Органы власти управления Коммуны

Парижская коммуна была государством диктатуры пролетариата. Высшим постоянно действующим органом нового государства сталСовет Парижской коммуны. Выборные члены Совета на демократически организованных заседаниях определяла политику коммуны по важнейшим вопросам, принимали законы.

Для претворения в жизнь принятых решений Совет организовывал из своего состава 10 специальных комиссий. Первая военная комиссия ведала вопросами вооружения, снаряжения и подготовки Национальной гвардии. Вторая продовольственная комиссия осуществляла снабжение города продовольствием. Третья комиссияобщественной безопасности должна была вести борьбу со шпионажем, диверсиями, спекуляцией и т. п. Четвертая комиссия труда и обмена руководила общественными работами, должна была заботиться об улучшении материального положения трудящихся, содействовать развитию торговли, промышленности. В ведении комиссии юстиции находились судебные учреждения. Важнейшей задачей комиссии финансов являлась регулирование денежного обращения. В ведение комиссии общественных служб передавалась почта, телеграф, пути сообщения. Комиссия просвещения должна была ввести всеобщее обязательное бесплатное чисто светское образование. На комиссию внешних сношений возлагалось установление связей с отдельными районам страны, а при благоприятных условиях - с правительствами иностранных государств. Особое место занимала исполнительная комиссия. В ее функции входило координирование работ всех других комиссий и исполнение декретов коммуны.

Сохраняя представительный характер высшего органа государственной власти, Совет коммуны соединял в своих руках законодательную и исполнительную власть. Была введена демократическая система всеобщих, равных и прямых выборов в органы государственной власти. Депутаты были ответственны перед избирателями и подотчетны им. В результате выборов, состоявшихся 26 марта 1871 года, подавляющее большинство Совета Парижской Коммуны составили рабочие или их представители.

Совет Коммуны был тесно связан с органами государственного управления на местах - окружными муниципалитетами. Депутаты Коммуны, избранные от определенного округа Парижа, возглавляли деятельность муниципалитета данного округа.

Суд и процесс

Комиссия юстиции проводила в жизнь провозглашенные Коммуной демократические принципы организации суда и процесса: выборность, демократизация суда присяжных, равенство всех перед судом, гласность суда, удешевление процесса, свобода защиты и т. д. Судебный аппарат Коммуны не был создан каким-то одним актом. Он конструировался по мере появления необходимости в новом судебном органе. Судебная система Коммуны сложилась в следующем виде:

1. Общегражданские суды:

а) обвинительное жюри по делам версальцев;

б) палаты гражданского суда;

в) мировые суды.

2. Военные суды:

а) дисциплинарные суды в батальонах;

б) суды в легионах;

в) общеармейский военно-полевой суд.

Важное место в системе юстиции Коммуны занимала прокуратура, возглавляемая прокурором. Первоначально в ее задачу входило поддержание обвинения при рассмотрении дел в обвинительном жюри. Впоследствии политическая обстановка побудила значительно расширить круг деятельности прокуратуры: вместе с Комиссией общественной безопасности она участвовала в охране нового правопорядка от посягательств на него со стороны контрреволюции.

Все звенья судебной системы возглавлял Совет Парижской Коммуны. Он же являлся судом первой инстанции по наиболее важным делам. По отношению ко всем остальным судам Совет являлся судом высшей кассационной инстанции.

Государство Парижской Коммуны просуществовало чуть больше двух месяцев. Во второй половине мая версальцы, используя значительное превосходство в военной силе, ворвался в Париж. 28 мая 1871 года пала последняя баррикада коммунаров.

Третья республика

Основной политической проблемой первых лет после подавления революции был вопрос о будущем государственного строя Франции. Выработка новой конституции была вручена Национальному собранию, избранному еще в годы войны с Германией с единственной целью - санкционировать заключение мирного договора. Его состав был крайне консервативным, монархисты составляли подавляющее большинство. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии.

Конституционные законы 1875 года. Национальное собрание приняло три основных закона, которые в совокупности и составили новую конституцию. Это "Конституционный закон об организации государственных властей", "Закон об организации Сената" и "Закон об отношениях государственных властей".

В целом, эти три конституционных закона устанавливали республиканский строй с президентом во главе, парламентом, как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством. Однако нужно отметить, что статья о "президенте республики" была принята большинством всего в 1 голос.

Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и палаты депутатов, объединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Президенту было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдение за их исполнением. Он мог отсрочить заседание палат, потребовать нового обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие гражданские должности, право помилования. Иными словами, Конституция наделила Президента всеми атрибутами конституционного монарха, кроме наследственного характера его власти.

Законодательная власть должна была осуществляться палатой депутатов и Сенатом. Сенат должен был нейтрализовать палату депутатов, которая комплектовалась на основе прямых выборов и потому зависела от мнения избирателей. Роль же и правомочия Сената были скопированы с правомочий палаты пэров времен реставрации Бурбонов, что, прежде всего, означало независимость Сената от рядовых избирателей. Сенату предоставлялись равные права с палатой депутатов в области законодательства. Более того, Сенат получил ряд преимуществ: с его согласия Президент мог распустить палату депутатов, Сенат же роспуску не подлежал; Сенат мог быть превращен в Верховный судебный орган для суда над Президентом и министрами.

Конституция зафиксировала солидарную ответственность министров перед палатами за общую политику правительства.

Упрочение республики

Борьба между монархистами и республиканцами продолжалась и после 1875 года. В 1877 году три монархические группировки (легитимисты, орлеанисты и бонапартисты) объединились в республиканском заговоре. Президент Мак-Магон, возглавивший заговорщиков, попытался совершить государственный переворот. Однако, столкнувшись с упорным сопротивлением республиканцев, Мак-Магон был вынужден уйти в отставку. Неудачей окончилась и другая попытка переворота, предпринятая военным министром Буланже.

Упрочение республики привело к некоторому изменению конституционного режима. В 1884 году были приняты важные поправки и дополнения к конституции 1875 года.

Запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Члены династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента.

Был изменен порядок комплектования Сената: упразднялась категория несменяемых сенаторов, теперь их всех избирали выборщики от коммун.

Кроме того, Конституция 1875 года претерпела следующие важные изменения: Палата депутатов и Сенат превратились в основное звено государственной власти. Они получили неограниченные полномочия в области законодательства, их влияние в исполнительно-распорядительной области было расширено.

Ограничены полномочия и функции Президента.

Выявилась относительная слабость правительства: оно подконтрольно обеим палатам и должно быть обеспечено их доверием. Вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство выйти в отставку.

Политические партии

К концу 19 века исчезло прежнее деление партий на монархические и республиканские. Бывшие крайние монархисты составили небольшую и маловлиятельную консервативную партию. Республиканцы распались на несколько крайне неустойчивых группировок: "левые республиканцы", "левые демократы", "республиканско-демократический союз" и др. Стабильной была лишь партия радикалов, сформировавшаяся в 1901 году. Многопартийность была обусловлена всей историей Франции.

Непрерывные социально-политические потрясения мешали стабильной консолидации в большие партии. В конце 19 века возникают рабочие партии.

В 1879 году на съезде профсоюзов было принято решение о создании социалистической партии.

Правительство

Многопартийный (многофракциональный) состав парламента, отсутствие там стабильного большинства приводило к частой смене кабинетов. Срок существования правительства в период с 1875 по 1918 года не превышал в среднем одного года. Однако это не затрагивало основную часть государственного аппарата, осуществляющего текущее управление страной. В условиях, когда министры большую часть времени тратили на межфракционную борьбу, нити непосредственного управления сосредотачивались в руках узкого круга высших чиновников, занимавших свои посты не один десяток лет.

Особенно примечательна здесь роль Государственного совета. Этот орган, учрежденный еще при Наполеоне I, состоял из представителей высшей бюрократии, назначенных декретом Президента. Государственный совет консультировал правительство по вопросам управления и оказывал огромное влияние на характер правительственных отношений. Одновременно Государственный совет был высшим органом административной юстиции.

Избирательная система

Палата депутатов избиралась на основе прямого избирательного права по мажоритарной системе в 2 тура. Страна делилась на избирательные округа, от каждого округа - один депутат. Избранным в первом туре считался кандидат, собравший абсолютное большинство голосов (более 50 % всех голосовавших). Если никто не получал требуемого количества, проводился второй тур, в котором достаточно было относительного большинства. Сенаторы избирались путем непрямого всеобщего голосования.

Каждая коммуна выбирала по одному "выборщику". Эти "выборщики" избирали сенаторов. Избирательными округами для них были департаменты.

Выборы проводились в главном городе каждого департамента. Для избрания в сенаторы требовалось абсолютное большинство голосов в первых двух турах, в третьем туре достаточно было относительного большинства.

Местное управление.

Республика сохранила прежнее административно-территориальное деление, унаследованное от первой империи. Всей полнотой власти в департаменте обладал префект. Он назначался директором Президента по представлению Министра внутренних дел. Во главе округа находился супрефект, назначаемый Министром внутренних дел и подчиненный префекту. Выборные местные органы: департаментские генеральные советы, окружные советы, муниципалитеты в коммунах ведали вопросами местного благоустройства, раскладки налогов и т.п. Незначительность их роли усугублялась еще и тем, что префект всегда мог приостановить и опротестовать их решение.

Вывод: Парижская коммуна, также как и Якобинская диктатура, была крайней формой государственной власти, несовместимой с принципами буржуазно-демократического строя. В этом причина ее краха. К концу ХIХ века внутриполитическая обстановка в стране стабилизируется и окончательно утверждается республиканская форма правления.

Развитие права

Важнейшей задачей французской буржуазной революции стало создание единой национальной правовой системы. В ходе революции были предприняты первые попытки кодификации: в 1791 году был создан проект уголовного кодекса; в 1793, 1794, 1796 годах были предложены проекты Гражданского кодекса. Однако эти попытки не приводили к положительным результатам, т.к. происходила непрерывная смена стоявших у власти группировок. Лишь после упрочения власти крупной буржуазии правительство Наполеона Бонапарта окончательно отменило дореволюционное право, а также ряд слишком радикальных законов, принятых во время революции. Наполеоновская эпоха ознаменовала создание пяти основных кодексов: гражданского, уголовного, торгового, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального.

Гражданское право

Французский гражданский кодекс (ФГК) был принят в 1804 году и вошел в историю под названием кодекса Наполеона. Он состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов, и трех книг: "О лицах", "Об имуществах и различных видоизменениях собственности", "О различных способах, которыми приобретается собственность" (здесь говорится об институте договорного права, наследовании, обязательствах из причинения вреда и т. п.). Т.о., в системе кодекса ясно прослеживается влияние римского права: лица – вещи -обязательства.

ФГК воплощает и развивает гражданско-правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Это юридическое равенство, законность, единство права, свобода.

Основным институтом, определяющим характер и содержание кодекса, стало право частной собственности. Статья 544 гласит: "Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами". Далее статья 546 подчеркивает: "Собственность на вещь как движимую, так и недвижимую дает право на все, что эта вещь производит, и на то, что естественно или искусственно соединяется с этой вещью в качестве принадлежности".

В данных статьях формулируется "чистое" право частной собственности, свободное от всех феодальных ограничений. "Святость" и "неприкосновенность" частной собственности подчеркивается в статье 545.

ФГК уничтожил различие между имуществом родовым и благоприобретенным, запретил субституции (объявление в завещании дополнительных наследников), т. к. они препятствовали полному распоряжению собственности, была разрешена тайная мена недвижимых имуществ. Характерной особенностью ФГК является отсутствие понятия юридического лица.

Субъектами права признавались только физические лица. Это объяснялось неразвитостью капиталистических отношений, когда главную роль играла индивидуальная предпринимательская деятельность и боязнью возникновения в форме юридических лиц феодальных учреждений, прежде всего церковных.

Помимо права собственности, ФГК отмечает и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт), проживание в чужом доме, сервитуты, право залога, владения, держания.

Обязательственное право

ФГК не дает общего понятия обязательства, но в статье 1101 четко формулирует определение договора: "Договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом ... дать, сделать что-либо или не делать чего-либо".

Перечисляя условия действительности договора, ФГК первым называет согласие стороны, которая обязывается (ст. 1108). Под согласием сторон понимается согласие воль (внутреннего психологического акта).

Далее кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие было дано вследствие заблуждения, получено путем насилия или обмана. В этих случаях договор признается недействительным. В то же время явная убыточность для одной из сторон как правило не опорочивает договор. Лишь в отдельных случаях это может служить основанием для признания договора недействительным. Так, согласно статье 1674 ФГК, если продавец недвижимости продал имущество по цене, составляющей не более 7/12 действительной цены, договор может быть признан недействительным.

Статья 1134 ФГК подчеркивает принцип незыблемости договора: "Соглашение занимает место закона для тех, кто их заключил. Оно может быть отменено лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Оно должно быть выполнены добросовестно."

