Оставшихся без попечения родителей

А.В. ВЕРЕТЕННИКОВ

Веретенников А.В., старший следователь СО по Боровскому СУ СК при прокуратуре РФ.

В статье анализируются способы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Приведены статистические данные по совершенным правонарушениям в отношении несовершеннолетних. Предложены пути совершенствования законодательства.

Ключевые слова: государственная политика в сфере защиты прав детей; дети, оставшиеся без попечения родителей, органы опеки и попечительства.

In article ways of protection of the rights and interests children who have remained without care of parents are analyzed. Statistical data on the perfect offences concerning minors are cited. Ways of perfection of the legislation are offered.

Конвенция о правах ребенка, в которой Россия участвует в порядке правопреемства после СССР, имеет прямое действие на территории нашего государства, соответственно Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объеме. В настоящее время в стране проводится ряд мероприятий, направленных на повышение уровня жизни детей, обеспечение их правовой защищенности. Признавая общей целью государственной социальной политики улучшение положения детей, преодоление нарастания негативных тенденций, стабилизацию положения детей и создание реальных предпосылок положительной дальнейшей динамики процессов жизнеобеспечения детей, государство еще в середине 90-х годов XX века определило в качестве одного из основных направлений в своей деятельности укрепление правовой защиты детей.

Президент России Д.А. Медведев на совещании, посвященном вопросам борьбы с преступлениями против детей, 16.03.2009 обозначил приоритетные направления государственной политики в сфере защиты прав детей. Президент отметил, что борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер: изменения законодательства, усиления профилактики, полноценной реабилитации пострадавших. Следовательно, требуются скоординированные действия госструктур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, а также общественных объединений.

Права ребенка в Российской Федерации закреплены в ряде нормативных правовых актов и в целом законодательно обеспечены. Проблема в том, что они носят декларативный характер.

Очень много государственных гарантий, которые сейчас есть и действуют на федеральном уровне, перекладывается на плечи субъектов Российской Федерации, и каждый субъект уже сам устанавливает, что он может предоставить той или иной категории детей, исходя из своих финансовых возможностей.

В этой связи заслуживает всесторонней поддержки мнение профессора А. Бастрыкина о том, что "нельзя ссылаться на недостаток финансирования и кризис. Недопустима ситуация, когда ребенок боится возвращаться из школы домой или выйти во двор. Нет времени ждать выполнения программ, которые рассчитаны на десятилетия. Решать проблемы защиты детей годами - непозволительная роскошь. Нужно, чтобы уже сейчас каждый ребенок чувствовал заботу и уверенность в завтрашнем дне" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бастрыкин А. На защите прав несовершеннолетних // Законность. 2009. N 9.

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство. Семейное неблагополучие способствует росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, числа детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, за счет детей, родители которых лишены родительских прав. В соответствии с действующим законодательством задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству заключаются в следующем:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности <2>.

--------------------------------

<2> Отметим, что первостепенными по значимости в рамках данного плана являются Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" и взаимосвязанный с ним Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве". См.: Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 178-ФЗ).

Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие - таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях.

Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, так как Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу. В различных ведомствах осуществляется аналитическая работа, показывается статистика, где отражается положение детей, но современная ситуация требует новых подходов к анализу и решению проблем детства, семьи. В частности, несвоевременно выявляются семьи, в которых дети находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи государства, с ними не проводится необходимая профилактическая работа. В результате многие из таких детей становятся жертвами преступлений или совершают их сами. Существующее положение вызывает тревогу государства и общества, так как наблюдается тенденция снижения рождаемости, растет уровень заболеваемости, алкоголизации и наркотизации среди несовершеннолетних, отсюда - рост правонарушений и преступлений как со стороны несовершеннолетних, так и по отношению к ним. Усиливаются такие явления, как бродяжничество, социальное сиротство, безнадзорность.

Наши рекомендации