Государственный контроль: понятие и виды.
Государственный контроль — деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.
Сущность государственного контроля:
1) деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;
2) наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;
3) получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;
4) соотнесение деятельности подконтрольного объекта как с точки зрения законности, так и целесообразности;
5) принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;
6) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;
7) применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);
8) организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.
Виды государственного контроля:
1) В зависимости от объема и содержания:
а) общий контроль (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта);
б) специальный контроль (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу — финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).
2) В зависимости от направленности и организационно-правовых форм:
а) внешний контроль (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу);
б) внутренний контроль (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).
3) В зависимости от стадий осуществления контрольной деятельности:
а) предварительный контроль;
б) текущий контроль;
в) последующий контроль.
4) В зависимости от временного режима контрольной деятельности:
а) постоянный (систематический);
б) временный (периодический).
5) В зависимости от субъекта контрольной деятельности:
а) контроль Президента РФ;
б) контроль органов представительной (законодательной) власти;
в) контроль органов исполнительной власти.
Контроль Президента РФ может быть: 1) непосредственным; 2) опосредованным. Контрольные полномочия Президента РФ:
1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
2) назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;
3) имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;
4) имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным договорам РФ;
5) назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;
6) назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными силами РФ;
7) осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
Опосредованный президентский контроль осуществляют:
• Администрация Президента РФ;
• Главное контрольное управление Президента РФ;
• Главное государственно-правовое управление Президента РФ;
• Полномочные представители Президента в федеральных округах.
Полномочный представитель Президента в федеральном округе — должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, вправе:
1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах федерального округа;
2) направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе (п. 7. Указа Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»).
Перечень федеральных округов:
- Центральный федеральный округ;
- Северо-Западный федеральный округ;
- Южный федеральный округ;
- Приволжский федеральный округ;
- Уральский федеральный округ;
- Сибирский федеральный округ;
- Дальневосточный федеральный округ.
Органы представительной власти, осуществляющие контроль в сфере государственного управления:
• Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
• Счетная палата РФ;
• Органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.
Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ реализуются при:
- утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;
- утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
- решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
- отрешении Президента РФ от должности;
- назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
- назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
- назначении на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Контрольные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ реализуются при:
даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
решении вопроса о доверии Правительству РФ;
назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;
объявлении амнистии;
выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
выражении недоверия Правительству РФ.
Задачи Счетной палаты РФ:
1) организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;
2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
3) оценка обоснованности доходных расходных статей проектов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
5) анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;
6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;
7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета.
В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют следующие виды контроля:
1) общий контроль;
2) межотраслевой (надведомственный) контроль;
3) отраслевой (внутриведомственный) контроль.
Характеристика общего контроля органов исполнительной власти:
- контроль за исполнением и соблюдением Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;
- консолидация, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности;
- заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности;
Органы исполнительной власти, осуществляющие общий контроль:
• Правительство РФ;
• Правительства республик в составе РФ;
• Администрации (правительства) иных субъектов РФ.
Характеристика межотраслевого контроля органов исполнительной власти:
- контроль осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления;
- осуществляется органами исполнительной власти надведомственной компетенции;
- между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль:
• Министерство внутренних дел РФ;
• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
• Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
• Министерство РФ по налогам и сборам;
• Министерство имущественных отношений;
• Министерство природных ресурсов;
• Министерство промышленности, науки и технологии РФ;
• Министерство труда и социального развития РФ;
• Министерство транспорта РФ;
• Министерство финансов РФ;
• Министерство экономического развития и торговли РФ;
• Министерство юстиции РФ;
• Государственный комитет по стандартизации и метрологии;
• Государственный таможенный комитет РФ;
• Федеральная служба безопасности РФ;
• Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству и др.
Характеристика отраслевого контроля органов исполнительной власти:
- осуществляется как органами отраслевой, так и органами исполнительной власти межотраслевой компетенции;
- проверка осуществляется по определенным вопросам внутриведомственного характера;
- между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.
5. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика.
Государственный надзор — функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.
Виды государственного надзора:
1) административный надзор;
2) прокурорский надзор.
Административный надзор — вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Особенности административного надзора:
1) является особой разновидностью государственного контроля;
2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
3) деятельность по надзору осуществляется систематически;
4) цель — обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;
6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;
7) осуществляется при помощи определенных методов;
8) оценка объекта дается только с позиции законности.
Методы осуществления административного надзора:
1) постоянное наблюдение;
2) периодические проверки;
3) обследование поднадзорного объекта;
4) истребование и анализ документов;
5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.
Административный надзор осуществляют:
- специальные федеральные надзоры (Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности);
- другие федеральные органы исполнительной власти, наделенные надзорными полномочиями (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, российские агентства и др. органы);
- государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ, Государственный пожарный надзор МЧС РФ, Российская транспортная инспекция Минтранса РФ и др.; инспекции, наделенные полномочиями ведомственного характера: Хлебная инспекция Минсельхоза РФ и др.
Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:
- получение информации;
- применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения;
- привлечение к административной ответственности;
- регистрация и учет;
- выдача разрешении (лицензии);
- нормотворчество.
Отличия государственного контроля и административного надзора:
1) органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;
2) объектом контроля выступает как законность, так и эффектность деятельности; объект надзора — только законность деятельности;
3) контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
4) контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;
5) контроль и надзор по методам осуществления, если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.
Прокурорский надзор в сфере государственного управления — деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции РФ и законов, а также соответствием зако-нам издаваемых ими правовых актов.
Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:
1) за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2) соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
3) исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемой судом меры принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Формы реагирования прокурора на нарушения законности:
1) протест прокурора;
2) представление прокурора;
3) постановление прокурора;
4) предостережение о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
6. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления — деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.
Субъекты судебного контроля:
• федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражный Суд субъектов РФ);
• суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).
Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется при:
- рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
- рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);
- рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
- проверке законности нормативных правовых актов;
- рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;
- рассмотрении уголовных дел;
- рассмотрении жалоб юридических лиц.
7. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления — одна из форм отправления демократии, состоящая в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдение за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.
Особенности общественного контроля:
1) осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);
2) объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;
3) широко применяются меры общественного воздействия;
4) имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;
5) осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.
Субъекты общественного контроля:
1) граждане (физические лица);
2) общественные объединения;
3) политические партии;
4) профессиональные союзы;
5) трудовые коллективы и др.
Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности — жалоба. Виды жалоб: 1) административная; 2)судебная.
Права граждан на обжалование:
1) общее право на обжалование (подача административной или судебной жалобы);
2) специальное право жалобы (внесудебное и судебное обжалование).
При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых:
- нарушены права и свободы граждан;
- созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Порядок подачи жалобы:
1) последовательный порядок (в начале жалоба подается в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения — в суд);
2) альтернативный порядок (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).
При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок:
1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
2) один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (законом по отдельным категориям дел могут быть установлены другие сроки).
Решение суда по жалобе:
- установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем его нарушенные права и свободы.
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.
Исполнение решения суда: решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждении, предприятий и их объединении, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, и подлежит исполнению на всей территории РФ.
Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения.
Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.
Общие признаки права на специальную жалобу:
- подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о положении административного взыскания, от его имени адвокатом, потерпевшим, их законными представителями;
- подается в письменной форме;
- подается в орган (должностному лицу), вынесшему постановление по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, полномочному рассматривать в трехдневный срок;
- направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в десятидневный срок с момента вынесения постановления;
- рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом в десятидневный срок;
- поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий;
- рассматривается в установленном процедурном порядке.