Таким образом, договор устанавливает безусловную связанность контрагентов: одностороннее нарушение договора вызывает ответственность нарушившего, который должен заплатить все убытки. Вместе с тем, кодекс допускает возможность изменения и дополнения условий договора по суду (ст. 1160 ФГК).

В кодексе говорится о договорах дарения, мены, купли-продажи, найма. Видное место в договоре купли-продажи занимает характеристика вещи и установление цены, которая определяется усмотрением сторон. Как только достигается соглашение по поводу вещи и цены, договор считается заключенным (ст. 1583 ФГК).

Одновременно переходит переход права собственности на покупателя, даже если вещь еще не была передана, а цена уплачена. ФГК содержит статьи и об эвикции вещи (изъятия вещи на законном основании, лишение владения). Явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог убедиться сам, не влекут ответственности продавца, а от скрытых недостатков проданной вещи продавец обязан дать гарантию (статьи 1641, 1642 ФГК).

Что касается договора личного найма, то здесь особенно ярко проявляется принцип свободы. Установление условий договора полностью предоставляется на усмотрение сторон. Две статьи кодекса, посвященные этому договору (1780, 1781) не устанавливали никаких границ возможного произвола одной из сторон.

Причинение вреда также является основанием для возникновения обязательств и влечет за собой возмещение ущерба (статья 1384 ФГК).

Семейное право

Отличается наибольшим архаизмом. Светский брак и допущение развода - это то, что было взято из революционного законодательства и явилось единственным прогрессивным моментом.

Взаимоотношения между супругами строились на основе власти или подчинения. "Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушанием мужу (ст. 213 ФГК)". Право и дееспособность женщины были очень ограничены. Даже предусматривалась раздельность имущества супругов, ФГК постановлял: "Жена не вправе отчуждать, закладывать, приобретать имущество без участия мужа в сделке или без его письменного разрешения" (ст. 217).

Допуская развод, кодекс называл следующие причины:

прелюбодеяние: муж всегда мог требовать развода по этой причине;

жена, если муж содержал сожительницу в общем доме;

злоупотребление, грубое обращение или тяжелая обида одного из супругов в отношении другого;

присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию;

взаимное и упорное согласие супругов (ст. 229-233 ФГК).

Отец обладал полной властью над детьми вплоть до права заключать их в тюрьму на срок до 6 месяцев.

Брачный возраст устанавливался в 18 лет для мужчин и 15 лет для женщин. Однако при заключении брака детьми, не достигшими 25 лет (для сына) и 21 года (для дочери) требовалось согласие родителей.

В конце ХIХ- начале ХХ веков в семейном праве произошли некоторые изменения. В 1816 году был отменен развод. В 1884 году развод восстанавливается, но уже в новом виде. Он рассматривается как санкция за виновное поведение супруга, поэтому не был восстановлен развод по взаимному согласию.

В 1893 году женщины, которым было разрешено раздельное жительство, стали дееспособными. В 1907 году при брачном имущественном режиме женщина получила право распоряжаться продуктами своего личного труда и происходящими отсюда сбережениями. Постепенно происходит ослабление родительской власти и расширение прав детей; расширение прав матери; в ФГК появляется ряд статей, регулирующих положение внебрачных детей.

Наследственное право

ФГК признавал наследование по закону и по завещанию. Завещательная свобода наследодателя была ограничена: при одном ребенке можно распоряжаться по завещанию 1/2 имущества, при двух детях - 1/4 имущества и т. д. В области наследования по закону был уничтожен принцип первородства. Права законного наследника имели родственники до 12-й степени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пережившему супругу. Внебрачные признанные дети получили наследственные права на имущество отца, но в ограниченном размере: их доля равнялась 1/3 доли законного ребенка.

В 1917 году круг законных наследников был ограничен 6-й степенью родства.

Торговое право

Торговый кодекс 1807 года являлся дополнением к гражданскому. Он состоял из 4 книг: первая содержала нормы о торговле вообще (о лицах, занимающихся торговлей, о биржах, о посредниках, о векселях); во второй говорилось о морской торговле; третья книга содержала положения о несостоятельности и банкротствах; четвертая посвящена торговой юрисдикции.

В основу кодекса были положены ордонансы времен Людовика XIV: 1673 г. о сухопутной торговле и 1681 г. о морской торговле. Поскольку содержание этих ордонансов практически не изменялось, Торговый кодекс с самого начала нес на себе печать архаизма.

