Этапы выполнения выпускной квалификационной работы
Процесс подготовки ВКР состоит из нескольких этапов:
1.Выбор темы ВКР, ее утверждение и оформление организационных документов.
2. Изучение требований к оформлению ВКР.
3. Составление рабочего плана ВКР.
4. Подбор и изучение научной литературы, нормативных правовых актов
и материалов правоприменительной практики по выбранной теме.
5. Работа над текстом ВКР.
6.Систематизация списка использованной литературы.
7. Предзащита ВКР на кафедре.
8. Защита ВКР.
Подготовка к защите ВКР включает в себя ряд этапов, основные из которых представлены в следующей таблице.
№ п/п | Основные этапы подготовки к государственным аттестационным испытаниям | Срок исполнения | Представляемые документы | Примечание |
1. | Выбор темы ВКР | В течение первой недели подготовки к государственным аттестационным испытаниям | Заявление о выборе темы (приложение). | Список тем находится в деканате факультета. Выбор одной и той же темы двумя и более студентами не допускается. |
2. | Планирование совместно с научным руководителем подготовки ВКР | Не позднее первой недели после получения темы | 1. Задание на выполнение ВКР (приложение). 2. Календарный график выполнения ВКР (приложение). | Выполняется совместно с научным руководителем |
3. | Подготовка ВКР, ее предварительное оформление и прохождение предварительной защиты | Согласно графику учебного процесса, но не позднее, чем за месяц до начала итоговой аттестации | 1.Черновой вариант ВКР в соответствии с Методическими рекомендациями. 2. Доклад на 10 минут по существу работы. 3. Раздаточный материал (приложение). 4. Презентация доклада | Все материалы представляются научному руководителю и докладываются на предварительной защите. |
4. | Устранение замечаний и недостатков, указанных научным руководителем во время предварительной защиты. Окончательное оформление ВКР. Представление работы научному руководителю для оформления отзыва | За две недели до начала итоговой аттестации | 1. Чистовой вариант ВКР, оформленный в соответствии с Методическими рекомендациями. 2. Отзыв научного руководителя (приложение ). | По договоренности с научным руководителем. |
5. | Представление ВКР на рецензирование | Не позднее, чем за 10 дней до начала государственных аттестационных испытаний | Рецензия (приложение). | По договоренности с рецензентом |
6. | Представление ВКР для ее проверки на объём заимствований | Не позднее, чем за 5 дней до начала государственных аттестационных испытаний | Акт комиссии о проверке ВКР на объем заимствований (приложение). | ВКР сдается в деканат факультета |
7. | Представление ВКР заведующему кафедрой для принятия решения о допуске к защите | Не позднее, чем за 5 дней до начала государственных аттестационных испытаний | Решение заведующего кафедрой о допуске студента к защите (приложение ). | ВКР сдается в деканат факультета |
8. | Представление ВКР для размещения в электронно-библиотечной системе университета | Не позднее, чем за 5 дней до начала государственных аттестационных испытаний | Электронная версия ВКР | Электронная версия ВКР сдается в деканат факультета |
9. | Представление ВКР председателю экзаменационной комиссии | Не позднее, чем за 3 дня до начала государственных аттестационных испытаний | Председатель и члены ГЭК в процессе изучения работы подготавливают вопросы к защите ВКР | Выполняется техническим секретарем ГЭК. |
1. Студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему ВКР из числа тем, предложенных выпускающей кафедрой. Тема– краткая формулировка проблемы исследования. Правильный выбор темы выпускной квалификационной работы определяет отношение и заинтересованность студента к исследованию выбранной проблемы. Как правило, это результат научного и практического интереса студента, складывающегося в процессе его обучения в университете.
Тема ВКР должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития законодательства.
Варианты выбора темы бакалаврской работы выпускником:
1) студент выбирает тему из списка рекомендуемых выпускающей кафедрой дисциплин. Затем он пишет заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой закрепить за ним выбранную тему;
2) студент работал ранее с преподавателем в процессе подготовки и защиты курсовой работы либо по одной из проблем в период практики и обращается к нему с просьбой продолжить совместную деятельность по теме бакалаврской работы. Преподаватель, согласившись быть научным руководителем студента, анализирует название предложенной им темы и при необходимости помогает ее уточнить. Затем студент пишет заявление на имя заведующего соответствующей выпускающей кафедрой об утверждении темы и научного руководителя;
3) студент определяет для себя направление (региональный аспект, профессиональная деятельность), по которому он хотел бы разрабатывать тему бакалаврской работы, но не знает к кому обратиться с просьбой, быть его научным руководителем. В этом случае он обращается к заведующему кафедрой. Кафедра принимает решение о том, кому поручить научное руководство работой студента по данной проблеме. Преподаватель, которому поручено научное руководство, вместе со студентом определяет тему дипломной работы. Далее студент действует в порядке, указанном в первом пункте.
Необходимо уделить внимание выполнению выпускных квалификационных работ по заказу базы производственной (преддипломной) практики - «Организации». Заинтересованность базы практики в ВКР создает благоприятные условия для получения всесторонней помощи со стороны ее работников, облегчает процесс сбора материала, способствует практической реализации рекомендаций, выдвинутых выпускником в ВКР по совершенствованию деятельности данной организации.
В этом случае организация направляет в вуз информационное письмо с просьбой разрешить исследование актуальной для нее тему ВКР.
На заседании выпускающей кафедры данное письмо рассматривается. В необходимых случаях по согласованию с Организацией корректируется тема и вносится в общий список предлагаемых кафедрой тем с уточнением, что данная тема разрабатывается по заказу.
В случаях, когда студент-выпускник является сотрудником данной организации, в письме Организация может не только предложить актуальную для нее тему, но и ходатайствовать о закреплении данной темы за этим сотрудником.
Темы выпускных квалификационных работ, выбранные студентами, научные руководители, а в отдельных случаях и консультанты утверждаются приказом ректора МГЭУ.
Научный руководитель ВКР выдает студенту индивидуальное задание,которое составляется по установленной форме и утверждается заведующим кафедрой. В задании указывается тема ВКР, ее цель, структура, сроки предоставления к защите, план-график. Задание на выпускную квалификационную работу разрабатывается научным руководителем при активном участии студента и заполняется на стандартном бланке. Задание подписывают научный руководитель и студент-выпускник, утверждает заведующий кафедрой.
2. Обязательным для студента-выпускника этапом является изучение требований к оформлению ВКР. Это позволит отразить в работе все необходимые формальные признаки и выполнить предъявляемые к подобного рода работам требования.
3. План-график (индивидуальный график) подготовки и защиты выпускной квалификационной работы- это своего рода сетевой график, план деятельности студента-выпускника. В индивидуальном плане-графике должны быть указаны сроки выполнения работы в соответствии с предусмотренными сроками.
Студент составляет План-график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов и после одобрения руководителем представляет на утверждение заведующему кафедрой.
Индивидуальный график подготовки и защиты бакалаврской работы студентом регламентирует основные этапы разработки выпускной квалификационной работы и представления ее на защиту. Он позволяет научному
руководителю, деканату и выпускающей кафедре отслеживать своевременность хода выполнения задания студентом и качество выполнения им основных этапов разработки бакалаврской работы. В соответствии с индивидуальным графиком осуществляется взаимодействие студента со своим научным руководителем.
