Понятие гражданского процесса и гражданской процессуальной формы.
Гражданский процесс
Понятие гражданского процесса и гражданской процессуальной формы.
Стадии гражданского процесса. Проблемы выделения и классификации.
Стадия гражданского процесса - это часть процесса, предназначенная для решения самостоятельной процессуальной задачи на определенном этапе его развития. Она представляет собой систему процессуальных действий, которая характеризуется относительной обособленностью и законченностью правового регулирования, самостоятельностью предмета правового регулирования
Поскольку стадийность движения гражданского процесса определена законодательно, то названия стадий и порядок перехода от одной стадии к другой определен ГПК РФ. Наличие указанных стадий не означает, что любое гражданское дело должно пройти их все. Движение гражданского дела может быть завершено, например, на стадии судебного разбирательства вследствие его прекращения по причине отказа истца от иска (ст. 220 ГПК РФ).
Понимая под стадией гражданского процесса совокупность процессуальных действий, направленных на решение единой общей задачи, мы исходим из того, что гражданский процесс включает в себя 8 стадий:
1. Возбуждение гражданского дела (гл. 12 ГПК РФ);
2. Подготовка дела к судебному разбирательству (гл. 14 ГПК РФ);
3. Судебное разбирательство в суде первой инстанции (гл. 15, 16, 18, 19 ГПК РФ);
4. Производство в суде апелляционной инстанции (гл.39 ГПК РФ);
5. Производство в суде кассационной инстанции (гл. 41 ГПК РФ);
6. Производство в суде надзорной инстанции (гл. 41.1 ГПК РФ);
7. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу (гл. 42 ГПК РФ);
8. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов (разд. VII ГПК РФ).
Концепция судебного права.
Единство судопроизводственной формы реализации правосудия вытекает из ч.2 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».
В публикациях последних лет, связанных с процессуальным правом, нередко используется термин «цивилистический процесс» в качестве обобщающего понятия гражданского и арбитражного процессов. Причина появления такого термина в попытке, с одной стороны, преодолеть дуализм гражданского и арбитражного процессов, с другой стороны, подчеркнуть их единство, основанное на сходности регулируемых гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным правом общественных отношений, а в третьих, в том, что материальное цивилистическое право неразрывно связано как с гражданским, так и с арбитражным процессом.
Сам же термин «цивилистический процесс» имеет право на жизнь в учебной и научной литературе, но едва ли применим для обозначения гражданского судопроизводства в нормативно-правовых актах[36].
В результате проводимой в настоящее время реформы гражданского судопроизводства может реально появиться суперотрасль судебного процессуального права, регулирующая одновременно процедуру в гражданском и арбитражном. Методологической основой для этого является концепция единой науки процессуального права.
В наши дни поводом к незамедлительному реформированию гражданского судопроизводства является создание единого Верховного Суда РФ с одновременной ликвидацией Высшего арбитражного суда РФ[44]. Это глобальное для судебной системы судоустройственное изменение неминуемо влечет за собой масштабные изменения гражданского судопроизводства в виде нового «единого» ГПК, который должен объединить в себе нормы гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права.
Основные положения постановления Пленума Верховного Суда РФ 10 октября 2003г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ»
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
2. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы
4. Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств
5. Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел
9. При осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 369, 379, части 5 статьи 415 УПК РФ, статей 330, 362 - 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права.
11. Конвенция о защите прав человека и основных свобод обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета министров Совета Европы.
12. При осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.
19. Поручить Судебным коллегиям по гражданским и уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации подготовить совместно с Российской академией правосудия предложения о дополнении ранее принятых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации соответствующими положениями о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Основные положения постановления Пленума Верховного Суда РФ 27 июня 2013г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. и протоколов к ней».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней"
Сообщается, в частности, следующее:
правовые позиции Европейского Суда учитываются при применении законодательства Российской Федерации. В частности, содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским Судом при применении Конвенции и Протоколов к ней. При этом, законодательство РФ может предусматривать более высокий уровень защиты прав и свобод человека в сравнении со стандартами, гарантируемыми Конвенцией и Протоколами к ней в толковании Суда. В таких случаях судам необходимо применять положения, содержащиеся в законодательстве РФ;
судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества;
необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства не может оправдывать ограничение иных прав, предусмотренных в Конвенции (например, права на процессуальное равенство сторон в судебном процессе; права обвиняемого задать вопрос показывающему против него свидетелю). Поэтому суд не должен под предлогом соблюдения разумных сроков судопроизводства отказывать в исследовании доказательств, необходимых для полного и объективного разрешения дела, а также для обеспечения процессуального равенства сторон;
положения пункта 4 статьи 5 Конвенции в толковании Европейского Суда предусматривают право лица на безотлагательное рассмотрение судом вопроса о правомерности его заключения под стражу и на незамедлительное освобождение, если заключение под стражу признано судом незаконным и необоснованным. В связи с этим судам после поступления жалобы и (или) представления на постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (о продлении срока содержания под стражей) необходимо незамедлительно направлять соответствующие материалы для апелляционного рассмотрения. Судам апелляционной инстанции надлежит рассматривать указанные жалобу и (или) представление не позднее срока, определенного в части 11 статьи 108 УПК РФ.
