Структура федеральных органов исполнительной власти.
Организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти:
- министерство — федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику и осуществляющий деятельность в установленной сфере управления, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;
- государственный комитет — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности;
- федеральная комиссия — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий, как и государственный комитет РФ на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности;
- федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в определенной сфере как отраслевой, так и межотраслевой и специальной компетенции;
- российское агентство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения;
- федеральные надзоры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные (контрольные и разрешительные) функции в установленных сферах деятельности;
- иные федеральные органы исполнительной власти — органы исполнительной власти, не относящийся к вышеуказанным организационным формам, закрепленные в Указе Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Структура федеральных органов исполнительной власти
1) Правительство РФ;
2) Федеральные министерства;
3) Государственные комитеты РФ;
4) Федеральные комиссии;
5) Федеральные службы;
6) Российские агентства;
7) Федеральные надзоры;
8) иные федеральные органы исполнительной власти.
6. Органы исполнительной власти субъектов РФ (на примере Нижегородской области).
Администрация Нижегородской области включает должностных лиц, департаменты, комитеты, инспекции и иные органы.
Должностные лица:
- Глава администрации области. Губернатор;
- Первый заместитель главы Администрации области, вице-губернатор по вопросам промышленности;
- Вице-губернатор по экономическим вопросам и инвестиционной политике;
- Вице-губернатор по вопросам развития агропромышленного комплекса;
- Вице-губернатор по социальным вопросам;
- Заместитель губернатора по вопросам организации строительного комплекса, развития жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктуры, дорожного строительства и связи;
- Заместитель губернатора, исполнительный секретарь Совета экономической безопасности Нижегородской области.
Департаменты:
- финансов;
- организационной работы, государственной службы, кадров и органов правопорядка;
- государственно-правовой и контрольной службы;
- международных связей;
- по связям с общественностью;
- внешнеэкономических связей и ресурсов;
- информатизации;
- по труду и социальной защите населения;
- образования и науки;
- здравоохранения;
- культуры и искусства;
- по делам военнослужащих;
- физической культуры, спорта и туризма;
- сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
- лесного хозяйства и лесной промышленности;
- экономики и прогнозирования;
- поддержки и развития предпринимательства;
- цен;
- промышленности;
- народных художественных промыслов;
- по охране природы и управлению природопользованием;
- строительства;
- жилищно-коммунального хозяйства;
- транспорта, дорог и связи;
- топливно-энергетического комплекса.
Комитеты:
- государственного ветеринарного надзора;
- по нефтехимическому комплексу;
- по экологическому контролю;
- архитектуры и градостроительства;
- по охране и использованию историко-культурного наследия города Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Инспекции:
- Государственного архитектурно-строительного надзора и лицензирования России по Нижегородской области;
- Государственную жилищную инспекцию.
Иные органы:
- Управление делами;
- Пресс-служба губернатора;
- Региональная энергетическая комиссия;
- Центр экологической безопасности.
Федеральные органы с соподчинением Администрации области:
1) Главное управление внутренних дел;
2) Комитет по управлению госимуществом;
3) Фонд имущества Нижегородской области;
4) Региональная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
5) Нижегородское территориальное агентство федерального управления по несостоятельности (банкротству);
6) Управление антимонопольной политики;
7) Дорожный фонд Нижегородской области;
8) Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Нижегородской области;
9) Государственный комитет по охране окружающей среды Нижегородской области.
Совещательные органы при Губернаторе:
1) Главный экспортно-консультативный совет;
2) Постоянное совещание глав администрации городов и районов;
3) Координационный совет по правопорядку;
4) Совет по промышленной политике;
5) Совет экологической безопасности;
6) Совет экономической безопасности.
7. Территориальные федеральные органы исполнительной власти РФ входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в пределах определенного территориального образования (федерального округа, субъекта РФ).
Общие права территориальных органов:
1) представлять соответствующие министерства и ведомства РФ в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ;
2) осуществлять управленческую деятельность в рамках установленной компетенции;
3) запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления собственной управленческой деятельности;
4) участвовать в работе соответствующих центральных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ;
5) принимать участие в выработке управленческих отношений в рамках собственной компетенции;
6) вносить предложения, направленные на повышение эффективности деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти.
Территориальные федеральные органы исполнительной власти в зависимости от взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ подразделяются на:
· территориальные федеральные органы, курируемые органами исполнительной власти субъектов РФ (См. п. 6);
· территориальные федеральные органы, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Территориальные федеральные органы исполнительной власти взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ:
- органы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- органы Министерства обороны РФ;
- органы Федеральной службы безопасности;
- органы Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ и др.
Литература:
1) Аверьянов В.Б. Аппарат государственного правления: Содержание деятельности и организационные структуры. Киев: Наукова думка, 1996.
2) Бахрах Д.Н. Коллективные субъекты административного права //Правоведение. 1991. № 3. С. 66—73.
3) Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Государственная администрация, ее органы и служащие: (Автономия государственной администрации). Екатеринбург, 1998.
4) Бачило ИЛ. Функции органов управления. М.: Юрид. лит.,1976.
5) Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М.: Наука, 1987.
6) Василевич Г.А. Органы государственного управления Республики Беларусь. Минск, 1999.
7) Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. М.: Издат. корпорация «Логос», 1998.
8) Исполнительная власть в Российской Федерации: Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук И.А. Бачило. М.: Юрист, 1998.
9) Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994.
Тема. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (Ст. 12 . Конституции РФ).
1. Местное самоуправление: понятие и основы.
2. Понятие и виды органов местного самоуправления.
3. Формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления.