Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц
Часть 1 ст. 3 УПК РФ устанавливает, что производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ, ведется в соответствии с правилами, установленными УПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 3 УПК РФ процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел РФ.
Вместе с тем, в действующем УПК РФ отсутствуют ссылки на конкретные нормы международного права, наделяющие неприкосновенностью от уголовно-процессуальной юрисдикции государства пребывания определенные категории лиц. Эти нормы закреплены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г., Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенцией ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. и другими международными договорами и соглашениями.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что в круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят:
- главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания;
- главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно;
- другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
Дипломатические иммунитеты начинают действовать в отношении лица, имеющего право на их предоставление, с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Действие иммунитета прекращается в тот момент, когда соответствующее лицо оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, или с момента отказа ему в иммунитете аккредитующим государством.
Среди российских граждан также выделяется круг лиц, на которых действие уголовно-процессуального закона распространяется не в полной мере, несмотря на закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом. Производство в отношении этих лиц ведется в особом порядке, предусмотренном в гл. 52 УПК РФ.
16. Понятие, значение и система принципов уголовного судопроизводства.
Термин «принцип» происходит от латинского «principium» — «основа», «основополагающее начало». В философском смысле под принципом понимают теоретическое обобщение наиболее типичного, что выражает закономерность, положенную в основу познания вообще или в основу познания какой-либо отрасли знания.
Принципы уголовного процесса — основные руководящие правовые положения, действующие на всех стадиях уголовного судопроизводства, определяющие организацию и деятельность его участников при возбуждении, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел.
Иначе: Принципы уголовного процесса — обусловленные общественным развитием исходные правовые положения общего характера, которые в своей совокупности раскрывают природу, сущность, содержание уголовного судопроизводства и лежат в основе организации и функционирования стадий, особых производств и всех уголовно-процессуальных институтов.
Одним из главных критериев, на который можно ориентироваться, решая вопрос, можно ли считать то или иное положение принципом процесса, является действенность закрепленных в законе руководящих положений на протяжении всего движения уголовного дела, проявление их в любой стадии процесса, при этом — обязательно — в стадии судебного разбирательства.
Из этого суждения следует, что принципом уголовного судопроизводства может быть признано не каждое уголовно-процессуальное положение, а лишь такое из них, которое отвечает определенным требованиям, то есть такое положение, которое:
- отличается высокой степенью обобщенности, объединяющей содержание частных правил и уголовно-процессуальных процедур;
- является объективно необходимым для характеристики природы, сущности и содержания уголовного судопроизводства;
- действует на протяжении всего уголовного процесса или, в крайнем случае, в нескольких основных его стадиях;
- имеет связь с другими принципами уголовного процесса на основе общности уголовно-процессуальных целей и задач;
- обладает внутренней согласованностью с другими принципами уголовного процесса;
- имеет самостоятельное (собственное) содержание.
Важнейшим признаком принципов уголовного процесса является их нормативный характер — закрепленность в нормах Конституции Российской Федерации, уголовно-процессуального закона, а также в иных законах, регулирующих общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.
Любые, даже самые передовые идеи специалистов принципами уголовного судопроизводства быть не могут, так как они не регулируют общественные отношения.