Значение институтов подведомственности и подсудности гражданских дел с учетом положений ч.1 ст. 46, ч. 1 ст. 47 Конституции РФ и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Подведомственность – разграничение компетенции между различными органами.
Таким образом, мы можем ответить на вопрос, в какой орган государства, осуществляющий юрисдикционные функции, следует обращаться («подведомственность» – от слова «ведомство»). Так, юридической деятельностью занимаются и суды, и нотариат, и органы ЗАГСа, и органы юстиции. Но у каждого органа своя компетенция, от которой зависит подведомственность. В процессуальном праве подведомственность судебная. Она определяет, к какому виду судопроизводства следует обратиться для разрешения того или иного спора. То есть где должно рассматриваться дело: в Конституционном суде, в арбитражном суде, в суде общей юрисдикции, в третейском суде либо вообще в административном порядке или в ином порядке.
Не следует путать подведомственность с компетенцией. Компетенция означает, какими полномочиями обладает орган при рассмотрении дела (изменить принятое решение, оставить решение, вынести новое решение). Подведомственность применительно к судам означает, какие дела рассматривает суд, то есть, какие вопросы он разбирает.
Институт подведомственности является межотраслевым процессуальным институтом, который оказывает влияние на функционирование судебной власти. Именно подведомственность определяет круг дел, который в соответствии с законодательством может быть предметом рассмотрения и разрешения в той или иной системе судов.
Судебная подведомственность – совокупность норм права, определяющих, в каком суде дело подлежит рассмотрению (при этом отрасли права разные).
Пример пересечения правил подведомственности двух отраслей права: гражданско-процессуального и арбитражнопроцессуального, – это вопрос выдачи исполнительного листа по решению третейского суда международного коммерческого арбитража.
В основном, вопросы возникают при разграничении подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в частности из-за того, что в материальных законах нет четкого указания, в какой суд следует обращаться.
Когда говорят о загруженности судов, забывают о возможностях третейских судов, и, кроме того, ряд дел можно было бы передать нотариату. Такие дела за исключением алиментов, которые сейчас возложены на суд и по которым выдается судебный приказ.
Следует помнить, что некоторые категории дел уже отнесены и к суду, и к нотариату либо другим органам: алименты – либо решение суда, либо мировое соглашение; развод – либо суд, либо ЗАГС.
Поэтому институт подведомственности может быть усовершенствован лишь при комплексном подходе к внесению изменений в законодательные акты.
Итак, подведомственность – это отнесение спора о праве или другого дела к компетенции определенного органа.
Подведомственность дел судам общей юрисдикции определяется категорией дел и кругом субъектов спора (ст. 22 ГПК).
Указанная статья содержит краткий перечень, она является отсылочной и конкретно законы не определяет. Перечислить в наши дни все дела, подсудные суду общей юрисдикции, невозможно, да и не нужно. Поэтому следует исходить из общего правила: если дело не подсудно арбитражному суду либо другому органу госуправления, общественному местному, осуществляющему юридическую деятельность, значит оно подсудно суду общей юрисдикции. Это согласуется и с правом на судебную защиту, предоставленным Конституцией РФ
Виды подведомственности: • Исключительная. Дело подведомственно именно суду общей юрисдикции, например, спор о праве собственности на земельный участок между гражданами, иск может быть подан лишь в суд общей юрисдикции. Лишение родительских прав возможно лишь в судебном прядке.
• Условная. Обращение в суд допускается лишь после того, как сторонами будет урегулирован, разрешен, рассмотрен спор предварительно, во внесудебном порядке. То есть сначала дело должно быть рассмотрено в другом органе, а потом уже – в суде. Должен быть соблюден досудебный порядок разрешения спора, например, трудовые споры по зарплате с учетом коэффициента трудового участия сперва должны быть предметом рассмотрения в комиссии по трудовым спорам, а потом можно обратиться в суд. Если досудебный порядок не соблюден, то дело подлежит прекращению, а заявление оставляется без рассмотрения, либо будет отказано в принятии заявления в зависимости от того, в какой стадии будет это выяснено. Такую подсудность можно еще назвать претензиционной: так, по делам, связанным с перевозками, необходимо до обращения в суд подать претензию.
• Альтернативная. Это такая подведомственность, при которой урегулирование спора возможно разными путями: как путем обращения в суд (заявление об оспаривании действий должностного лица), так и путем подачи жалобы в порядке подчиненности. Отличие от условной состоит в том, что досудебный порядок урегулирования конфликта необязателен, выбор подведомственности зависит от истца, заявителя; обращение идет в порядке подчиненности, не является в дальнейшем условием обращения в суд.
Можно выделить подвид – смешанная подведомственность, при которой после обращения в другой орган спор передается на разрешение суда. Например, соглашение об уплате алиментов, удостоверенное нотариально, может быть оспорено в суде и, следовательно, может быть изменено; как и брачный договор.
подсудность – это распределение всех подведомственных судам дел между ними (речь идет об одной судебной системе).
Подсудность – совокупность правовых норм, определяющих, какой суд наделен полномочиями по рассмотрению дела конкретной категории.
Виды подсудности:
1. Родовая подсудность (по категории делили предметная) определяет, какие категории дел какому звену судебной системы подсудны.