Уголовное право

Первый уголовный кодекс был принят в 1791 году. Его основное содержание составляют статьи, защищающие буржуазную собственность в государство. Из 125 статей, определяющих отдельные виды преступлений, 48 посвящено преступлениям против частной собственности и 33- преступлениям против конституции. Боязнь углубления революции побудила составителей кодекса придать наказаниям устрашающий характер.

В 1810 году был утвержден новый Уголовный кодекс Франции. Он состоит из: Общей части, которая включает предварительные положения, и 2 книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности; 3-я и 4-я книги представляют собой особенную часть кодекса. В них содержится перечень преступных деяний. УК устанавливает традиционную классификацию преступных деяний:

Преступления - наиболее тяжкие преступные деяния; Проступки. Полицейские нарушения.

Кодекс 1810 года так же как и предыдущий ввел жестокие устрашающие наказания за малейшее посягательство на частную собственность и за преступления против существующего государственного строя. При этом пренебрегали провозглашенным революцией принципом пропорциональности тяжести наказания совершенному преступлению.

Мучительными и позорящими наказаниями были:

смертная казнь (путем отсечения головы);

каторжные работы пожизненные и срочные;

депортация (ссылка за пределы империи);

смирительный дом.

В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение.

К позорящим наказаниям относились:

выставление у позорного столба в ошейнике;

изгнание;

гражданская деградация (заключалась в лишении избирательских прав и запрещении занимать должности).

Среди исправительных наказаний кодекс называет:

срочное тюремное заключение в исправительном заведении;

временное лишение некоторых прав - политических, гражданских или семейных,

штраф.

Публичное осуществление жестоких наказаний свидетельствует о том, что основной целью наказаний по-прежнему остается устрашение.

Книга вторая УК устанавливает основания ответственности и освобождения от ответственности (безумие и принуждение к совершению преступления силой). Подробно описываются различные формы соучастия:подстрекательство, пособничество.

Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответственности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялось более мягкое наказание.

В последующие годы УК подвергся изменениям. Первые новшества коснулись наиболее ярких пережитков феодализма. Так, в 1832 году были отменены статьи о клеймении и выставлении у позорного столба. Однако статья о публичном исполнении смертной казни сохранялась вплоть до 1939 года. В 1854 году было отменено положение о гражданской смерти. В 1912 году установлен минимальный возраст уголовной ответственности - 13 лет.

Вывод: Таким образом, в начале 19 века во Франции были приняты 5 буржуазных кодексов, которые отменили старое феодальное право. Однако архаические пережитки в гражданском и уголовном праве сохраняются до начала 20 века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для буржуазного развития Франции характерна крайняя неустойчивость государственной власти. В отличие от Англии, где классовые противоречия по мере их возникновения решались путем мирных соглашений и уступок, во Франции эти противоречия выливаются в революции и вооруженные перевороты, которые приводят к кардинальным сменам форм государственного устройства. Причина такой неустойчивости - в разнородности общественных классов, участвующих в политической борьбе. С одной стороны - это монархисты, феодальное дворянство; с другой - буржуазия; с третьей стороны - уже сформировавшийся класс пролетариата; с четвертой - крестьянство.

Кроме межклассовых противоречий существовали еще внутриклассовые, например, между крупной, средней и мелкой буржуазией. Разнородность классовых интересов и устремлений и приводила к острым политическим столкновениям. Но, в отличие от консервативной Англии, во Франции в итоге побеждает наиболее радикальная республиканская форма государственного устройства. Два разных пути развития буржуазной революции - английский и французский - в совокупности с другими обстоятельствами привели к постепенному выявлению двух разных правовых систем, которые приняли международных характер. Французские кодексы вовлекли в орбиту влияния большую часть континентальной Европы (и отчасти Латинской Америки).

Стало возможным говорить о двух мировых системах буржуазного права: континентальной и англосаксонской. Основные различия между ними состоят в следующем:

а) континентальная система права базируется на кодексах, англосаксонская ставит судебный прецедент на один уровень с законом и придает огромное значение судебной практике;

б) в области имущественных отношений континентальная система права, в отличие от англосаксонской, развивалась в сильной зависимости от римского права (отсюда различие в терминологии и некоторые особые правовые институты);

в) англосаксонское право не знает деления на "публичное" и "частное", но эти понятия есть в континентальном праве (отсюда административная юстиция).

Наши рекомендации