Проблема личности в юридической психологии
Понятие личности
В юридической психологии
Сегодня понятие личности наряду с понятием психики должно рассматриваться как основное (базовое) в психологии, одновременно имеющее ярко выраженный междисциплинар-ный характер.
Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих его примени-тельно к субъектам различных правоотношений. Особенностью употребления данного понятия в юридической литературе явля-ется конкретизация его толкования (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек. Эту особенность следует иметь в виду, чтобы правильно ориентироваться во всех этих терминах изу-чающим юридическую психологию, которая, с одной стороны, опирается на фундаментальные, принятые в психологии поня-тия, а с другой — должна учитывать терминологию законода-тельных актов, подзаконных источников права.
Неоднозначность данной проблемы усугубляется еще и тем, что в психологической науке до сих пор не создано еди-ной общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, распространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и со-держания. Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для правоведов, юристов, занимающихся
Юридическая психология__________
практической деятельностью, для которых понятия: личность субъекта правоотношений, личность участников уголовного, гражданского процесса, личность виновного, потерпевшего и тому подобное наполнены вполне конкретным, в том числе и психолого-правовым, содержанием.
Стоит взглянуть на целый ряд законодательных актов, чтобы убедиться в этом. Например, одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа «неприкосновенности личности». Или при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и «личность виновного». Термин «личность виновного» употребляется в уголовном законе и в контексте с условным осуждением. Целый раздел Особенной части УК РФ посвящен «преступлениям против личности». Аналогичная картина имеет место и в гражданском праве, когда речь идет о защите достоинства личности гражданина в случаях причинения ему неправомерными действиями морального вреда, нравственных страданий
История этого термина уходит в глубокую древность. Предпосылкой современных значений этого понятия может служить греческое слово щэоосшоу, обозначающее маску, которую надевал актер в античном театре. В Риме этому соответствовал термин регвопа, который вошел также в юриспруденцию для обозначения субъектов правоотношений. В средние века в западной схоластике понятие регзопа сохранилось для обозначения Личности Триединого Бога по природе и личности человека по образу и подобию. В Византии, кроме термина прооашоу,начиная с великих каппадокийцев (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), стало использоваться понятие гжосттатд (букв. подставка, также понятие остоцоу (букв. неделимое), что соответствует латинскому термину ШгШиит.Различие двух толкований, восточного и западного, стало довольно существенным в процессе антивизантийского развития Западной Европы. Если греческая ипостась (ьпоагатд) обозначает личность как нечто
Проблема личности в юридической психологии
фундаментальное, т.е. лежащее в основе всего, определяющее сущность, то латинская персона (решат) представляет личность как нечто внешнее по отношению к сущности, как ее проявление. В русском языке аналогом греческих понятий служат лицо и личность, в то время как персона скорее соответствует словам личина и харя, т.е. маска скомороха.
В западной традиции близкое к византийскому понятие гпйШйиит восходит к философии Г. Лейбница. Именно так его использовал В. Гумбольдт.
В современной психологии существует различное понимание личности. Зачастую личность рассматривают как конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. В определении личности выделяют прежде всего ее общественную сущность: человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности.
Термин личность употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Биологический фактор определенным образом влияет на формирование личности. Так, врожденными, передающимися по наследству, являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако это биологические особенности не являются определяющими для формирования личности. Таким образом, психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.
Юридическая психология
Можно выделить аспекты общего и особенного в личности. Во-первых, личность - всегда неповторимый и единственный в пространстве и времени индивидуум. Во-вторых, личность реализует в себе определенную совокупность типологических черт, присущих человеку. Это позволяет дать следующее определение личности:
Личность - это общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как представителя того или иного общества или общности;
2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.
Теории личности
Теории личности представляют собой определенные концепции (системы понятий), описывающие системные (ин-тегративные) свойства психики. Теории личности возникли как определенная оппозиция научному позитивизму в психологии, отрицающему скрытый горизонт человеческого бытия. Задачей этих теорий было обратить внимание на неповторимость ряда характеристик человеческого существования: внутреннего мира и его проявлений.
