Развитие юридической психологии в России
В России лекции по «Уголовной психологии» в Московском Императорском университете читались с 1806 года, а первая монография по судебной психологии была издана в Казани в 1874 году, автором которой был профессор А.У. Фрезе (1826-1884). Будучи психиатром, автор считал , что предмет судебной психологии - «применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни». В 1877 году юрист Л.Е. Владимиров выступил со статьей «Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям», в которой отмечал, что социальные причины преступности находят почву в индивидуальных характерах, изучение которых обязательно для юристов.
В конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии судебная психология постепенно оформляется в самостоятельную науку. Крупнейший ее представитель Д.А. Дриль указывал, что психология и право имеют дело с одними и теми же явлениями - законами сознательной жизни человека.
В 80-х годах XIX в. начинается деятельность выдающегося русского юриста А.Ф. Кони, который постоянно уделял большое внимание связи уголовного права с психологией.
Тогда же начинают активно работать выдающиеся русские психиатры и психологи - В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова и В.П. Сербского. В.М. Бехтерев разрабатывал конкретные судеб-но-психологические проблемы, а С.С. Корсаков и В.П. Сербский выдвинули ряд плодотворных концепций, пограничных между психиатрией и судебной психологией.
В это же время к вопросам криминальной психологии обращаются и профессиональные психологи - Н.Я. Грот, А.В. Завадский, А.Ф. Лазурский.
На рубеже XIX и ХХ вв. в России остро ставятся проблемы психологического исследования (экспертизы) участников уголовного процесса. В ряде случаев преступность рассматривалась как психопатология. Однако идеи Ч. Ломброзо о врожденной преступности не имели широкого распространения в России и были подвергнуты резкой критике передовыми юристами.
Введение в юридическую психологию
В начале ХХ века в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л.И. Петражицкий, в 1898-1918 гг руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете. Петражицкий полагал, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений Однако социальную обусловленность права Петражицкий подменил психологической обусловленностью, утверждая, что реально существуют только психические процессы, а социально-исторические образования - их внешние проекции. Петражицкий, находясь под влиянием фрейдизма, преувеличивал роль подсознательно-эмоциональной сферы психики в поведении людей, в формировании правовых норм. Психологическая школа права исходила из полной совместимости права и психологии Юридическая психология не была осмыслена психологической школой права как пограничная область между правом и психологией. Однако, несмотря на общую несостоятельность психологической школы права, она привлекла внимание юристов к психологическим аспектам права. Идеи Петражицкого оказали значительное влияние на развитие судебной психологии в начале ХХ в.
В формировании русской школы социологии, социальной психологии и криминологии выдающуюся роль сыграл Пити-рим Александрович Сорокин (1889-1968). Родившийся в глухой деревне Турья Костромской губернии, П. А . Сорокин окончил Психоневрологический институт и Петроградский университет, стал доктором социологии и магистром уголовного права, почетным доктором многих американских и европейских университетов. Будучи высланным из советской России в 1922 году, Питирим Сорокин стал деканом факультета социологии Гарвардского университета и президентом международной социологической ассоциации. Классические работы П. А . Сорокина («Современные социологические теории», «Преступление и кара, подвиг и награда» и др.) широко опубликованы в США и во многих европейских странах. Еще в студенческие годы Сорокин сотрудничал с Бехтеревым, Петражицким, Павловым, Ковалевским Ростовце-
Юридическая психология
вым. В социологию он перешел после крупных исследований в об-ласти криминологии. Всемирную известность Питириму Сороки-ну принесла вышедшая в 1914 году его фундаментальная работа «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали».