12. Понятие принципов гражданского процессуального права + 13. Система принципов гражданского процессуального права и их классификация. +14.Проблемы определения содержания и реализации отдельных актуальных принципов: независимость судей, открытость и гласность судопроизводства, состязательность диспозитивность
15.Характеристика организационно-функциональных принципов, их реализация (+см вопр 12-14)
Организационно-функциональные Принцип единоличного рассмотрения дел судом. Равенство граждан и организаций перед законом. На всей территории Российской Федерации положен принцип главенствования государственного языка. Однако, если подавляющее большинство региона говорит на другом языке, то судебный процесс разрешается проводить на региональном языке. Гласность – один из самых важных, однако в случае рассмотрения особых дел этот принцип разрешено нарушать. Соответствующее потановление должен выдать суд высшей инстанции или уполномоченный государственный орган. Процессуальной активности суда означает, что весь процесс (заседания, заслушивания, сбор доказательств, вынесение решения) управляется им. Например, судья может удалить проявившего неуважение участника, объявить перерыв, если того требует физическое состояние участников, назначать время заседаний.
16 Содержание функциональных принципов, их реализация (+см вопр 12-14)
Функциональные Принцип диспозитивности. В соответствии с этим правилом каждая сторона судебного процесса может по своему усмотрению использовать свои конституционные права. На практике это получает отражение в заключении мировых, перенаправлении исков, встречных исках и др. Если действия стороны не нарушают законодательства РФ, то эта сторона может выйти из процесса. Состязательности и равноправия. 12 ст. ГПК устанавливает состязательные нормы решения судебных споров. Каждый из участников процесса принимает какую-то одну сторону. Причем эта сторона должна быть противоположна той, что занял оппонент. Таким образом, суд имеет возможность выработать свое решение на основе двух полюсов мнения и доказательств. Во время этого выбора обязательно действует принцип равноправия сторон. Любой гражданин может противопоставить себя физическому или юридическому лицу, и наоборот. Более того, суд обязан утвердить принцип равноправия для всех сторон, если они по каким-либо причинам не могут сделать этого самостоятельно. На практике это проявляется назначением государственных адвокатов для малоимущих граждан, переносам судебных разбирательств по их просьбе и др. Непосредственности обязывает судей выслушивать любые доводы сторон. Независимо от начальных условий, от того, кто истец, а кто ответчик, суд предоставляет право слова каждому. Только на основе полной информированности суд может вынести своё решение по какому-либо делу. Дублирование устной и письменной речи. Это правило даёт возможность сторонам устно излагать свои аргументы, доказательства, претензии и рассуждения. Судьи, прокуроры, адвокаты и свидетели также произносят свои речи устно. Но все слова на суде должны быть зафиксированы на бумаге, чтобы затем быть утвержденными всеми участниками процесса.
Виды подведомственности.
Виды подведомственности
Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, условной, альтернативной, договорной и определяемой по связи требований.
Исключительная (или единичная) подведомственность означает, что из всей совокупности юрисдикционных органов лишь один из них уполномочен законом на рассмотрение и разрешение данного конкретного дела. Например, только судам общей юрисдикции подведомственны дела о восстановлении на работе или об усыновлении.
Условная подведомственность означает, что для определенной категории споров или иных право-вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду.
Например, согласно ст. 121 УЖТ РФ[11] до предъявления против перевозчика иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, ему может быть предъявлена претензия. Несоблюдение заинтересованным лицом установленного федеральным законом или предусмотренного договором сторон обязательного для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора либо непредставление заинтересованным лицом документов, подтверждающих его соблюдение, является основанием для возвращения искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).
Альтернативная подведомственность означает, что дело отнесено законом к ведению различных юрисдикционных органов (как судебных, так и несудебных), право выбора одного из которых принадлежит заинтересованному лицу. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, которое нарушает права и свободы, может быть подано гражданином или организацией непосредственно в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Рассмотрение вышестоящим органом или должностным лицом такого дела по существу не лишает заинтересованное лицо права на обращение в соответствующий суд в дальнейшем.
