Тема 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

1. Понятие, признаки и принципы административного про­цесса.

2. Административно-процессуальные нормы и отношения.

3. Субъекты административного процесса.

4. Структура и стадии административного процесса.

5. Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты.

6. Административно - правонаделительный процесс: поня­тие, черты, структура.

7. Административно - юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура.

1. Понятие, признаки и принципы административного про­цесса.

Юридический процесс — урегулированная правовыми нор­мами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществле­ния деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс — совокупность административ­но-процессуальных норм и основанная на них деятельность орга­нов и должностных лиц государственного управления по реализа­ции возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

- вид юридического процесса, соотносятся как часть и це­лое;

- представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

- обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

- целью процесса является достижение определенных юриди­ческих результатов и разрешения управленческих дел;

- результаты административного процесса (как промежуточ­ные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (до­кументах);

- регламентируется административно-процессуальными нор­мами, которые в совокупности образуют самостоятельный инсти­тут административного права;

- обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса — основополагаю­щие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

• Принцип законности — реализация материальных админист­ративно-процессуальных норм должна строиться в точном соот­ветствии с административно-процессуальными нормами.

• Принцип процессуального равенства означает равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным объединениям, других обстоятельств, во-первых, перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объе­мом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

• Принцип материальной истины — решение, принятое в рам­ках административного процесса, должно основываться на тща­тельном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

• Принцип доступности выражается в беспрепятственной воз­можности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

• Принцип гласности — административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение состав­ляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

• Принцип национального языка — процесс ведется на государ­ственном языке Российской Федерации или языке республики — субъекта РФ, автономной области, автономного округа или боль­шинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

• Принцип быстроты (оперативности) — административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

• Принцип экономичности (малозатратности) — администра­тивный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

• Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса — органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессаульных норм, проявленный при этом бюрокра­тизм и волокиту.

Наши рекомендации