Действие правового акта управления.
Правовой акт управления вступает в силу:
1) с момента принятия;
2) по истечении семи дней после дня их первого опубликования;
3) со дня их подписания;
4) со дня получения адресатом (содержащие сведения, составляющие государственную тайну или конфиденциальный характер);
5) с наступлением срока, указанного в акте.
Правовой акт управления может утрачивать свою силу:
1) в случае отмены в установленном порядке;
2) в случае признания недействительным;
3) вследствие наступления события, которое влечет за собой прекращение действия правового акта;
4) в случае окончания срока, на который был принят акт;
5) вследствие волеизъявления заинтересованных сторон в случаях, когда акт обусловлен осуществлением данным лицом субъективных прав.
Государственная регистрация нормативных правовых актов:
- основание для регистрации нормативных правовых актов— наличие вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;
- документы представляются для регистрации в Министерство юстиции РФ;
- срок государственной регистрации — 7 дней со дня получения;
- составление заключения о законности акта, представленного на регистрацию;
- утверждение заключения, присвоение регистрационного номера.
Юридическое значение правовых актов управления:
1) выступают средством объективизации управленческой деятельности субъектов государственного управления;
2) устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;
3) устанавливают правовой статус субъектов административного права;
4) выступают в качестве юридических фактов;
5) служат основанием для издания других актов управления;
6) служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела;
7) являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции;
8) могут быть условием действенности других актов.
Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления.
Требования, предъявляемые к правовым актам управления: целесообразности и законности.
Целесообразность правового акта управления — полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.
Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:
1) состояние системы управления;
2) ранее принятые акты;
3) возможные варианты решения проблемы;
4) интересы участников управленческих отношений;
5) права и свободы человека;
6) научно-правотворческие рекомендации.
Законность правового акта управления — требование к правовым актам управления соответствовать Конституции РФ и действующему законодательству.
Требования законности, предъявляемые к правовым актам управления:
1) должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;
2) соответствовать закону по существу;
3) соответствовать цели закона;
4) приниматься в установленном процессуальном порядке;
5) не противоречить правовым актам большей юридической силы;
6) иметь соответствующую форму (акт-документ);
7) в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.
Требования технического характера, предъявляемые к правовым актам управления:
1) лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);
2) грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);
3) должен быть своевременно доведен до адресатов;
4) иметь установленные реквизиты (наименование, подписи печати и т.д.);
5) быть своевременно сдан на хранение.
Последствия, наступающие при несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления:
1) ничтожность правовых актов;
2) оспоримость правовых актов.
Ничтожный правовой акт — такой правовой акт, который вследствие допущенных нарушений, предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.
Оспоримый правовой акт — правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.
Правовые акты признаются ничтожными, если:
- на то есть прямое указание закона;
- грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт;
- отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т.д.) для принятия акта;
- нарушен срок давности;
- акт предписывает совершение противоправного действия и т.п.
Способы оспаривания правовых актов:
1) опротестование (принесение протеста прокурором);
2) обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).
Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:
- не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;
- не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;
- в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.
Случаи приостановления действия (исполнения) правовых актов управления:
• Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан;
• Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик;
• органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству;
• принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста;
• подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания, приостанавливающей исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.
Литература
1. Бахрах Д.Н., Демин А.В. Административный договор: Вопросы теории // Российский юридический журнал. 1995. № 2. С. 69—79.
2. Васильев Р. Ф. Акты управления. М.: Изд-во МГУ, 1987.
3. Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1997.
4. Делопроизводство и основные нормативные требования к документам. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1994.
5. Княгинин К.Н. Охранительные правоприменительные акты. Вопросы теории и технологии. Екатеринбург, 1991.
6. Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов. Казань, 1975.
7. Методы и формы государственного управления. М.: Юрид. лит., 1977. С. 41—99.
8. Новоселов В.И. Законность актов органов управления. М.: Юрид. лит., 1968.
9. Правовые акты: Учеб.-практ. и справ, пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова,