Понятие и признаки отрасли административного права.
Административное право — отрасль российского права, совокупность юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Признаки отрасли административного права:
- одна из основополагающих отраслей публичного права;
- совокупность юридических норм;
- имеет обособленный предмет правового регулирования — управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
- имеет свой метод правового регулирования;
- обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
- имеет внешнее выражение, т.е. закрепляется в определенных формах-источниках.
Критерии (основания) деления права на отрасли:
1) предмет правового регулирования;
2) метод правового регулирования;
3) наличие обособленной нормативной правовой базы.
2. Предмет административного права — общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права: По субъектному признаку:
- между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);
- между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);
- между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
- между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
- между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;
- между субъектами исполнительной власти и гражданами;
- между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.
По признаку государственно-территориального устройства:
- между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации;
- между органами исполнительной власти субъектов федерации;
- между органами исполнительной власти субъектов федерации и исполнительными органами местного самоуправления.
В зависимости от направления воздействия:
- внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;
- внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.
3. Метод административного права — это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.
Характеристика административно-правового метода:
1) представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;
2) наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;
3) чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;
4) не исключает использования диспозитивных средств;
5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.
Предписание — метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.
Запрет — метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.
Дозволение — метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.
4. Система административного права — внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.
Признаки системы административного права:
- обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
- представляет собой объективное правовое явление;
- характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;
- включает определенные элементы;
- изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).
Институты административного права:
- принципов государственного управления;
- административно-правового статуса граждан (физических лиц);
- административно-правового статуса органов исполнительной власти;
- государственной и муниципальной службы;
- административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;
- административно-правового статуса предприятий, учреждении и иных субъектов управления;
- административно-правовых режимов;
- форм государственного управления;
- методов государственного управления;
- административной ответственности;
- административного процесса;
- обеспечения законности в государственном управлении;
- административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);
- административно-правовых основ управления в сфере экономики;
- административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;
- административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.
5. Источники (формы) административного права — это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права.
Виды юридических источников административного права:
• Нормативный правовой акт — вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права.
• Административно-правовой договор нормативного содержания — это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права.
• Административный прецедент — решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.
• Правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления.
• Административно-правовая наука (доктрина) — научные труды (монографии, статьи, положения и т.д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.
• Правосознание — совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).
Основополагающим источником административного права является нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы к романо-германской правовой системе.
Виды нормативных правовых актов — источников административного права:
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- законы СССР, не противоречащие российскому законодательству;
- законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству;
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
- конституции и уставы субъектов РФ;
- законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ;
- нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
- нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления;
- локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).
6. Административное право в системе российского права.
Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:
1. конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;
2. гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;
3. уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степенью общественной опасности деяния;
4. финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнения, функционированием налоговой системы;
5. земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;
6. трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов отправления государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;
7. уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет места субсидиарное применение мер уголовно-процессуального и административно-процессуального права.
7. Система наук и место административного права в ней.
Виды наук:
- общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория юриспруденция и др.;
- естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.;
- технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.
Юридические науки, в свою очередь, делятся на:
историко-теоретические:
- история права и государства;
- история политических и правовых учений;
- теория права и государства;
отраслевые:
- конституционное право;
- административное право;
- уголовное право;
- гражданское право;
- трудовое право;
- семейное право;
- земельное право и др.;
прикладные:
- криминалистика;
- криминология;
- судебная бухгалтерия;
- судебная медицина;
- юридическая психология и др.;
международные:
- международное публичное право;
- международное частное право;
изучающие зарубежное государство и право:
- римское право;
- конституционное право зарубежных стран;
- история государства и права зарубежных стран.