Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний
Объекты исследования
Человек (как носитель психиче-ского), имеющий определенный процессуальный статус (подоз-реваемый, обвиняемый, подсу-димый).
Материалы дела (как совокуп-ность материализованных источ-ников информации о фактах и событиях, являющихся отраже-нием психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, ха-рактеризующих личность): все показания и свидетельства фигу-рантов дела, заключения всех проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об исполь-зованном орудии, протокол ос-мотра места происшествия, про-токол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, харак-теристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях.
Типовые задачи (вопросы)
Находился ли обвиняемый (под-судимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в состоянии аффекта?
Находился ли обвиняемый (под-судимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в каком-либо эмоциональном со-стоянии, которое могло сущест-венно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
Являлась ли исследуемая ситуа-ция или действия такого-то (уточ-нить) психотравмирующей (аф-фектогенной, стрессогенной и пр.) для обвиняемого (подсудимого)?
Какое влияние оказало состояние простого алкогольного опьянения на психическую деятельность об-виняемого (подсудимого) в интере-сующий следствие (суд) период?
Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкримини-руемого ему деяния адекватно со-относить свои действия с объек-тивными требованиями ситуации?
_________Судебно-психологическая экспертиза
Таблица 5
Экспертиза индивидуально-психологических особенностей
Объекты исследования I Типовые задачи (вопросы) 1
Человек (как носитель психиче-ского), имеющий определенный процессуальный статус (подоз-реваемый, обвиняемый, подсу-димый, потерпевший).
Материалы дела, содержащие общие психологические сведе-ния о подэкспертном (лице, на-правленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, ха-рактеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; све-дения об эмоциональных со-стояниях и особенностях реаги-рования, проявившихся в опре-деленный период.
Какие индивидуально-психоло-гические особенности обвиняе-мого (подсудимого) могли повли-ять на его поведение в интере-сующий следствие (суд) период?
Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (аг-рессивность, возбудимость, вну-шаемость, подчиняемость и пр. – указать интересующее свойство)?
Имеются ли у обвиняемого какие-либо индивидуально-психологические особенности, которые бы указывали на зако-номерность или случайность его поведения в юридически значимой ситуации?
Могла ли исследуемая ситуа-ция и сложившиеся жизненные обстоятельства (указать, какие) повлиять на актуализацию оп-ределенных мотивационных ли-ний обвиняемого и проявление его индивидуально-психологи-ческих особенностей?
Какие мотивационные линии преобладали в поведении об-виняемого в исследуемой си-туации (сострадание, вражда, месть и т.д.).
Юридическая психология__________
Таблица
Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых
I Объекты исследования I Типовые задачи (вопросы)
Несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый), не страдающий психическим расстройством.
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном: данные об ус-ловиях развития, воспитания; об-стоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отно-шений; сведения об эмоциональ-ных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.
Медицинская документация, содержащая сведения о разви-тии несовершеннолетнего, пе-ренесенных заболеваниях.
Заключение или справка психи-атра о том, что несовершенно-летний психическим расстрой-ством не страдает и на учете у психиатра не находится.
Имеются ли у несовершен-нолетнего признаки не связан-ного с психическим расстрой-ством отставания в психиче-ском развитии и в чем они выражаются?
С какими причинами связано отставание несовершеннолетне-го в психическом развитии?
Учитывая уровень психиче-ского развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняе-мого и конкретные обстоятель-ства дела, мог ли он при совер-шении инкриминируемого ему деяния в полной мере осозна-вать фактический характер и общественную опасность своих действий?
Учитывая уровень психиче-ского развития, индивидуаль-но-психологические особенно-сти несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства де-ла, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?
_________Судебно-психологическая экспертиза
Таблица 7