Государственное управление: понятие, принципы, цели.
Государственное управление (широкое понимание) — деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий.
Государственное управление (узкое понимание) — подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Признаки государственного управления:
- вид государственной управленческой деятельности;
- деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
- деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
- деятельность на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
- характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
- осуществляется в различных формах (правовых и не правовых);
- обеспечивается посредством системы гарантий;
- нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Цель государственного управления — предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Цели управления — это:
1) социально-экономические цели — упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
2) политические цели — участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
3) обеспечительные цели — обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;
4) организационно-правовые цели — формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.
Принципы государственного управления — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
• Демократизм — означает, что народ выступает единственным источником власти. Он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль).
• Законность — деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции РФ и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы,
• Объективность — в процессе осуществления управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их в процессе принятия управленческих решений и их реализации.
• Научность — применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений.
• Конкретность — осуществление управления должно строиться с учетом конкретных индивидуально-определенных жизненных обстоятельств, т.е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления.
• Разделение властей выражается в подразделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций.
• Федерализм — деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией субъектами Российской Федерации.
• Эффективность — достижение целей управленческой деятельности должно осуществляться при минимальных затратах сил, средств и времени.
Организационные принципы:
• Отраслевой — осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т.п.).
• Территориальный — формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении).
• Линейный — тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства..
• Функциональный — органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т.д.).
• Двойного подчинения — сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления.
• Сочетание единоначалия и коллегиальности — наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
5. Исполнительная власть: понятие и признаки.
Государственная власть — исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.
Ветви (виды) государственной власти:
• законодательная власть;
• исполнительная власть;
• судебная власть.
Исполнительная власть — ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, наделяемых исполнительно-распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти.
Признаки исполнительной власти:
- является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
- выступает подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
- осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
- обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
- обладает единством, т.е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
- организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
- ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
- носит универсальный характер, т.е. осуществляется постоянно и непрерывно;
- имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы), принудительность.