Все правила поведения П. Сорокин классифицирует на три группы: дозволенные, запрещенные и рекомендованные. Динамика стереотипов (шаблонов) поведения зависит от со-циальной и культурной динамики («Социальная и культур-ная динамика» в 4-х томах, 1937–1941). В силу неодновремен-ности социальной и культурной динамики возникают меж-групповые и внутригрупповые конфликты. Групповое единство либо распадается, либо сохраняется принудительно. «Протестанты» приводятся в повиновение посредством поло-жительных санкций – наград и отрицательных санкций – кар (наказаний). Нарушение социального шаблона превращается в преступление, а социальная реакция на него – в наказание. С усложнением социальной структуры социума усложняется взаимодействие индивидов и социальных групп, возрастает конфликтность между ними, уменьшается действенность кар и наград. Догматика уголовного права, отмечает Сорокин, не охватывает всего класса однородных явлений, правоведение должно более тесно смыкаться с социологией и социальной психологией. Следует учитывать, отмечает Сорокин, что меж-ду «официальным законом» и ментальностью общества всегда существует определенное расхождение. И это расхождение тем больше, чем быстрее развиваются социальные процессы.
В 1902–1903 гг. выходит двухтомное исследование Г.С. Фельдштейна «Психологические основы учения о виновно-сти». Известный юрист М.Н. Гернет в свой учебник «Уголовное право» (1913 г.) включил параграфы «Психология преступника» и «Психология заключенного». Однако во всех работах по судебной психологии до начала ХХ в. психологические положения лишь механически применялись к отдельным правовым явлениям.
В 1907 году по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дриля был создан научно-учебный Психоневрологический институт,
Введение в юридическую психологию
в программу которого входила и разработка курса «Судебной психологии». А в 1909 году в рамках Психоневрологического института был создан Криминологический институт.
Судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологии. В судебной психологии наметился круг основных проблем -изучение психики преступников, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др
В разработке судебно-психологических проблем активно участвовал В.М. Бехтерев. Итоги его работы были обобщены им в труде «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности» (СПб., 1912).
В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей.
Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. Уже в 1923 году на I Всероссийском съезде по психоневрологии под руководством криминалиста СВ. Познышева работала секция криминальной психологии. Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для криминально-психологических исследований. Вслед за этим во многих городах - Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Минске, Баку и др. - организуются криминально-психологические кабинеты и кабинеты научно-судебной экспертизы, в составе которых были секции криминалистической психологии, которые исследовали психологию преступника и преступления. В работе этих кабинетов участвовали ведущие психологи. Их исследования становились достоянием практических работников правоохранения. Однако многие судебно-психологические исследования того времени испытывали влияние рефлексологии, антропологизма и социологизма. Во многих случаях гипертрофировалась роль отдельных факторов форми-
Юридическая психология
рования личности преступника. Исследователями все более осознавалась необходимость комплексного, всестороннего изу-чения преступности.
В 1925 году в Москве был создан Государственный ин-ститут по изучению преступности и преступника. К работе в биопсихологической секции института были привлечены крупные психологи. За время существования (до реорганиза-ции в 1929 г.) институт опубликовал около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии.
Из наиболее значительных работ по судебной психологии 20-х годов следует отметить работы К. Сотони, С.В, Познышева, А.Р. Лурии, А.Е. Брусиловского. Были осуществлены массовые психологические обследования различных групп преступни-ков – убийц, хулиганов, сексуальных правонарушителей и др. Исследовались проблемы исправительной психологии, а экспе-риментальное исследование свидетельских показаний было включено в план работ Московского института психологии.
В 1930 году состоялся I съезд по изучению поведения че-ловека, на котором работала секция судебной психологии. На секции были заслушаны и обсуждены доклады А.С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А.Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсу-димого в уголовном процессе». В докладе А.С. Тагера были намечены основные разделы судебной психологии: 1) крими-нальная психология (психологическое изучение поведения пре-ступника), 2) процессуальная психология (психологическое ис-следование организации судопроизводства), 3) пенитенциарная психология (изучение психологии исправительной деятельно-сти). Однако в то время были допущены и крупные биологиза-торские ошибки. Резкая критика этих ошибок в начале 30-х го-дов, а также последующий правовой волюнтаризм привели к неоправданному прекращению судебно-психологических ис-следований. Были нарушены элементарные основы законности. Высшая надзорная инстанция Прокуратура СССР в 1935 году своей Директивой официально санкционировала беззаконие: «Дела, по которым нет достаточно документальных данных для
Введение в юридическую психологию
расследования в судах, направлять для рассмотрения Особым совещанием при НКВД СССР».
