работы следственного подразделения.

Среди важнейших его обязанностей можно выделить:

  • внесение представлений о поощрении или привлечении следователей к дисциплинарной ответственности, представление их к присвоению специальных званий, перемещению по службе;
  • заслушивание следователей по вопросам их взаимодействия с работниками других служб в раскрытии и расследовании преступлений, выполнении планов работы, внедрения опыта новых криминалистических средств и методов в работе, повышения профессионального мастерства;
  • координацию работы следственных подразделений с органами прокуратуры, безопасности, юстиции, другими государственными учреждениями по вопросам расследования преступлений;
  • систематический анализ оперативной обстановки, состояния работы по раскрытию и расследованию преступлений, анализ результатов деятельности следственного подразделения и каждого следователя; разработку и осуществление мер по совершенствованию предварительного следствия, внесения соответствующих предложений вышестоящему руководителю;
  • рассмотрение жалоб, представлений прокуроров, частных определений судов на действия следователей и нарушения ими норм уголовно-процессуального законодательства, принятие мер по устранению нарушений;
  • недопущение необоснованного привлечения следователей к выполнению функций, не связанных с расследованием уголовных дел их подследственности; пресечение фактов вмешательства в процессуальную деятельность следователей, лиц, не уполномоченных на то законом.

33. Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять предварительное расследование в форме дознания и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

Перечень органов дознания содержится в ч. 1 ст. 40 УПК:

1. органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2. органы Федеральной службы судебных приставов;

3. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Основные полномочия органов дознания можно разделить на две группы:

§ связанные собственно с производством дознания как формы предварительного расследования по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;

§ связанные с возбуждением уголовного дела и производством неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Дознание выступает в качестве формы предварительного расследования по делам о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Дознание и предварительное следствие как формы расследования направлены на выполнение назначения уголовного судопроизводства, основаны на его единых принципах. В целом общие правила предварительного следствия распространяются и на дознание. Тем не менее, дознание отличается от предварительного следствия ускоренной процедурой производства, порождающей ряд особенностей расследования и его завершения (гл. 32 УПК РФ).

От дознания как формы предварительного расследования необходимо отличать действия, которые проводят органы дознания при обнаружении признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а именно возбуждение уголовного дела ипроизводство неотложных следственных действий, т.е. действий, осуществляемых в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. УПК РФ в отличие от УПК РСФСР не устанавливает, какие конкретно следственные действия могут производиться в качестве неотложных, т.е. это могут быть любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом следственные действия, промедление с производством которых может повлечь исчезновение, порчу, утрату или фальсификацию доказательств.

Чаше всего это осмотр места происшествия, местности, жилища иного помещения, предметов и документов, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, обыск, выемка и освидетельствование. После производства этих действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания дал жен направить уголовное дело прокурору для определения подследственности.

Кроме производства дознания и неотложных следственных действий органы дознания обязаны:

§ принимать и проверять сообщения о любом готовящемся или совершенном преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК);

§ по поручению прокурора и следователя производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, исполнять постановления о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве иных процессуальных действий, а также оказывать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157, ч. 7 ст. 164 УПК);

§ в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).

В отличие от УПК РСФСР действующий уголовно-процессуальный закон не относит деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, к особой разновидности дознания. В связи с этим теоретическое выделение двух форм дознания, т.е. дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и по делам, по которым его производство не обязательно, не имеет в настоящее время нормативной основы. Закон знает только один вид дознания — по делам о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Именно поэтому в ч. 3 ст. 151 УПК, определяющей компетенцию органов дознания, нет капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Указанные лица в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК осуществляют не дознание, а только возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий.

Орган дознания возглавляет его начальник. Полномочия начальника органа дознания в ходе досудебного производства распространяются в полном объеме на заместителя начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК). Процессуально-правовой статус начальника органа дознания не урегулирован отдельной статьей УПК, тем не менее, указания на его полномочия содержатся в различных статьях Кодекса.

Начальник подразделения дознания имеет следующие полномочия:

§ поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

§ изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

§ отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

§ вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК. принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий начальник подразделения дознания вправе:

1. проверять материалы уголовного дела;

2. давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ст. 40.1).

Новый УПК впервые вводит в число субъектов уголовного судопроизводства на стороне обвинения такого участника, как начальник подразделения дознания, что позволило четко определить полномочия начальника подразделения дознания и дознавателя как лиц, правомочных осуществлять предварительное расследование.

Начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5).

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо упал помоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 7 ст. 5 УПК).

Соответствующее должностное лицо приобретает статус дознавателя:

1. по должности;

2. если начальник органа дознания возлагает на него полномочия дознавателя по конкретному делу.

В ч. 2 ст. 41 УПК содержится запрет возложения полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, чтобы не допустить сращивания различных по своей юридической природе оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования. Поэтому том в случае, если собранные оперативным сотрудником материалы содержат достаточные основания для возбуждения уголовного дела о преступлении, отнесенном к подследственности органов дознания, они должны быть переданы начальнику органа дознания для принятия решения в соответствии с ч. 1 ст. 145 УПК.

В УПК РФ усилена самостоятельность дознавателя при решении вопросов, связанных с расследованием уголовного дела. Он самостоятельно производит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение.

