Психодиагностика личности в правоохранительной деятельности

Группы диагностики

Психодиагностика– теория и практика изучения инди-видуальных или типических психических характеристик лич-ности, группы или организации в процессе наблюдения или в экспериментальном исследовании. Психодиагностика являет-ся практической отраслью психологии, обеспечивающей кон-кретную работу психолога в различных сферах применения психологического знания.

В настоящее время известно большое число разнообраз-ных методик, рассматривать которые в учебном пособии по юридической психологии нецелесообразно. Тем более что в судебной практике абсолютное большинство из них не при-меняется. Однако и юристу, и психологу важно иметь общее представление о тех из них, которые чаще других использу-ются при проведении судебно-психологической экспертизы, при профессиональном отборе на службу в правоохранитель-ные органы. Необходимо понимать сам подход, выбираемый при обследовании той или иной личности, принципы отбора психодиагностических методик применительно к той задаче, которую ему предстоит решать по заданию юриста.

Условно существующие методики можно разбить на че-тыре большие группы.

Первая группа– психофизиологические методы диаг-ностики функциональных состояний индивида. С их помо-щью исследуются разнообразные показатели работы цен-тральной, вегетативной нервной системы человека-оператора.

Юридическая психология

К ним относятся электрофизиологические показатели: элек­троэнцефалограмма, электромиограмма, кожно-гальваничес-кая реакция, электрокардиограмма. В эту же группу можно также включить методики, фиксирующие биохимические из­менения в организме при различных экстремальных состоя­ниях психики. Например, в качестве информативных призна­ков при диагностике стресса выявляют повышенное содержа­ние в крови и моче так называемых гормонов стресса -адреналина и норадреналина. Поскольку для измерения всех этих характеристик функциональных состояний, влияющих на психику человека необходима специальная аппаратура, тестовые методики данной группы иногда называют аппара­турными методами исследования.

Указанные психофизиологические методы чаще приме­няются при проведении судебно-психологической экспертизы по уголовным делам о нарушениях правил эксплуатации ка­ких-либо сложных технических устройств, транспортных средств и т.п., когда решается вопрос о том, соответствовал ли по своим психофизиологическим качествам управлявший ими оператор экстремальным условиям деятельности или нервно-психическим перегрузкам, т.е., в конечном итоге, ко-гда стоит вопрос о виновном либо невиновном причинении вреда. Поэтому, подбирая эксперта-психолога для проведения судебно-психологической экспертизы по делам данной кате­гории, необходимо предварительно выяснить, владеет ли он аппаратурными методами исследования функциональных состояний человека.

Вторая группа- интеллектуальные психологические тесты, с помощью которых исследуется интеллектуальный уровень развития человека. К этой же группе можно отнести методики, позволяющие оценивать сформированность у ис­пытуемого познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также развитие речи, его отдельные навыки, умения, способности.

Интеллект (буквальный перевод с латинского т1еПесгаз -разумение, понимание, постижение) - относительно устой­чивая структура умственных способностей индивида, ото-

Психодиагностика личности в правоохранительной деятельности

ждествляемая со стилем его мышления, стратегией прини­маемых решений в проблемных ситуациях, требующих от субъекта нестандартного подхода, высокого уровня познава­тельной активности.

Исследование интеллекта связано с именем французско­го психолога А. Бине, создавшего для этих целей тестовые за­дачи различной степени трудности. Один из первых его тес­тов состоял из 30 таких задач, предназначенных для изучения рассудительности и понятливости ребенка. Эти качества уче­ный считал главными составляющими интеллекта. В после­дующем для оценки интеллекта им было введено понятие ум­ственного возраста.

