Административно-правового регулирования.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
1. Управление: понятие, признаки, виды.
2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы.
3. Функции социального управления: понятие и виды.
4. Государственное управление: понятие, принципы, цели.
5. Исполнительная власть: понятие и признаки.
6. Цели, функции и уровни исполнительной власти.
Управление: понятие, признаки, виды.
Управление — процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.
Признаки управления:
- обязательно качество целостной организованной системы;
- наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
- определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
- служитинтересам взаимодействия основных элементов;
- обеспечивается системой определенных средств.
Виды управления:
• механическое;
• технологическое;
• биологическое;
• социальное.
Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы.
Социальное управление — вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы. Общие черты социального управления:
1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
3) направлено на достижение определенной управленческой цели;
4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
7) реализуется в рамках определенного механизма. Виды социального управления:
— государственное управление;
— местное (муниципальное) самоуправление;
— общественное самоуправление. Элементы социального управления:
1) субъект управления;
2) объект управления;
3) управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
Управленческий цикл — совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.
Стадии процесса управления:
— анализ управленческой ситуации;
— выработка и принятие решения;
— организация и исполнение решения;
— контроль за выполнением решения;
— подведение итогов, внесение корректив.
Цели, функции и уровни исполнительной власти.
Цели исполнительной власти:
1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;
2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;
3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;
4) защита человека от противоправных посягательств.
Функции исполнительной власти:
1) исполнительная (правоприменительная) — исполнение Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2) правозащитная — функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическая (обеспечительная) — создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующая — осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т.д.;
6) нормотворческая — осуществление в установленном порядке по принятию нормативно-правовых актов;
7) охранительная (юрисдикционная) — применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Уровни исполнительной власти:
1) федеральная исполнительная власть;
2) исполнительная власть субъектов федерации.
Литература
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М: Юрид. лит., 1997.
2. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. 1992. № 3. С. 13—20.
3. Бачило И.Л. Функции органов управления (Правовые проблемы оформления и реализации). М.: Юрид. лит., 1976.
4. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Изд-во Смоленского ун-та, 1995.
5. Брэбан Г. Французское административное право. М.: Прогресс 1988.
6. Ведель Ж. Административное право Франции. М.: Прогресс, 1973.
7. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук И.Л. Бачило. М.: Юрист, 1998.
8. Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2000.
9. Кнорринг В.И. Искусство управления. М.: БЕК, 1997.
10. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М. Наука, 1987.
11. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки М.: Наука, 1988.
12. Оболонский А.В. Человек и государственное управление. М.: Наука, 1987.
13. Пискотин М.И. Социализм и государственное управление. М.:Наука, 1988.
14 Старилов Ю.И. Административная юстиция: Проблемы теории. Воронеж: Изд-во.ВГУ, 1998.
Литература
1. Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994.
2. Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права / Государство и право. 1993. № 3. С. 13—20.
3. Белъский К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Изд-во Смоленского ун-та, 1995.
4. Драго Р. Административная наука. М.: Прогресс, 1982.
5. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. Наука, 1987.
6. Мушкет И.И., Хохлов Е.Б. Полицейское право России: Проблемы теории. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998.
7. О некоторых актуальных проблемах административного прав (По материалам «Лазаревских чтений») // Государство и право. 1997. № С. 5—33.
8. Старилов Ю.И. Административная юстиция: Проблемы теории Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.
9. Юсупов В.А. Теория административного права. М.: Юрид. лит., 1985.
10.Юсупов Ю.А. Актуальные проблемы административного права // Советское государство и право. 1991. № 11. С. 35—41.
11.Соловей Ю.П. Российское полицейское право: История и современность // Государство и право. 1995. № 6. С. 75—85.
11. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М.: Юрид. лит., 1972.
12. Старилов Ю.И. Административная юстиция: Проблемы теории. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.
13. Старилов Ю.И. Административное право: В 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.
14. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.
Механизм административно-правового регулирования – совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:
- представляет собой совокупность юридических средств;
- средства носят административно-правовой характер;
- объектом воздействия выступают управленческие отношения;
- направлено на решение задач общества и государства;
- активизирует субъектов управленческих отношений, повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
- обеспечивается принудительной силой государства.
Элементы механизма административно-правового регулирования:
1) принципы административного права;
2) административно-правовые нормы;
3) акты официального толкования административно-правовых норм;
4) акты применения административно-правовых норм;
Литература
1. Баранов А.В. Структура норм административного права // Актуальные вопросы государства в современный период. Томск, 1994. С. 66— 68.
2. Вопленко Н.Н. Юридическая природа и функции актов официального толкования советских правовых норм // Правоведение. 1972. № 3.