Альтернативная подведомственность имеет место также в случаях передачи дела на разрешение третейского суда.
Договорная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено не в одном, а в нескольких юрисдикционных органах по выбору спорящих сторон, основанному на обоюдном согласии, т. е. договоре. Договор о передаче дела на рассмотрение и разрешение в тот или иной юрисдикционный орган представляет собой соглашение сторон об изменении установленной законом подведомственности конкретного дела в случаях, когда такое изменение допускается законом. Например, дела, возникающие из гражданских правоотношений, подведомственные судам общей юрисдикции, могут быть переданы по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (ч. 3 ст. 3 ГПК РФ).
Альтернативная подведомственность отличается от договорной тем, что выбор юрисдикционного органа осуществляется одной, а не обеими сторонами, в связи с чем для ее реализации согласие обеих сторон не требуется.
Подведомственность по связи требований – это особый вид подведомственности. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно. Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований[12].
На этот счет в ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье ГПК РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Виды процессуальных сроков.
Процессуальный срок - промежуток времени, в течение которого должны быть совершены определенные процессуальные действия. Процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. Если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом (ч. 1 ст. 107 ГПК).
Можно выделить следующие виды процессуальных сроков:
1. Сроки, установленные законом:
а) сроки совершения процессуальных действий судом;
б) сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле.
2. Сроки, назначенные судом:
а) сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле;
б) сроки для выполнения распоряжений суда лицами, не участвующими в деле.
Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел определены в ст. 154 ГПК. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (включая время подготовки дела к судебному разбирательству), а мировым судьей до истечения одного месяца со дня принятия заявления к производству.
В исковом производстве есть и сокращенные сроки - один месяц установлен для рассмотрения дел о восстановлении на работе и о взыскании алиментов (ч. 2 ст. 154 ГПК). Федеральными законами могут предусматриваться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения других категорий дел.
В тех случаях, когда в одном процессе соединяются требования, из которых для одних законом установлен сокращенный срок, а для других общий срок, дело подлежит рассмотрению в общий срок.
Специальные сроки предусмотрены в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений:
1) заявления об оспаривании нормативного правового акта должны быть рассмотрены в течение одного месяца со дня подачи заявления (ч. 2 ст. 252 ГПК);
2) заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматриваются и разрешаются в течение десяти дней с момента подачи заявления (ч. 1 ст. 257 ГПК);
3) заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме:
- поданы в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, - рассматриваются в течение пяти дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования;
- поступившие в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно (ч. 2 ст. 260 ГПК).
Если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение относительно заявления принимается не позднее чем через десять дней со дня подачи заявления:
- заявление о неправильностях в списках избирателей, участников референдума разрешается в течение трех дней со дня подачи заявления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования;
- заявление о неправильностях в списках избирателей, участников референдума, поданное в день голосования, - немедленно (ч. 1 ст. 260 ГПК);
- заявления о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума рассматривается не позднее чем через четырнадцать дней после подачи заявления;
- заявления о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, поданные в ходе избирательной кампании, проведения референдума, - не позднее чем через три дня после подачи заявления (ч. 3 ст. 260);
- заявление относительно решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума рассматривается в течение двух месяцев со дня его подачи (ч. 2 ст. 260).
Исключения из общих сроков рассмотрения и разрешения дел существуют и в особом производстве.
Так, заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, рассматриваются судом в порядке особого производства в течение пяти дней со дня возбуждения дела (ст. 304 ГПК). Заявления о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина должно быть рассмотрено в течение трех дней со дня подачи заявления (ст. 306 ГПК).
Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение третейского суда рассматривается судьей в срок, не превышающий одного месяца.
В апелляционной инстанции срок рассмотрения жалобы на решение мирового судьи - до двух месяцев со дня поступления в суд дела и апелляционной жалобы.
Сроки, назначенные судом:
а) Сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле.
Назначение срока выполнения необходимых процессуальных действий лицами, участвующими в деле, как правило, является обязанностью суда. Эта обязанность может прямо указываться в законе.
Так, в частности, после принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству, указывает действия, которые следует совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ст. 147 ГПК). Суд назначает срок и для исправления недостатков апелляционной, кассационной жалоб или представления прокурора (ч. 1 ст. 232, ч. 1 ст. 341 ГПК).
Понятие судебных расходов .