Последняя редакция шкалы А. Бине (1911 г.) была дора­ботана в США, где испытуемых начали классифицировать по степени умственного развития, используя в этих целях поня­тие 1шеШёеш диойеп* (10), переводимое как коэффициент умственного развития. С его помощью стали оценивать отно­шение между умственным и хронологическим возрастами. Это отношение (а не разницу между ними) назвали коэффи­циентом интеллекта, который является постоянной величи­ной. В последующем результаты обследования испытуемого стали сравнивать со средним результатом его возрастной группы. Созданная методика стала инструментом измерения интеллектуальных способностей, а также использовалась в ка­честве критерия валидности новых интеллектуальных тестов. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что 10 стал представляться символом интеллекта.

Среди различных тестовых методик, которые начали по­являться и которые стали использовать Ю, следует прежде всего назвать тест американского клинического психолога Д. Векслера Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (ША15).Тестовая батарея Векслера состоит из 11 различных заданий - субтестов, из которых первые шесть яв­ляются вербальными.

Другим хорошо известным тестом, позволяющим уста­навливать коэффициент интеллекта, является Шкала про­грессивных матриц Дж. Равена. Тест разработан в Англии

Юридическая психология

в 30-40-е гг. и получил широкое распространение благодаря тому , что не зависит от образовательного, культурного уровня испытуемых, их национальной принадлежности и т.п Тест Равена предназначен для исследования интеллекта субъекта, выявления его способности логически мыслить, находить су­щественные связи между предметами и явлениями, для опре­деления уровня умственной работоспособности.

Комплект методики, построенной на невербальном ма­териале, состоит из 60 заданий - графических рисунков (мат­риц), разделенных на пять серий (от « А» до «Е») по 12 заданий в каждой из них, и регистрационного бланка, который запол­няется обследуемым. Задания усложняются последовательно от серии к серии. Матрица представляет собой графическое изображение, в котором имеется пробел, и набор фигур -вставок, одна из которых, если ее поместить в этот пробел, восстанавливает логическую целостность изображения При решении задачи обследуемый должен указать на регистраци­онном бланке номер этой вставки.

Результаты, полученные с помощью данной методики, зависят от способности обследуемого логически мыслить, осо­бенностей его восприятия, пространственного воображения, умственной работоспособности, умения концентрировать внимание, от сосредоточенности, сообразительности Низкие результаты по методике позволяют выявлять лиц со снижен­ным интеллектом. С помощью ключа-шаблона подсчитывает-ся число правильных ответов в каждой серии и по тесту в це­лом. Полученный результат (суммарный балл по методике) переводится в стандартные баллы коэффициента интеллек­туального развития (IQ).

Результаты применения данного теста на прокурорских работниках, студентах и слушателях некоторых юридических вузов показали, что его можно успешно использовать в бата­рее с другими тестами при отборе кандидатов в правоохрани­тельные органы, на должности руководящего состава, а также абитуриентов в юридические вузы.

Третья группавключает личностные, так называемые анкетные тесты в виде опросников, предназначенных для из-

Психодиагностика личности в правоохранительной деятельности

мерения и оценки индивидуально-психологических особен­ностей личности путем получения от испытуемого однослож­ных ответов (типа верно - неверно или да - нет - не уверен) на строго определенные вопросы-утверждения. Например: «я редко беспокоюсь о своем здоровье», «я никогда не нарушал закона» («да, верно» либо «нет, не верно»). В подобных случа­ях испытуемый лишен возможности давать произвольные от­веты. Поэтому подобного рода опросники (вопросы) называ­ются закрытыми. Выбор краткого ответа на какой-либо вопрос зависит от степени выраженности того или иного свойства у испытуемого. Благодаря этому лицо, подвергающееся тести­рованию, сообщает о себе такие сведения, анализируя кото­рые можно довольно точно определить свойства его характе­ра, некоторые способности, ведущие мотивы поведения, на­правленность личности.