Рабочий план – это своего рода первичное видение автором варианта (вариантов) разработки бакалаврской работы. Его можно назвать концепцией (замыслом, видением) студента разработки поставленной проблемы, для наиболее полного осмысления им замысла предстоящего исследования. Рабочий план позволяет студенту осознанно представить свою позицию научному руководителю, чтобы вместе с ним выйти на вариант последующей работы над темой дипломного задания. В нем находят отражение:
- актуальность выбранной темы;
- исследуемая проблема;
- объект и предмет выпускной квалификационной работы;
- цель (чего хочет добиться студент-выпускник по результатам разра-ботки проблемы);
- основные задачи;
- способы решения задач;
- элементы новизны (что нового может получить студент-выпускник);
- практическое назначение планируемой разработки (зачем это надо для теории и практики, практических работников и т.д.).
На основе рабочего плана разрабатывается план выпускной квалификационной работы– будущее ее оглавление.
План выпускной квалификационной работы- это изложение в логической последовательности основных положений, раскрывающих содержание вопросов глав (параграфов) теми будущее оглавление ВКР (Приложение 8),включающее в себя: введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, приложения.
Структура плана бакалаврской работы, как правило, может состоять из двух-трех глав. Каждая глава включает два-три параграфа. Первая глава обычно носит теоретический характер, а вторая – прикладной (за исключением работ по истории теории права). Иногда исследуемая проблема делится на относительно самостоятельные под проблемы, которые определяют соответствующие им главы бакалаврской работы. В этом случае бакалаврская работа состоит из трех глав.
В целом план раскрывает общее содержание будущей бакалаврской работы. По такому плану можно судить о концепции автора, обоснованности выбранного варианта, вносить необходимые коррективы еще на начальном этапе работы над исследуемой проблемой.
4. Когда рабочий план ВКР составлен и согласован с научным руководителем, выпускник приступает к изучению научной и учебной литературы, нормативно-правовой базы и фактического материала правоприменительной практики по тематике ВКР.
Подбор литературы производится студентом самостоятельно. Для этого используются предметные каталоги, библиографические справочники Российской государственной библиотеки, библиотеки МГЭУ, библиотеки Организаций – баз производственной практики, консультационные справочно-правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс» и др.
На этом этапе научный руководитель может консультировать студента-выпускника, направлять его в поиске новейших изданий нормативной и учебной литературы, не содержащихся еще в предметно-тематическом каталоге.
Окончательный список отобранной литературы обязательно согласовывается с научным руководителем, который дает методические рекомендации по его использованию.
Изучение научной литературы раскрывает сущность исследуемого вопроса, что дает общее представление об основных теоретических проблемах темы. После этого необходимо проанализировать нормативно-законодательные документы и учебную литературу. В завершение следует ознакомиться с монографиями и журнальными статьями, посвященными проблемам выбранной темы ВКР. Предложенная последовательность изучения литературных источников позволяет поэтапно накапливать и углублять знания.
Подбор фактического материала желательно начинать после изучения основной литературы. Это дает возможность критически изучить действующую на базе преддипломной практики проблематику и на этой основе подобрать необходимый для работы фактический материал.
Фактический материал подбирается отдельно по каждой главе на основании плана ВКР, при этом следует определить его объем, составить отдельный план сбора материала и перечень основных источников необходимой информации.
Особое внимание должно быть направлено на выявление недостатков в исследуемой теме, что позволит продумать и сформулировать выводы и предложения, направленные на устранение обозначенных проблем.
Фактический материал, систематизированный в схемах и таблицах, также можно использовать как иллюстрационный.
5. Выпускная квалификационная работа строится в определенной последовательности: сначала в первой главе дается общая характеристика и анализ проблемы, затем обосновывается теоретическая позиция автора и подходы к ее решению, во второй главе рассматриваются возможные способы ее решения. Однако структура работы может быть и другой. Автор вправе самостоятельно или вместе с научным руководителем, а при необходимости с научным консультантом, определить вариант структуры ВКР, которая может иметь следующую последовательность:
1). Бакалаврские работы историко-правового типа состоят из глав, отражающих:
- разделы теории и практики, в зависимости от определенных периодов времени;
- развитие тематических проблем в определенный исторический период;
- своеобразие исторических периодов и их правовых потребностей;
- юридико-правовую деятельность известных авторов и др.