Судебные расходы - это затраты, возникающие в связи с рассмотрением дела в порядке гражданского судопроизводства.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 ГПК).
Государственная пошлина представляет собой установленный законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов, в том числе за действия, совершаемые судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру гражданских дел, за выдачу судом копий документов.
Цель взимания государственной пошлины в сфере судопроизводства - частичное возмещение государству затрат, связанных с обеспечением деятельности судов. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральным законом и зависят от характера иска (заявления, жалобы) и цены иска.
Судебные издержки - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты их лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям, специалистам), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий (ст. 94 ГПК).
В отличие от государственной пошлины размер издержек определяется исходя из фактически понесенных затрат при рассмотрении и разрешении конкретного гражданского дела.
Судебные расходы выполняют не только компенсационные функции. Обязанность их несения выступает как фактор предупреждения необоснованных обращений в суд.
Судебные штрафы.
Наложение судебных штрафов
1. Судебные штрафы налагаются судом в случаях и в размерах, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Судебные штрафы, наложенные судом на не участвующих в рассмотрении дела должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций за нарушение предусмотренных федеральным законом обязанностей, взыскиваются из их личных средств.
3. Копия определения суда о наложении судебного штрафа направляется лицу, на которое наложен штраф.
Сложение или уменьшение судебного штрафа
1. В течение десяти дней со дня получения копии определения суда о наложении судебного штрафа лицо, на которое наложен штраф, может обратиться в суд, наложивший штраф, с заявлением о сложении или об уменьшении штрафа. Это заявление рассматривается в судебном заседании в течение десяти дней. Лицо, на которое наложен штраф, извещается о времени и месте судебного заседания, однако его неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.
2. На определение суда об отказе сложить судебный штраф или уменьшить его может быть подана частная жалоба.
Размеры штрафа неодинаковы для различных гражданско-процесссуальных правонарушений. Наименьший размер штрафа — десять установленных законом минимальных размеров оплаты труда за уклонение переводчика от явки в суд или от исполнения своих обязанностей. Наибольший размер штрафа —двести установленных законом минимальных размеров оплаты труда за неисполнение решения суда, обязывающего должника совершить определенные действия. В случае последующего неисполнение судебного решения штраф может налагаться неоднократно.
Гражданским процессуальным кодексом предусмотрены штрафы за следующие правонарушения: за не извещение суда о невозможности представить в суд востребуемое доказательство, а также в случае невыполнения требований суда в установленный им срок о представлении доказательств по причинам, признанным судом неуважительными. В этих случаях на виновных должностных лиц или граждан, не являющихся участвующими в деле лицами, налагается штраф — на должностных лиц в размере до 10 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на граждан — до пяти МРОТ (ч. 3 ст. 57 ГПК). При обеспечении иска за нарушение запрещения ответчику совершать определенные действия, а также запрещения другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению в нему иные обязательства, виновные лица подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ (ч. 2 ст. 140 ГПК). За повторное нарушение порядка в судебном заседании налагается штраф в размере до 10 МРОТ (ч. 3 ст. 159). В случае уклонения от явки в суд или от надлежащего исполнения своих обязанностей переводчик может быть подвергнут штрафу в размере до 10 МРОТ (ч. 4 ст. 162 ГПК). В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГПК в случае, если вызванный свидетель, эксперт, специалист, переводчик не явился в судебное заседание по причинам, признанным судом неуважительными, он может быть подвергнут штрафу в размере до 10 МРОТ. Если при рассмотрении конкретного гражданского дела суд выявит случаи нарушения законности, он направляет соответствующим должностным лицам частное определение с требованием об устранении отмеченных правонарушений. При несообщении о принятых мерах виновные должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 МРОТ (ч. 2 ст. 226 ГПК).
При неявке в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, когда суд признает обязательной их явку, на указанных лиц может быть наложен штраф в размере до 10 МРОТ (ч. 4 ст. 246 ГПК), а в случае невыполнения требования суда, рассматривающего возникающее из публичных отношений дело о представлении доказательств, должностные лица, не исполняющие эти требования, подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ (ч 2 ст. 249 ГПК).
Штрафы, как правило, налагаются судьей за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданских процессуальных обязанностей (ч. 3 ст. 57, ч. 2 ст. 140, ч. 3 ст. 159, ч. 2 ст. 246 ГПК). В некоторых случаях закон говорит о неуважительности причины неисполнения обязанности (ч. 2 ст. 168 ГПК). В ряде статей вина правонарушителя предполагается (презюмируется) (ч. 4 ст. 162, ч. 4 ст. 246, ч. 2 ст. 249 ГПК).