Среди данной группы методов исследования личности большое распространение получили: Миннесотский много­профильный личностный опросник MMPI в виде двух адап­тированных к нашей социокультурной среде вариантов: СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности Л.Н. Собчик) и ММИЛ (методика многостороннего исследо­вания личности Ф.Б. Березина), 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кэттелла (16PF), опросник Г. Айзенка (EPI), па-тохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков А.Е. Личко, патохарактерологический опрос­ник Шмишека и некоторые другие Названные методики от­личаются своей надежностью, практичностью, высоким уров­нем достоверности. Поэтому их используют не только при проведении судебно-психологической экспертизы, но и при проведении профессионального психологического отбора в различных правоохранительных ведомствах, в ряде юридиче­ских вузов страны при приеме абитуриентов на учебу. Они хорошо зарекомендовали себя, дополняют друг друга и не­редко берутся в качестве базовых в одной батарее в сочетании с другими тестами. Указанные тесты удобны еще и тем, что могут применяться в ходе психологического обследования достаточно больших групп испытуемых, например при прие-

Юридическая психология

ме абитуриентов на учебу, а результаты их тестирования бы­стро обрабатываться с помощью ЭВМ.

Ниже мы рассмотрим некоторые из этих методик - с целью научиться использовать их в рамках практикума по курсу.

Четвертая группа- проективные (прожективные) тесты, в основе построения которых лежит механизм проекции. В психологии проекция (буквальный перевод с латинского projectio - бросание от себя) - это психический процесс бес­сознательного перенесения, приписывания субъектом другим людям своих собственных качеств, состояний, взглядов, идей, доминирующих потребностей, мотивов, «значащих пережи­ваний», «личностных смыслов». Проекция может также выра­жаться в неправильных, ошибочных умозаключениях, при­нимаемых решениях, обусловленных каким-то прежним, ра­нее усвоенным, иногда негативным опытом. Эти психические явления в виде стимулов, побуждений бывают настолько скрыты, что часто не отражаются в сознании человека, хотя их влияние на его поведение чрезвычайно велико. Поэтому, что­бы глубоко разобраться, почему человек поступил так, а не иначе, нужно выявить эти проекции, а за ними и его скрытые побуждения, импульсы, чувства, состояния.

Этой цели служат различные проективные вербальные и невербальные (рисуночные, цветовые) методы (тесты).

Эти методики выявляют не просто какую-то одну пси­хическую функцию, а «своего рода модус личности в ее взаи­моотношениях с социальным окружением». Они характери­зуются глобальным подходом к оценке личности. Внимание психолога фокусируется на общей картине личности как та­ковой, а не на измерении ее отдельных свойств, как это, на­пример, имеет место при применении анкетных тестов.

В практике проведения судебно-психологических экс­пертиз по уголовным делам среди данной группы тестов наи­большее распространение получили: тематический аппер­цептивный тест (ТАТ), методика изучения фрустрационных реакций человека С. Розенцвейга, методика чернильных пя­тен Г. Роршаха, цветовой тест Люшера и некоторые другие методики Рассмотрим некоторые из них.

Психодиагностика личности в правоохранительной деятельности

ТАТ (Тематический апперцептивный тест).Данный тест является одним из распространенных невербальных про-ективных методов исследования личности. В психологии ап-перцепция – это свойство, закономерность восприятия, прояв-ляющееся в зависимости от прошлого опыта человека, его пси-хической жизни, индивидуально-психологических особенно-стей личности. Впервые ТАТ был описан в 1935 году американским психологом-клиницистом Г. Мерреем и приме-нен для изучения фантазий. В настоящее время в юридической практике тест применяется чаще всего, когда перед экспертом-психологом ставится вопрос о том, какими индивидуально-психологическими особенностями характеризуется личность обвиняемого (подсудимого и т.д.), о его мотивационной сфере, ведущих потребностях, побуждениях, толкнувших его на про-тивоправный путь. С помощью ТАТ выявляются причины рас-стройств процессов смыслообразования, появления внутренних конфликтов, психосоматических заболеваний, неврозов, психо-тических расстройств.