2). Бакалаврские работы теоретического типа содержат главы, отражающие:
а) исследование понимания сущности, содержания и структуры конкретного явления, особенностей его проявления; факторов, влияющих на него:
- условия оптимального развития, возможности управления процессом развития этого явления;
- государственно-правовые принципы, формы и методы укрепления государственности и правопорядка; другие проблемы;
б) этапы исследования, позволяющие логически реализовать целевую установку ВКР.
3). Бакалаврские работы прикладного типа могут включать главы, отражающие:
- теоретическое обоснование юридического или другого явлений и позицию автора по отношению к ним;
- концептуальную позицию автора в прикладном разрешении исследуемой проблемы и ее обоснование.
5. Каждая выпускная квалификационная работа имеет список литературы, которую автор использовал при ее подготовке. Началом его работы с литературой является подготовка им первичного библиографического списка по теме исследования.
После каждой цитаты или записанной своими словами мысли в под-строчных ссылках (сносках) указываются автор, название источника, изда-тельство, год издания, страницы источника, с которой они взяты.
По окончании работы студента над выпускной квалификационной рабо-той составляется список нормативных актов и использованной литературы, который является составной частью выпускной квалификационной работы.
В процессе работы студента над темой он может быть приглашен на за-седание кафедры для отчета о проделанной работе для выступления по от-дельным проблемам темы. При необходимости его могут пригласить для бе-седы заведующий кафедрой, сотрудники деканата факультета.
В ходе выполнения ВКР научный руководитель является оппонентом, указывая студенту на недостатки аргументации, стиля изложения и т.д., и дает рекомендации по их устранению.
После полного завершения ВКР она представляется научному руководителю за неделю до предварительной защиты. При выявлении серьезных недостатков и замечаний студенту предлагается их устранить.
6. Предзащита проходит не позднее, чем за три недели до официальной защиты, с целью выявления недостатков работы и с тем, чтобы у студента было время для их устранения. Выпускающая кафедра формирует комиссию для проведения предварительной защиты ВКР, в целях проверки готовности выпускника к итоговой государственной аттестации.
В течение 7–10 минут выпускник докладывает основные положения ВКР, выводы и конкретные предложения, демонстрирует готовность работы к официальной защите.
По итогам выступления студента, его способности ответить на заданные вопросы по тематике ВКР, проверки текста работы на предмет наличия всех формальных признаков ВКР и соблюдения требований к оформлению ВКР комиссия принимает решение о допуске ВКР к защите перед Государственной экзаменационной комиссией. Решение комиссии о допуске к итоговой государственной аттестации оформляется протоколом кафедры.
Правильно оформленная ВКР и подписанная студентом представляется научному руководителю для проверки и подготовки на нее официального отзыва.
В данном случае научный руководитель выступает в роли эксперта и составляя письменный отзыв, всесторонне характеризует ВКР.
ВКР, сброшюрованная в твердой обложке вместе с письменным отзывом научного руководителя, представляется заведующему профильной выпускающей кафедры в установленные деканатом сроки. Кафедра направляет ВКР на рецензирование. Для рецензирования ВКР могут привлекаться доценты, ведущие научные сотрудники высших учебных заведений, а также научные сотрудники и специалисты профильных организаций. В качестве рецензентов могут привлекаться сотрудники МГЭУ с других правовых кафедр.
Рецензия является объективной характеристикой ВКР, данная лицом, не связанным организационно с выпускающей кафедрой.
С содержанием рецензии должны быть ознакомлены автор ВКР, научный руководитель, заведующий кафедрой.
7. Заключительным этапом является защита ВКР перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).
После защиты ВКР становятся достоянием Московского гуманитарно-экономического университета и передаются деканатом на хранение в архив, где с ними имеют возможность ознакомиться все желающие.