Судебные штрафы, наложенные судом на не участвующих в рассмотрении дела должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций за нарушение предусмотренных законом обязанностей, взыскиваются из их личных средств (ст. 105 ГПК)
Доказательственные факты.
Доказательственные факты - это такие обстоятельства, которые, будучи установленными в обычном порядке, затем используются судом в качестве доказательств существования юридических фактов предмета доказывания.
Одни авторы понимают под фактическими данными исследуемые в процессе сведения об интересующих суд фактах,2 что соответствует и буквальному смыслу указанного выражения; другие полагают, что фактические данные это — факты реальной действительности, в силу чего признают доказательствами либо только такие факты,3 либо и факты, и процессуальные средства доказывания, с помощью которых они устанавливаются.4 Подобные разногласия имеют место и в уголовно-процессуальной, и в гражданско-процессуальной литературе.
Если вникнуть в существо этих расхождений, то нетрудно убедиться, что они состоят в различном решении одного вопроса: являются ли судебными доказательствами лишь сведения о фактах, получаемые в процессе с помощью предусмотренных законом средств и способов, или также и факты действительности, которые сами юридического значения для дела не имеют, но находятся в определенной связи с фактами предмета доказывания. Эти факты обычно называют доказательственными.
Доказательственные факты, как и обстоятельства предмета доказывания, устанавливаются судом с помощью доказательств. Суд получает первоначальные сведения об их существовании из объяснений сторон и третьих лиц, из содержания других доказательств. Конечно, эти: сведения еще не проверены, они дают лишь основания для предположения о существовании тех или иных доказательственных фактов. Однако если суд признает, что эти факты относятся к делу, он должен, принять все предусмотренные законом меры к их достоверному установлению.
Относимость доказательственных фактов определяется тем, что достоверное знание об их существовании может в той или иной мере помочь суду получить достоверные знания о существовании фактов предмета доказывания. Не входя в предмет доказывания, не влияя на материальные права и обязанности участвующих в деле лиц, эти факты; имеют процессуальное значение и познаются судом, чтобы на их основе или с их помощью выяснить юридически значимые обстоятельства дела.
Но значение доказательственных фактов для установления судом существования фактов предмета доказывания может быть различным. Доказательственный факт может находиться в определенной связи с тем или иным фактом предмета доказывания, поэтому установление его существования может дать основание для истинного вывода о наличии (или отсутствии) в действительности того или иного факта предмета доказывания. Иногда эта связь однозначна, в силу чего из наличия доказательственного факта с неизбежностью вытекает, что существует или, наоборот, не существует искомый юридический факт. Так,. если суд, рассматривая дело по иску о возмещении вреда, установит, что во время причинения вреда истцу ответчик в данном месте не присутствовал, он может сделать только один вывод: ответчик не мог в данное время при данных обстоятельствах причинить вред истцу, и, следовательно, факт причинения вреда истцу ответчиком (основание иска) не имел места.
Однако такие случаи редки. Гораздо чаще связь между доказательственными фактами и обстоятельствами предмета доказывания бывает предположительной, в силу чего знание о существовании одного доказательственного факта дает суду основания лишь для вероятного вывода о существовании факта предмета доказывания. В таких случаях установления одного доказательственного факта недостаточно для установления Существования (или несуществования) факта предмета доказывания. Помимо этого требуется установление совокупности доказательственных фактов либо использование для вывода об искомом факте и знания о доказательственных фактах, и прямых доказательств.
Значение доказательственных фактов имеют и другие обстоятельства, которые не находятся в непосредственной связи с обстоятельствами предмета доказывания. Такую роль играют, в частности, обстоятельства, характеризующие процесс формирования отдельных доказательств, которые исследованы в судебном заседании и достоверность которых суду предстоит оценить. Определение достоверности отдельных доказательств оказывается невозможным без тщательного выяснения всего процесса их формирования (выяснения того, например, мог ли свидетель видеть и слышать то, о чем он сообщает; выполнен ли документ действительно тем лицом, от имени которого он составлен, подлинные ли на нем подписи; как проводил специальное исследование эксперт и т. п.).8 Кроме того, в ряде случаев суд получает сведения о существовании фактов, которые могли повлиять на достоверность исследованных им доказательств (заинтересованность свидетеля, факт применения угрозы или насилия по отношению к нему и др.) или которые свидетельствуют об их недостоверности.
Оценка доказательств.
Статья 67. Оценка доказательств
1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
3. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
4. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
5. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
6. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и е