Степень процессуальной самостоятельности дознавателя ниже по сравнению со следователем, что проявляется во взаимоотношениях с начальником органа дознания и прокурором. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. При этом он не вправе приостановить исполнение обжалованных им указаний начальника органа дознания или прокурора независимо от того, относительно каких вопросов эти указания даны (ч. 4 ст. 41 УПК).

34. Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец и их представители.

Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или мораль­ный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступ­лением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется по­становлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.

Гражданский истец

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Материальным основанием признания лица потерпевшим явля­ется установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.

Под вредом в уголовно-процессуальной теории по­нимается:

    • физический вред — нарушение телесной или психической целостности орга­низма личности;
    • моральный вред — причинение нравствен­ных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
    • имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как ис­ключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.

Частный обвинитель — потерпевший или его законный представи­тель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).

В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу част­ного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и под­держивающее обвинение в суде.

Частный обвинитель наделяется правами, предусмотренными частями четвертой, пятой и шестой статьи 246 УПК РФ.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/28350bdeb8cac3a4ec96a0370f6e8a5604f9640b/

Институт представительства в уголовном процессе призван обеспечить участников судопроизводства помощью, содействием в реализации их прав и законных интересов посредством других лиц — представителей.

Особенностью реализации института представительства в уголовном процессе является то, что участие представителя чаще всего предполагает и непосредственное участие в судопроизводстве самого представляемого лица. И наоборот, личное участие в уголовном деле потерпевшего, гражданского истца или частного обвинителя не лишает его права иметь по этому уголовному делу представителя.

Представительство может быть основано на законе и на соглашении между представителем и представляемым.

Представительство в силу закона имеет место в случаях, когда представитель действует вследствие возложенной на него законом обязанности представлять интересы представляемого лица. Законными представителями потерпевших выступают их родители, опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, а также органы опеки и попечительства (п. 12 ст. 5 УПК).

Представительство по соглашению — это представительство на основании доверенности, заключенного соглашения об оказании юридической помощи и т.п. Представителем по соглашению является лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший, частный обвинитель или гражданский истец.

В ряде случае закон устанавливает обязательное участие представителей. Так, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются законные представители несовершеннолетних потерпевших, а также представители потерпевших, которые по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Поскольку юридические лица могут участвовать в уголовном процессе не иначе как через своих представителей, следовательно, участие последних в производстве по делу также следует признать обязательным.

Часть 1 ст. 45 УПК определяет круг лиц, которые могут выступать представителями таким образом, что представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя в досудебном производстве и в судебном разбирательстве в федеральном суде могут быть только адвокаты, делая исключение лишь для юридических лиц, выступающих в качестве гражданских истцов, а также для потерпевших и гражданских истцов при производстве у мирового судьи, где «по постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть также допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец».

Попытка ввести законодательную монополию адвокатуры на оказание юридической помощи неоднократно становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (постановление от 16 июля 2004 г. № 15-П, определения от 5 декабря 2003 г. № 447-0, от 5 декабря 2003 г. № 446-0, от 5 февраля 2004 г. № 25-0). По мнению Конституционного Суда, допущение возможности участия в судопроизводстве в качестве представителей юридических лиц, а также физических лиц, являющихся потерпевшими, частными обвинителями или гражданскими истцами, только адвокатов нарушает конституционный принцип юридического равенства, поскольку адвокаты и их объединения произвольно ставятся в привилегированное положение по отношению к частнопрактикующим юристам и организациям, предметом деятельности которых является оказание юридической помощи, включая представительство в суде.

Конституция РФ гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи в лице адвоката только для подозреваемых и обвиняемых, а не для иных участников уголовного судопроизводства, что нашло свое закрепление в ст. 49 УПК, согласно которой в качестве защитников допускаются адвокаты. Лишение потерпевшего и гражданского истца по уголовным делам, подсудным федеральным судам, права обратиться к другим лицам, способным оказать, по их мнению, квалифицированную юридическую помощь, фактически привело бы к понуждению этих участников уголовного судопроизводства использовать только один способ защиты, что не согласуется с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ.

Такое ограничение значительно сузило бы возможности потерпевшего и гражданского истца свободно выбирать способ защиты своих интересов, а также право на доступ к правосудию, гарантированное ч. 1 ст. 46 Конституции РФ. Таким образом, ч. 1 ст. 45 УПК в соответствии с ее конституционно-правовым истолкованием, выявленным Конституционным Судом РФ, предполагает, что представителям потерпевшего и гражданского истца в уголовном процессе (как в досудебном производстве, так и в судебном разбирательстве, в том числе в федеральном суде) могут быть не только адвокаты, но и иные лица, включай близких родственников, о допуске которых ходатайствует потерпевший или гражданский истец.

Представителями организаций (независимо от того, выступают ли они в качестве потерпевшего или гражданского истца) являются их руководители, действующие на основании правовых актов или учредительных документов (ст. 53 ГК РФ), либо иные лица, действующие на основании доверенности, выданной руководителем (органом управления) юридического лица.

Представители допускаются в уголовный процесс при предъявлении ими соответствующих документов, подтверждающих их правомочия. Для допуска в качестве представителей близких родственников потерпевшего, частного обви<

Наши рекомендации