Материалы ТАТ включают в себя 30 стандартных таблиц с изображением на них достаточно неопределенных картин с человеческими фигурами. Причем чувства и действия этих персонажей выражены с различной степенью ясности, что до-пускает большую свободу и разнообразие их интерпретаций. На некоторых таблицах имеются сюжеты, специально рассчи-танные на то, чтобы вызывать у испытуемого фантазии де-прессивного, суицидального либо, напротив, агрессивного ха-рактера, выявлять сексуальные, семейные конфликты и т.д.

Тестирование с помощью ТАТ проводится в два приема с небольшим интервалом, но в один день. Сначала обследуе-мому лицу предъявляются первые десять таблиц (все они про-нумерованы). На втором сеансе ему предъявляется еще десять таблиц, специально подобранных в зависимости от пола и воз-раста. Такой дифференцированный подход способствует наи-большей идентификации испытуемым себя в изображенных на картинках персонажах, поскольку все они близки ему по половозрастным признакам.

Юридическая психология

При предъявлении таблиц испытуемому предлагается по каждой изображенной на них картинке придумать рассказ, в ко­тором нашло бы отражение то , что думают и чувствуют ее пер­сонажи, чего они хотят, к чему стремятся, что привело их к тому, что изображено, и чем все это для них окончится. При этом пси­холог побуждает испытуемого дать волю своей фантазии. Про­цедура тестирования, ответы испытуемого, паузы, интонации, мимические и другие реакции испытуемого фиксируются.

Наибольшую сложность ТАТ представляет для интерпре­тации рассказов испытуемого. Поэтому психолог, проводящий тестирование, должен иметь о нем необходимые сведения (се­мейное, социальное положение, возраст, образование, профес­сия). Существуют различные принципы интерпретации, кон­цептуальные подходы к анализу результатов тестирования с по­мощью ТАТ, которыми должен руководствоваться психолог. Однако в любом случае необходимо знать, что психолог, приме­няющий ТАТ, помимо знания психологии в объеме полученного им высшего образования, должен еще иметь и соответствующую подготовку, опыт работы с данным методом. Кроме того, следует также иметь в виду, что данный тест целесообразно применять в совокупности с другими методами, например из группы анкет­ных личностных методик (16PF, MMPI и др.).

Тест Роршаха, по замыслу создателя позволяет в резуль­тате анализа специфических особенностей творческой дея­тельности человека выявлять индивидуальные особенности личности. Испытуемому последовательно предъявляется 10 карточек с изображением симметричных, неопределенной формы цветных пятен и предлагается по поводу каждого пят­на ответить на вопросы: «Что это такое? На что это похоже?» Постановка этих вопросов приводит к тому, что при воспри­ятии пятен человек осуществляет творческую деятельность по формированию образов конкретных картин. В том, как осу­ществляется этот процесс и каково содержание создаваемых испытуемым картин, проявляется его индивидуальность. По­лученные ответы испытуемых оцениваются по формальным и содержательным признакам. Формальные оценки отражают присущие испытуемому особенности оперирования объекта-

Психодиагностика личности в правоохранительной деятельности

ми восприятия и ориентировки в пространстве, избирательно-сти восприятия, очередности реакции на различные признаки объекта, динамичности или статичности возникающих обра-зов. При оценке по содержанию возникающих у испытуемого образов их относят к одной из четырех категорий: люди, жи-вотные, предметы, фантастические образы. Совокупность оце-нок позволяет экспериментатору высказывать суждение о свой-ствах личности испытуемого.

Методика чернильных пятенсоздана швейцарским психиатром Г. Роршахомв 1921 году для диагностического исследования личности в целом. Он первым заметил связь ме-жду фантазиями и типом личности.

Материал данного проективного невербального теста со-стоит из десяти стандартных таблиц, выполненных в виде дву-сторонних симметрично расположенных пятен в серо-черных, черно-красных и пастельных тонах в результате складывания листа, на который попал краситель пополам. Предъявляя испы-туемому таблицы с пятнами, психолог просит рассказать его, что он видит, на что может быть похоже пятно. Рассматривая пятно, испытуемый должен проинтерпретировать его изображение как имеющее какое-то определенное содержание.

