Тема 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
1. Понятие, признаки и принципы административного процесса.
2. Административно-процессуальные нормы и отношения.
3. Субъекты административного процесса.
4. Структура и стадии административного процесса.
5. Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты.
6. Административно - правонаделительный процесс: понятие, черты, структура.
7. Административно - юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура.
1. Понятие, признаки и принципы административного процесса.
Юридический процесс — урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.
Административный процесс — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.
Признаки административного процесса:
- вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
- представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
- обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
- целью процесса является достижение определенных юридических результатов и разрешения управленческих дел;
- результаты административного процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
- регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
- обладает определенным строением (структурой).
Принципы административного процесса — основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.
• Принцип законности — реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.
• Принцип процессуального равенства означает равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств, во-первых, перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.
• Принцип материальной истины — решение, принятое в рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.
• Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.
• Принцип гласности — административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.
• Принцип национального языка — процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики — субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.
• Принцип быстроты (оперативности) — административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.
• Принцип экономичности (малозатратности) — административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.
• Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса — органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессаульных норм, проявленный при этом бюрократизм и волокиту.