Студент, получивший по итогам защиты неудовлетворительную оценку, равно как и не представивший в установленные сроки выпускную квалификационную работу либо не явившийся на защиту по причинам, которые не были признаны уважительными, в течение месяца отчисляется из вуза. Он имеет право на повторную защиту в течение пяти лет, но не ранее чем через три месяца со дня отчисления.
При восстановлении в вузе ему назначается повторная защита. Решая вопрос о допуске к повторной защите студента, получившего неудовлетворительную оценку, заведующий кафедрой обязан рассмотреть вопрос о замене научного руководителя, а при необходимости – корректировке темы работы. Научный руководитель при повторной защите обязывает студента переработать текст с учетом актуальности материала, на котором он основывается.
Повторная защита возможна не более двух раз.
Лица, не защитившие бакалаврскую работу в срок по уважительной причине (документально подтвержденной), могут подать заявление о назначении дополнительного заседания ГЭК, которое организуется в течение 4-х месяцев после подачи заявления.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Содержание выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) должно учитывать требования ФГОС ВО к профессиональной подготовленности выпускника и включать в себя:
-титульный лист;
-оглавление;
-введение;
-основную часть;
-заключение;
-список использованной литературы;
-приложения (при их наличии).
1.Титульный листсодержит название учебного заведения, подготовки профиля специализации, тему ВКР, фамилию, имя и отчество студента-выпускника автора ВКР, научного руководителя и консультанта, данные протокола заседания кафедры, которым принято решение о допуске ВКР к защите, заверенные заведующим профилирующей кафедрой.
2. Оглавлениеоформляется в соответствии со структурой ВКР и детализируется до глав и параграфов. Каждый раздел нумеруется арабскими цифрами. Введение, заключение, список использованной литературы, приложения цифрами не обозначаются.
3. Введениеявляется важной составной частью каждой выпускной квалификационной работы. В нем отражается обоснование актуальности темы, определение объекта, предмета и задач исследования на основе анализа научной литературы (в том числе периодических научных изданий) и с учетом актуальных потребностей практики, включая следующие составляющие бакалаврской работы:
- актуальность темы;
- разработанность исследуемой проблемы;
- объект и предмет;
- цель;
- основные задачи;
- методология (способы) решения основных задач;
- структура работы.
Актуальность темы– это определение важности исследуемой проблемы, включающее в себя:
- аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики правоприменительной деятельности;
- раскрытие степени изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе;
- обоснование темы и раскрытие потребности в специальном исследовании и т.д.
Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо правового явления; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение определенной правоприменительной проблемы; каковы наиболее оптимальные условия эффективности деятельности должностного лица в решении частной юридической задачи?
Здесь же раскрывается состояние разработанности выбраннойтемы, т.е. дается краткий обзор литературы по теме. При этом следует учитывать, что чаще всего выпускная квалификационная работа бывает посвящена довольно узкой теме, поэтому обзор литературы должен делаться только по этой теме, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если студент не может сделать такой вывод, проводя самостоятельно анализ всей имеющейся по теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести?
В процессе анализа состояния исследованности темы автор ВКР приходит к формулированию основного противоречия в исследуемой области. Под ним понимаются серьезные несоответствия, несогласованности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему бакалаврской работы.
Сформулировав научную проблему, следует определить объект и предмет бакалаврской работы. Они позволяют выделить границы предстоящего исследования.
Объект ВКР– это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект представляет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Он может находиться в области гражданского права, административного или конституционного права, финансового или уголовного права, в любой другой правовой либо иной сфере, связанной с профессиональной деятельностью юриста. Например, «…объектом работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в связи с толкованием Конституции и разрешением дел о соответствии Конституции России нормативно-правовых актов».
Предмет ВКР– это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предмет определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Предмет работы либо совпадает с ее темой (чаще всего), либо они очень близки по звучанию. Например, «…предметом исследования является конституционно-судебное правотворчество».
Цель ВКР– это то, чего хочет достичь студент-выпускник своей исследовательской деятельностью. Цель характеризует основной замысел студента при ее разработке. Например, цель выпускной квалификационной работы –
проанализировать деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по толкованию Конституции России, разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, проверке конституционности законов в форме правосодержащих актов, т.е. деятельности, результатом которой во многих случаях является формулирование новых правовых норм.
Основные задачи.На основе цели определяются задачи, которые требуется решить в процессе ее достижения.
Задачи формулируются в виде перечисления(изучить..., описать..., уточнить и дополнить понимание..., выявить..., систематизировать..., разработать... и т.д.). Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.
Формулировки задач определяют содержание бакалаврской работы. Количество задач может диктоваться главами или параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяется названием главы, во втором - параграфом выпускной квалификационной работы. Какой вариант предпочтителен, определяется темой и советом научного руководителя. Например, в тексте бакалаврской работы это может звучать таким образом: «…обозначенная цель предполагает формулировку следующих задач исследования:
- рассмотреть особенности осуществления конституционного правосудия;
- проанализировать возможность конституционно-судебного правотворчества при различных направлениях деятельности Конституционного Суда Российской Федерации;
- сформулировать общие направления реформирования университета конституционного контроля в России;
- обобщить опыт деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по совершенствованию российского законодательства».
Способы решения основных задач.Они предполагают определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели ВКР. Здесь же дается характеристика источников получения информации. Например, «Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, требующий рассмотрения предмета познания в его развитии и связи с другими явлениями, а также системный, функциональный, логико-юридический, системно-правовой и другие частно-научные методы».
Структура работыдает перечисление основных ее элементов (введение, количество глав и подразделов, заключение, список литературы, приложения).
Такой вариант формирования данного подраздела позволит автору более полно раскрыть все, что удалось сделать в бакалаврской работе.
Объем введения – 2–3 станицы.
4. Основное содержание.
Выпускная квалификационная работа – это самостоятельная научная работа студента. К ее содержанию предъявляются определенные требования, которые студент-выпускник должен выполнить. В основной части выделяются, как правило, 2 или 3 главы, в каждой из которых может быть по 2–3 параграфа, примерно одинаковых по объему. Глава не может составлять объем менее 10 страниц.
Объем основной части ВКР может составляя от 40–50 страниц.
Каждый параграф имеет:
1) вводную часть – несколько предложений, вводящих в замысел параграфа;
2) последовательное раскрытие содержания, иных явлений, цитирование и заимствования;
3) вывод – обобщающая мысль изложенного материала и переход к следующему параграфу.
В первой главе излагается процесс зарождения и становления рассматриваемого правового университета в России, раскрывается понятие и сущность изучаемого явления или процесса, уточняются формулировки и др. Могут быть рассмотрены аналогичные правовые университеты зарубежных стран. Кроме того, освещаются различные точки зрения по дискуссионным вопросам, затронутым в работе, при этом автором формулируется собственная обоснованная точка зрения.
Особенно важно подойти к системному описанию нормативно-правовых источников, регулирующих рассматриваемую тему, уделить внимание законодательным
коллизиям и пробелам, по возможности предложить пути их разрешения.
Содержание второй и последующих глав носит практический характер.
Вторая глава посвящена анализу действующего законодательства и теоретических проблем правового регулирования предмета исследования, рассматриваются различия во взглядах ученых-правоведов, политиков, практических работников. Автор может выразить свое отношение к спорным теоретическим положениям, к нормам действующего законодательства и правоприменительной практики.
Третья глава должна быть преимущественно аналитической и посвящаться проблемам практического применения действующего законодательства по предмету исследования на примере конкретного органа государственной власти, органа местного самоуправления, правоохранительных, судебных органов, коммерческих и некоммерческих организаций. Содержание данной главы показывает способность автора ВКР к научному анализу, самостоятельным рассуждениям и выводам.