В западной психологии теории личности вырастали зачастую из психотерапевтической практики, становясь суммой теоретических обобщений психотерапевтического опыта и умозрительно-интуитивной работы исследователя.
Отношение к пониманию личности у различных исследователей было и остается различным. На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось несколько направлений, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: психоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология и другие.
С точки зрения психоанализакаждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах - динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных
Проблема личности в юридической психологии
психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлеченной в тот или иной процесс) и структурном. На первом этапе развития психоанализа (конец 90-х ХIХ в. - начало 1900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях - либидо. Учение о психической структуре возникло в психоанализе позднее. В книге Зигмунда Фрейда «Я» и «Оно» (1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование «Оно». Это резервуар психической энергии, «кипящий котел» влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для нее источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Вторая психическая структура - сознательное «Я» - формируется как «оттиск» внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования «Я» особую роль П. придает идентификации «Я» - посредник между внешним миром и «Оно», влечением и удовлетворением. «Я» руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы «Оно» с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении К ним относятся проекция - реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость - как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия - влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя. Третья психическая структура - «Сверх-Я» формируется в результате интроекции (от лат intro - внутрь и jacio - бросаю, кладу), усвоения, социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. «Сверх-Я» функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как
Юридическая психология
совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, непол-ноценности и т.п. После формирования «Сверх-Я» весь пси-хический аппарат начинает функционировать как целое.
Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столк-новение между вытесненными в сферу бессознательного раз-личными «комплексами». Внимательное рассмотрение концеп-ции личности Фрейда (которому, принадлежала заслуга при-влечения внимания к сферам бессознательного и мотивации), даже если оставить в стороне версию о сексуальных влечениях и страхах ребенка, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогич-на инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, «сублимациях» и конфликтах с внешне ей про-тивопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и «цензурированию» влечений. Подоб-ная трактовка личности и ее активности фактически превраща-ет личность в существо, по сути, биологическое. При этом пред-полагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их «гармонические» отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, проры-ва в агрессию, невроз и т.д.
Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений встречало возраже-ния и у многих психологов, что стало одной из причин зарож-дения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характер-но сочетание классического фрейдизма с определенными от-ступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека. На первый план выдвигается зави-симость личности от среды.
При этом личность выступает в качестве проекции соци-альной среды, которой личность якобы автоматически опре-деляется. Среда проецирует на личность свои важнейшие ка-чества. Они становятся формами активности этой личности,
Проблема личности в юридической психологии
например: поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества. Психоанализ послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии. Внутренние противоречия концепции психоанализа у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений -индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К.Г. Юнга, экзистенциальной психологии (Л. Бинсвангер, М. Боcс, В. Франкл, Р. Лэнг), и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку так называемая эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного «Я».
Гуманистическая психология(преимущественно американская) в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к «вытесненным в бессознательное» впечатлениям и переживаниям ребенка, гуманистическая психология главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Ее развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Оллпорта и др.
Как фундаментальное понятие личности разрабатывалось в экзистенциальной психологии. Экзистенциальная психологияподчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. К наиболее видным представителям экзистенциальной психологии относятся Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мей, В. Франкл.
Юридическая психология__________
Наличие нескольких ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику. Однако, какие бы критические соображения не высказывались по поводу различных психологических теорий личности, творческий вклад их создателей и разработчиков невозможно переоценить. В результате построения психоаналитических и других теорий личности психология обогатилась огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов.
В отечественной психологии теории личности разрабатывались С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, В.Н. Мясище-вым, в рамках деятельностного подхода - А.Н. Леонтьевым, структура личности - К.К. Платоновым. В настоящее время проблемы психологии личности разрабатываются А.Г. Асмо-ловым, А.В. Петровским, Б.С. Братусем, Д.А. Леонтьевым.
С.Л. Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности. В его понимании, деятельность - это активность, преобразующая мир и формирующая сознание человека. Рубинштейн считал, что человек и его психика развиваются в деятельности. Он предложил свое понимание структур (внутреннее строение) личностичерез анализ потребностей, способностей, направленности, которые являются модальностями деятельности.
Построение структуры личности реализовано в работах К.К. Платонова, который в качестве основы для выделения уровней структуры выбрал принцип соотнесения биологического и социального в человеке. Нижний уровень (подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств) представлен биологическими свойствами, в том числе половыми, возрастными свойствами, темпераментом, второй (подструктура психических форм отражения) - личностными особенностями психических процессов (восприятия, мышления и др.), третий уровень (подструктура опыта) обусловлен социальными факторами (привычки умения, навыки, знания), четвертый уровень (подструктура направленности) представлен мировоззрени-ем, идеалами, стремлении, интересами личности.
Проблема личности в юридической психологии
Ученик известного русского ученого А.Ф. Лазурского В.Н. Мясищев занимался изучением связей человека с окружающим миром - вещами и людьми. Такие связи он называл отношениями личности (к себе, к другим, к миру). Анализ отношений шел в двух направлениях: статическом, или структурном, где изучались компоненты отношений и подбирался инструментарий для их измерения; и динамическом, в рамках которого отношения рассматривались с момента их возникновения и до момента распада.
Принципиально иной подход к вопросу был предложен А.Н. Леонтьевым. Прежде чем перейти к характеристике структуры личности, он формулирует некоторые общие предпосылки рассмотрения личности в психологии. Суть их сводится к тому, что личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности здесь последовательно проводится для того, чтобы задать всю теоретическую схему исследования личности. Главная идея заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». Поэтому ключом к научному пониманию личности может быть только исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности. Личность выступает в таком контексте, как, с одной стороны, условие деятельности, а с другой стороны, как ее продукт. Такое понимание этого соотношения дает основание и для структурирования личности: если в основе личности лежат отношения соподчиненности видов человеческой деятельности, то основанием для выявления структуры личности должна быть иерархия этих деятельностей Но поскольку признаком деятельности является наличие мотива, то за иерархией деятельностей личности лежит иерархия ее мотивов, а также иерархия соответствующих им потребностей.
Два ряда детерминант - биологические и социальные -здесь не выступают как два равноправных фактора. Напротив, проводится мысль, что личность с самого начала задана в системе социальных связей, что нет вначале лишь биологически детерминированной личности, на которую впоследствии
Юридическая психология
лишь «наложились» социальные связи. Хотя формально в этой схеме не присутствует перечень элементов структуры личности, по существу, такая структура предполагается как структура ха-рактеристик, производных от характеристик деятельности. Идея социальной детерминации проведена здесь наиболее последова-тельно: хотя обрисован общепсихологический подход к личности, он не может быть интерпретирован как интегрирование лишь биосоматических и психофизиологических параметров. Можно, конечно, утверждать, что здесь представлен не общепсихологи-ческий, а именно социально-психологический подход к лично-сти, как это, кстати, иногда и делается оппонентами. Однако, ес-ли обратиться к самой сути всей концепции, к пониманию предмета психологии А.Н. Леонтьевым, то становится ясно, что здесь изложен подход общей психологии к проблеме личности, принципиально отличающийся от традиционных, а вопрос о том, как должна подойти к этой проблеме социальная психоло-гия, еще предстоит решать особо.
Трудности выделения специфического социально-психологического угла зрения при этом только начинаются. Бы-ло бы легко вычленить круг его проблем, если бы на его долю осталась вся область социальной детерминации личности. Но такой подход был бы уместен (и он, действительно, имеет место) в тех системах психологии, где допускается первоначальное рас-смотрение личности вне ее социальных связей. Социальная пси-хология в такой системе начинается там, где начинают анализи-роваться эти социальные связи. При последовательном проведе-нии идей, сформулированных Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштей-ном, А.Н. Леонтьевым, такой подход просто неправомерен. Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Соб-ственно социально-психологические проблемы личности начи-нают решаться на этой основе.
Проблема личности в юридической психологии