Имеется разграничение подсудности между звеньями судебной системы, такая подсудность называется родовой и определяется категорией дела. Так, вопросы законности забастовок принимаются/рассматриваются судами второго звена (для города Москвы это Московский городской суд). Также суды второго звена рассматривают дела, связанные с государственной тайной. Дела об оспаривании ненормативных актов президента подсудны Верховному Суду РФ. Подсудность дел военным и специализированным судам оговорены в ст. 25 ГПК.
Однако общее правило родовой подсудности – это рассмотрение дел районными судами и мировыми судьями в пределах их компетенции. Ст. 3 Закона «О мировых судьях РФ» определяет компетенцию мировых судей, в ней указаны категории дел, которые подсудны районным судам (аналогично ст. 23 ГПК).
2. Территориальная подсудность. Территориальный признак дает возможность опреде
лить, в какой суд следует обращаться для разрешения спора. Таким образом, территориальная подсудность разграничивает компетенцию однородных судов.
Территориальная подсудность называется местной, так как связана с местом жительства сторон, местом исполнения обязательства, причинения вреда, и главное ее назначение – распределение дел между районными судами, мировыми судьями (они работают по участкам).
Виды территориальной подсудности: • Общая подсудность – дело должно рассматриваться в том суде, где находится ответчик, где находится его имущество (ст. 28 ГПК).
• Альтернативная подсудность заключается в том, что истец, лицо, подающее заявление, сам может выбрать, в какой суд (чаще всего выбор между двумя судами) ему следует обратиться. Случаи альтернативной подсудности оговорены в законе, перечень является исчерпывающим. Законодатель предоставил такую льготу истцу (ст. 29 ГПК), при которой учитываются обстоятельства дела, положение истца, это позволяет обеспечить более свободный доступ к правосудию.
3. Исключительная подсудность – это исключение из общего правила, выбор подсудности в данном случае зависит от воли заявителя, но он будет обязан обратиться именно в тот суд, который указан в ст. 30 ГПК. Такое указание дается для того, чтобы легче было собрать доказательства по делу, при этом спорное имущество находится там, где суд. Изменение по договору по желанию сторон исключительной подсудности не допускается.
4. Договорная подсудность: стороны сами могут договориться, в каком суде они будут рассматривать дело (ст. 32 ГПК). Пример договорной подсудности – трудовой контракт.
5. Подсудность по связи дел зависит от дела, которое уже рассматривается в суде (самый простой пример – встречный иск).
18 Понятие и правовое содержание подведомственности. (+ см вопр 17)
В гражданско-правовых спорах от правильного решения вопроса о подведомственности, то есть о том, какой конкретно судебный орган должен рассматривать спор, зависит реальное обеспечение права граждан и организаций на судебную защиту, доступ к правосудию. Проблема подведомственности судебных споров, прежде всего, процессуальная. Как с полным основанием отметила Осокина Г.Л., «значение института подведомственности заключается в том, чтобы упорядочить, разграничить деятельность различных органов по разрешению юридических вопросов, обеспечив при этом оптимальное сочетание государственных и общественных форм защиты прав и законных интересов граждан и организаций»
Виды подведомственности.
Виды подведомственности
Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, условной, альтернативной, договорной и определяемой по связи требований.
Исключительная (или единичная) подведомственность означает, что из всей совокупности юрисдикционных органов лишь один из них уполномочен законом на рассмотрение и разрешение данного конкретного дела. Например, только судам общей юрисдикции подведомственны дела о восстановлении на работе или об усыновлении.
Условная подведомственность означает, что для определенной категории споров или иных право-вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду.
Например, согласно ст. 121 УЖТ РФ[11] до предъявления против перевозчика иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, ему может быть предъявлена претензия. Несоблюдение заинтересованным лицом установленного федеральным законом или предусмотренного договором сторон обязательного для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора либо непредставление заинтересованным лицом документов, подтверждающих его соблюдение, является основанием для возвращения искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).
Альтернативная подведомственность означает, что дело отнесено законом к ведению различных юрисдикционных органов (как судебных, так и несудебных), право выбора одного из которых принадлежит заинтересованному лицу. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, которое нарушает права и свободы, может быть подано гражданином или организацией непосредственно в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Рассмотрение вышестоящим органом или должностным лицом такого дела по существу не лишает заинтересованное лицо права на обращение в соответствующий суд в дальнейшем.
Альтернативная подведомственность имеет место также в случаях передачи дела на разрешение третейского суда.
Договорная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено не в одном, а в нескольких юрисдикционных органах по выбору спорящих сторон, основанному на обоюдном согласии, т. е. договоре. Договор о передаче дела на рассмотрение и разрешение в тот или иной юрисдикционный орган представляет собой соглашение сторон об изменении установленной законом подведомственности конкретного дела в случаях, когда такое изменение допускается законом. Например, дела, возникающие из гражданских правоотношений, подведомственные судам общей юрисдикции, могут быть переданы по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (ч. 3 ст. 3 ГПК РФ).
Альтернативная подведомственность отличается от договорной тем, что выбор юрисдикционного органа осуществляется одной, а не обеими сторонами, в связи с чем для ее реализации согласие обеих сторон не требуется.
Подведомственность по связи требований – это особый вид подведомственности. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно. Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований[12].
На этот счет в ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье ГПК РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.