Административное право: понятие и предмет.
Наука административное право (административно-правовая доктрина) - составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административное право и предмете его регулирования.
Предмет науки административное право — наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.
Элементы предмета науки административное право:
1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);
2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;
3) система административно-правовых категорий и понятий: (категориальный аппарат);
4) история развития административного права;
5) правоприменительная практика субъектов административного права;
6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение);
7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.
Метод науки административное право: понятие и виды.
Метод науки административное право – совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.
Методы науки административное право:
1) общенаучные (используемые во всех науках);
2) частнонаучные (используемые в конкретной науке).
Общенаучные методы:
- диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;
- анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;
- синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;
- аналогия - правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
- дедукция — метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;
- индукция — метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.
Частнонаучные методы:
- системный — рассмотрение объектов как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;
- сравнительного правоведения — изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;
- формально-юридический — метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.);
- юридического эксперимента — это апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;
- правовое прогнозирование — изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.
Методика — совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.
10. Функции науки административное право:
1) познавательная (эвристическая) — состоит в познании констатации административно-правовых явлений;
2) интерпретационная (объяснительная) — состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений;
3) методологическая — состоит в поиске и вооружении конкретным инструментарием, при помощи которого исследуется административно-правовая действительность;
4) организационно-управленческая — заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности;
5) идеологическая — состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и, в конечном итоге, на повышение правового сознания граждан и общества;
6)прогностическая — состоит в предвидении того, в каком направлении и на сколько изменятся управленческие отношения
Литература
1. Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994.
2. Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права / Государство и право. 1993. № 3. С. 13—20.
3. Белъский К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Изд-во Смоленского ун-та, 1995.
4. Драго Р. Административная наука. М.: Прогресс, 1982.
5. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. Наука, 1987.
6. Мушкет И.И., Хохлов Е.Б. Полицейское право России: Проблемы теории. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998.
7. О некоторых актуальных проблемах административного прав (По материалам «Лазаревских чтений») // Государство и право. 1997. № С. 5—33.
8. Старилов Ю.И. Административная юстиция: Проблемы теории Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.
9. Юсупов В.А. Теория административного права. М.: Юрид. лит., 1985.
10.Юсупов Ю.А. Актуальные проблемы административного права // Советское государство и право. 1991. № 11. С. 35—41.
11.Соловей Ю.П. Российское полицейское право: История и современность // Государство и право. 1995. № 6. С. 75—85.
11. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М.: Юрид. лит., 1972.
12. Старилов Ю.И. Административная юстиция: Проблемы теории. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.
13. Старилов Ю.И. Административное право: В 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.
14. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.