Экспериментируя, Г. Роршах выделил два основных ти-па испытуемых. Оказалось, что одни из них более склонны воспринимать пятна в виде образов людей, животных, пред-метов, находящихся как бы в движении (так называемый «двигательный» тип восприятия); другие же испытуемые от-мечают цветовой аспект («цветовой» тип восприятия).

Тип восприятия или переживаний воспринимаемых об-разов, по Г. Роршаху, помогает раскрыть особенности эмо-циональной, познавательной, интеллектуальной сферы, стиль межличностных отношений человека. Одни характеризуются тем, что для них ведущими побуждениями являются их внут-ренние стимулы, а не влияние окружающей среды. Напротив, у лиц, относимых к противоположному типу, в качестве ве-дущих стимулов их активности выступает внешняя среда.

Интерпретация результатов ответов испытуемого в ходе тестирования с помощью теста Г. Роршаха является наиболее

Юридическая психология

сложной процедурой, требующей специальной подготовки психолога.

Цветовой тестразработан швейцарским психологом М. Люшеромпредназначен для изучения неосознаваемых субъектом тенденций, личностных особенностей, мотивации, которые проявляются в работе испытуемого с предлагаемым ему слабо структурированным стимульным материалом. Дан­ная методика исключает мотивационные искажения, влияние культурно-образовательных факторов на поведение обсле­дуемого во время тестирования. При создании теста в его ос­нову была положена разработанная Люшером теория воспри­ятия цвета, согласно которой существует тесная ассоциатив­ная взаимосвязь между цветовыми предпочтениями человека и его актуальным психическим состоянием, мотивационно-потребностной сферой, некоторыми характерологическими, личностными особенностями

Данный тест также широко применяется в ходе прове­дения судебно-психологической экспертизы, при профессио­нальном психологическом отборе в правоохранительных ор­ганах, для оценки актуального психического состояния обсле­дуемого в момент тестирования, его индивидуально-психологических особенностей. Сопоставление получаемых результатов с помощью цветового теста Люшера с данными по тестам СМИЛ и 16PF позволяет более глубоко и комплексно изучить личностные особенности испытуемого, определить степень совпадения осознаваемых и неосознаваемых им тен­денций, оценить уровень его волевого самоконтроля во время обследования.

Поскольку в процессе обследования с помощью цветово­го теста встречается большое разнообразие сочетаний цвето­вых пар, группировок цветов, размещенных на различных по­зициях, для интерпретации полученных результатов исполь­зуются специальные таблицы.

Методика изучения фрустрационных реакций С. Ро-зенцвейгавпервые появилась в 1944 году под названием Теста рисуночной ассоциации. Тест предназначался для измерения фрустрационной толерантности, т.е. способности человека

Психодиагностика личности в правоохранительной деятельности

переносить состояние психической напряженности, вызван-ное непреодолимыми трудностями на пути к достижению по-ставленной цели. Тест позволяет выявлять фрустрационную толерантность субъекта, стереотипы эмоционального реаги-рования, модальность его эмоций раздражения, гнева в усло-виях межличностных конфликтных отношений, трудностей, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях, и бла-годаря этому дает возможность прогнозировать поведение че-ловека. Стимульным материалом теста являются 24 стандарт-ные карточки со схематическими контурными рисунками людей, один из которых обращается к другому. Испытуемому предлагается ответить на обращение одного из участников диалога первыми пришедшими ему в голову словами.

Каждый ответ испытуемого оценивается по двум крите-риям: по направленности реакции отвечающего и типу его реагирования. Благодаря этому ответы испытуемого выявля-ют устойчивые характеристики его фрустрационных реак-ций, направленных либо на окружающую его среду в виде различных требований к ней, либо на самого себя в качестве виновника происходящего, либо нейтральных по своему со-держанию и форме выражения. С этой точки зрения реакции по направленности делятся на: экстрапунитивные (внешнеоб-виняющие), инропунитивные (самообвиняющие) и импуни-тивные (малозначащие, нейтральные). По типу реакции под-разделяются на реакции с «фиксацией на препятствии», с «фиксацией на самозащите» и с «фиксацией на удовлетворе-нии потребности». Из сочетания этих шести категорий полу-чают девять возможных факторов и два дополнительных ва-рианта. Типы реакций обозначаются различными символами. В соответствии с ними каждый ответ испытуемого записывает-ся на специальном бланке в ту или иную графу.

После того как все ответы подсчитаны и проанализиро-ваны, определяется показатель, названный «степенью соци-альной адаптации», который затем переводится в проценты. Количественная величина социальной адаптивности рассмат-ривается в качестве меры индивидуальной адаптации субъек-та к своему социальному окружению Каждому человеку при-

Юридическая психология

сущ определенный «профиль фрустрационных реакций», оценивая который можно прогнозировать наиболее вероятное поведение испытуемого в стрессогенных условиях.

Результаты применения данной методики могут быть особенно полезны при проведении судебно-психологической экспертизы в ходе расследования преступлений против жизни и здоровья, чести и достоинства граждан, поскольку помогают лучше понять причины неадекватно агрессивного поведения человека, мотивы его необъяснимого с точки зрения здравого смысла жестокого поведения.

Методика незаконченных предложенийшироко при-меняется в экспертной практике по уголовным делам, так как позволяет исследовать мотивационную сферу личности, от-дельные свойства, установки, ценностные ориентации испы-туемого, уровень его притязаний и другие особенности в за-висимости от того, какие слова или незавершенные предло-жения включены в методику. Незавершенные предложения формулируются таким образом, чтобы спровоцировать испы-туемого на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности. Методика считается достаточно информативной, поскольку допускает большое разнообразие ответов. В экс-пертной практике встречаются различные варианты данной методики. Так, широко применяется методика из 60 незавер-шенных предложений, которые распределяются на 15 групп, каждая из которых включает четыре незаконченных предло-жения, предназначенных для выяснения отношений испы-туемого к родителям, лицам противоположного пола, к окру-жающим людям и т.д. Например: «Думаю, что мой отец ред-ко...», «Если все против меня...», «Если бы я занимал руководящий пост...», «Знаю, что глупо, но боюсь...», «Когда мне начинает не везти, я...» и т.д. Результаты тестирования, полученные с помощью данной методики, доступны не толь-ко качественному, но и количественному анализу.

Теперь кратко рассмотрим методики, с которыми нам придется работать в практической части нашего курса.

Психодиагностика личности в правоохранительной деятельности

Тест-опросник Г. Айзенка

Тест-опросник Г. Айзенка является практическим про-должением теории личности известного психолога, рассмот-ренной нами в теме 2. Методика определения типов личности с помощью двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма разработана Г. Айзенком на основе анализа мате-риалов обследования 700 солдат-невротиков, проходивших лечение в британских госпиталях после Второй мировой вой-ны. В этой модели используются связь экстравертированности и нейротизма с темпераментом. Исследования Г. Айзенка при-вели к выводу о том, что большинство людей находится между полюсами разработанной им двухфакторной модели экстра-вертированности и нейротизма и, согласно нормальному рас-пределению, ближе к ее середине. Результатом этого исследо-вания явилось четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.

Психодиагностическая методика по определению типов темперамента по Г. Айзенку проста, удобна, не требует спе-циальной аппаратуры. Может быть использована как при ин-дивидуальной, так и при групповой психодиагностике. Зани-мает относительно минимальное время (30–40 минут). Опрос-ник содержит 57 вопросов, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Если ответы совпадают с указанными в «Клю-че», то каждому из них приписывается 1 балл.