Нарушение элементарных прав личности, законности стало нормой карательного аппарата. Это привело к глубоким деформациям в общественном правосознании, аномалиям в системе права. Понятие «революционная законность» стало зловещим орудием нарушения прав человека. Произошла социально-ценностная дезориентация общества. Политическая власть стала рассматриваться не как инструмент эффективного общесоциального управления, а как средство подавления самопроявления личности. Свобода человека в творчестве, миропонимании, в мышлении стали основными объектами жандармского преследования. Преследовалась по существу животворящая духовность человека, деформировалась его психика. В советском правоведении утвердилось понимание сущности права как воли господствующего класса, как орудия регламентации, контроля и наказания отклоняющегося поведения. Такое забвение социально-правовой и социально-психологической природы законов неизбежно привело к девальвации выраженных в них ценностей и регулятивных возможностей, к развалу единого механизма социальной регуляции и постепенному распаду всего социально-нормативного порядка.
До середины 60-х годов проблемы юридической психологии были преданы забвению. Зародившиеся в 60-х годах тенденции к демократизации общества вызвали развитие общественных наук, активизировались исследования и по юридической психологии. В 1964 году вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». На основе этого Постановления в 1966 году в юридических вузах страны было введено преподавание общей и судебной психологии
В этой обстановке стали появляться исследования по судебной психологии, психологии допроса, исправительной психологии. В коллективном труде «Теория доказательств в советском уголовном процессе», увидевшем свет в Москве в 1966 г., в главу «Процесс доказывания» был включен параграф «Психологическая характеристика познавательной деятельно-
Юридическая психология
сти в процессе доказывания», написанный профессором А.Р. Ратиновым. Значительным событием явилась и моногра-фия последнего «Судебная психология для следователей», опубликованная в 1967 году.
В 1971 году в Советском Союзе была проведена первая Всесоюзная конференция по проблемам судебной психоло-гии. В обществе психологов СССР стала функционировать секция «Судебная психология». В структуре Всесоюзного ин-ститута по изучению причин и разработке мер предупрежде-ния преступности был создан сектор психологии. В ряде юри-дических вузов создаются кафедры юридической психологии. В составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского была создана лаборатория психологии. Одна-ко связь психологии и права осуществлялась лишь в сфере уголовного судопроизводства.
В 70-х годах рядом ведущих сотрудников Института госу-дарства и права (Кудрявцевым В.Н., Нерсесянцем В.С., Яковле-вым А.М. и др.) была осуществлена коренная переориентация правоведов в сторону гуманистической сущности права, был преодолен репрессивный уклон в его трактовке. Существенные изменения в правоведческой парадигме, произошедшие в 70-х годах, потребовали соответствующих преобразований в подго-товке юридических кадров. Преподавание юридической психо-логии в юридических вузах стало одним из основных средств гуманитарной переориентации юристов, расширения их ком-петентности в области «человеческого фактора».
В настоящее время отечественная юридическая психоло-гия благодаря усилиям многих исследователей (А.В. Дулова, В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, М.М. Коченова, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, А.М. Столяренко) приобрела статус разверну-той научной дисциплины. Однако многие ее направления, разделы разработаны еще не достаточно. К их числу относят-ся психология гражданского судопроизводства, психология частного и предпринимательского права, психология судьи, адвоката, прокурора, принятых судебных решений, индиви-дуализации наказания и др.
Введение в юридическую психологию
Более глубокого изучения требуют социально-психологические проблемы правотворчества, правовой социализации личности и ресоциализации осужденных В связи с социальной реформацией общества возникает острая необходимость исследования формирования новых социопсихотипов, механизмов формирования демократического правосознания и стереотипов правоисполнительного поведения в условиях формирующегося правового государства, а также исследование криминогенных факторов в новых социально-экономических условиях.
Юридическая психология
ТЕМА 2.