В конце каждой главы как логическое ее завершение автором формулируются теоретические выводы, содержащие наличие проблем, которые удалось выявить в ходе исследования, с конкретными предложениями по совершенствованию законодательства.
5. Заключениепредставляет собой результат научного творчества студента, краткий итог работы.
Учитывая, что содержание выпускной квалификационной работы строится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить также логически. С этой целью следует по каждому параграфу сделать краткое резюме и сформулировать его в виде одного-трех абзацев. Каждый абзац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат исследовательской деятельности студента. В этих абзацах должно найти отражение решения основных задач выпускной квалификационной работы и раскрытие содержания положений, выносимых на защиту. Здесь же автор формулирует свои предложения для решения исследуемой проблемы и наиболее важные практические рекомендации (для прикладных тем), получившие обоснование в работе.
Результаты излагаются как в позитивном (что удалось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично), так и в негативном плане (чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников, либо материалов, либо других причин, связанных с трудностями исследования, отсутствием необходимой базы и пр.).
Каждый смысловой раздел заключения, как правило, нумеруется, что придает определенную стройность изложения.
Объем заключения не должен превышать 2–3 страницы.
Список использованной литературызавершает выпускную работу. Он отражает теоретическую и практическую базу ВКР, а именно ту литературу, которую изучил и использовал студент в процессе подготовки работы. Рекомендуется использовать не менее 30 различных нормативных и литературных источников.
Для составления списка использованных источников и литературы необходимо руководствоваться ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», а также уже приведенные ГОСТ 7.0.5–2008 и ГОСТ 7.82–2001.
6. Приложения.Приложения - это материалы прикладного или иллюстративного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы выпускной квалификационной работы. К ним относятся:
- различные положения, инструкции, копии документов;
- схемы, графики, диаграммы, таблицы;
- иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеется ссылка в тексте, и пр.
Все приложения нумеруются и должны иметь тематические заголовки. В тексте бакалаврской работы обязательна ссылка на каждое приложение.
Цитирование и заимствования.Автор ВКР для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления должен ссылаться на авторитетный источник. Таким образом, подготовленная ВКР демонстрирует научную культуру автора. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее его искажение может изменить смысл. Допустимы лишь следующие отклонения:
1) модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;
2) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что, во-первых, смысл цитаты не будет искажен пропуском и, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием;
3) изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому стилю фразы, куда они включены.
Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивности, а недостаточное цитирование снижает научную ценность работы.
Ссылки оформляются в виде подстрочных примечаний. Подстрочные ссылки могут иметь сквозную нумерацию или на каждой странице нумеруются, начиная с цифры. Знак ссылки должен стоять в конце предложения или в конце цитаты, к которым ссылка относится. Цитата заключается в кавычки и приводится без изменений. Если источник пересказывается близко к тексту, то кавычки не ставятся и ссылка сопровождается сокращением См.: например: См.: Чащин А.Н. Стратегия и тактика адвокатской деятельности: учебное пособие. М.: Дело и Сервис, 2014, с.272.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Оптимальный объем ВКРсоставляет 50-60 страниц машинописного текста, без учета приложений.
Язык и стиль.При подготовке выпускной квалификационной работы следует учитывать, что это научный труд студента и язык должен быть соответствующим. Стиль изложения должен носить характер доказательности, убедительности, являться следствием проведенного
исследования. Важнейшие средства выражения логических связей – специальные функционально-логические средства связи, указывающие на:
- последовательность развития мысли – вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.;
- противоречивые отношения – однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.;
- причинно-следственные отношения – следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и др.;
- переход от одной мысли к другой – прежде чем перейти к ..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., необходимо рассмотреть;
- итог, вывод - итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать, представляется.
Текст готовится с помощью компьютерной верстки (машинописным способом) и распечатывается на листах формата А4. Шрифт TimesNewRoman 14; межстрочный интервал