Обработку результатов тестирования начинают с опре-деления достоверности ответов испытуемых. Если сумма бал-лов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению. Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недосто-верными и дальнейшая обработка результатов не произво-дится. При сумме баллов от 0 до 4 – ответы достоверны. Затем подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии и нейротизма. Баллы за ответы по данному показателю начис-ляются так же, как и по показателю искренности ответов (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в «ключе» опросника, присваивается 1 балл).

Юридическая психология

На следующем этапе проводится графическая интер-претация результатов исследования. На чистом листе бумаги вычерчиваются две взаимно-перпендикулярные оси экстра-вертированности и нейротизма со значениями шкал 0–24. Точка пересечения осей соответствует значению 12.

Предположим, что при подсчете баллов по показателю экстраверсии сумма оказалась равной 11 (рис. 3). В этом случае значение 11 на оси экстравертированности проводится верти-кальная линия. Точно так же подсчитывается сумма баллов по показателю нейротизма. Пусть сумма баллов по этому показа-телю составила 9. Через значение 9 на оси нейротизма прово-дится горизонтальная линия. Точка пересечения горизон-тальной и вертикальной линий покажет место испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка. В данном случае выявлен флегматический темперамент. Очевидно, в интерпретации Г. Айзенка, испытуемый – интроверт с выраженной эмоцио-нальной устойчивостью.

Психодиагностика личности в правоохранительной деятельности - student2.ru

Рис. 3. Двухфакторная модель Г. Айзенка76

Психодиагностика личности в правоохранительной деятельности

По фактору экстравертированности (экстраверсия – ин-троверсия) испытуемых можно разделить на две группы. В случае если по показателю экстравертированности испытуе-мый набрал сумму менее 12 баллов, то ему свойственна скорее интроверсия. Если сумма баллов будет больше 12, то испытуе-мому свойственна экстраверсия. Значения баллов от 0 до 12 от-ражают степень выраженности интроверсии, от 12 до 24 – экс-траверсии. По показателю нейротизма баллы подсчитываются аналогично. При сумме баллов менее 12 испытуемых относят к представителям, отличающимся эмоциональной устойчиво-стью (стабильностью). При сумме баллов более 12 испытуемых относят к эмоционально неустойчивым типам личности. При этом следует иметь в виду, что достоверность результатов тес-тирования, как это общепризнанно психологами, чаще всего не превышает значения 0,8 (т.е. 80%).

Среди психологов нет единого мнения, как лучше раз-делить людей на соответствующие типы: традиционно на сан-гвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов или на экстравертов и интровертов, эмоционально устойчивых и эмо-ционально неустойчивых. Мы будем исходить из того, что та и другая классификация деления людей на соответствующие типы равноценны и взаимодополняемы. Следует иметь в ви-ду, что само понятие «нейротизм» не тождественно неврозу. Однако у лиц с высокими показателями по шкале нейротизма (22–24) при неблагоприятных, стрессовых ситуациях проявле-ние невроза не исключено. Следует также иметь в виду, что в чистом виде типы темперамента не существуют. Между че-тырьмя типами темперамента располагаются до 16 промежу-точных форм, как вариации основных типов. Нельзя сказать, что тип темперамента дается человеку от рождения и не ме-няется в процессе его жизнедеятельности. Большинство пси-хологов придерживается того мнения, что темперамент отно-сительно устойчив у взрослого индивида и мало изменяется под влиянием среды и воспитания. Однако он изменяется в онтогенезе, когда формируются основные структуры психики индивида в течение его детства. Например, экстравертом и интровертом человек становится в раннем детстве. То же са-

Юридическая психология

мое можно сказать о людях с устойчивой и неустойчивой эмо­циональностью.

Более всего социально адаптированы те, у кого низкие показатели по шкале нейротизма. Они обладают высоким уровнем эмоциональной устойчивости. Эти сведения особен­но важны в случае использования тест-опросника Г. Айзенка в судебно-психологической экспертизе и при кадровом отборе.

Наши рекомендации