3. Григорьев Ф.А. Акты применения права. Саратов, 1995.
4. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М.: Юрид. лит.1976.
5. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение М.: Юрид. лит., 1978.
6. Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов 1975.
Литература
1 Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы: (Правовые проблемы) // Государство и право. 1995. № 5. С. 39—47.
2. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3.
Тема 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (Ст. 30 Конституции РФ).
1. Понятие, основные черты и виды общественного объединения.
2. Организационно-правовые формы общественных объединений.
3. Принципы организации и деятельности общественных объединений.
4. Взаимодействие между государством и общественными объединениями.
5. Регистрация общественных объединений.
6. Административно-правовой статус общественных объединений.
7. Профсоюз: понятие и основные черты.
8. Основные права профсоюзов и их гарантии.
9. Религиозные объединения: понятие, признаки, формы.
10. Взаимосвязь государства и религиозных объединений.
11. Политические партии как субъекты административного права.
Литература
1. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. 1998. №4. С. 19—25.
2. Веденеев Ю. А. Политические партии в избирательном процессе: Правовые
Тема 6. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1. Понятие и признаки органов исполнительной власти.
2. Классификация органов исполнительной власти.
3. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
4. Правительство Российской Федерации.
5. Структура федеральных органов исполнительной власти.
6. Органы исполнительной власти субъектов РФ (на примере Нижегородской области).
7. Территориальные федеральные органы исполнительной власти.
Литература
1. Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики // Государство и право. 1998. № 8. С. 71—81.
2. Бахрах Д.Н. Коллективные субъекты административного права // Правоведение. 1991. № 3. С. 66—73.
3. Бумев А.Ю., Скворцов О.Ю. Акционерное право. Вопросы теории и судебно-арбитражной практики. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
4. Веденкин Н. Правовой статус сельскохозяйственных коммерческих организаций // Законность. 1996. № 8.
5. Гинс И.К. Предприниматель. М., 1992.
6. Зинченко С., Лопач В., Газарьянц Б. Парадоксы правосубъектности предприятий //Хозяйство и право. 1995. № 1. С. 73—86.
7. Каманина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов. М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
8. Козлов Ю.М. Координация в управлении народным хозяйством СССР. М, 1976.
9. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. М., 1996.
Тема 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ
1. Государственная служба: понятие, категории должностей.
2. Принципы государственной службы.
3. Группы должностей государственной службы и квалификационные разряды государственных служащих.
4. Государственный служащий: понятие и виды.
5. Административно-правовой статус государственных служащих.
6. Права государственного служащего.
7. Ограничения, связанные с государственной службой.
8. Прохождение государственной службы.
9. Поступление на государственную службу.
10. Аттестация государственных служащих и перемещение по службе.
11. Поощрения и льготы государственных служащих.
12. Юридическая ответственность государственного служащего.
13. Прекращение государственной службы.
14. Муниципальные служащие.
Муниципальные служащие.
Муниципальная должность — должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Виды муниципальных должностей:
1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления); замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления (выборные должности местного самоуправления);
2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Принципы муниципальной службы:
• верховенства Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
• приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
• самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
• профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
• ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
• равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
• единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;
• правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;
• внепартийности муниципальной службы.
Муниципальный служащий — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.
Муниципальный служащий не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
- получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;
- выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
- принимать участие в забастовках;
- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.
Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.
Муниципальному служащему гарантируются:
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2) денежное содержание и иные выплаты;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательном РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.
Литература
1. Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Екатерин бург: Изд-во Гос. юрид. академии, 1995.
2. Винокуров В.К. Квалификационные разряды государственных служащих // Российская юстиция. 1996. № 5. С. 38—41.
3. Государственная служба основных капиталистических стран. М.: Наука, 1977.
4. Государственная служба: Теория и организация: Курс лекции. Ростов-на-Дону: Деникс, 1998.
5. Манохин В.М. Советская государственная служба. М.: Юрид. лит. 1966.
6. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристь, 1997.
7. Овсянко Д.Н. Государственная служба Российской Федерации. М.: Юристь, 1996.
8. Розенбаум Ю.А. Подготовка управленческих кадров: Организационно-правовые вопросы. М.: Наука, 1981.
9. Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. М.: Новый Юристь, 1997.
10. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996.
11. Старилов Ю.И. Служебное право: Учебник. М.: БЕК, 1996.
12. Чиканова Л.А. Государственные служащие. М.: Юристь, 1998.
Литература
1. Бахрах Д.Н., Демин А.В. Административный договор: Вопросы теории // Российский юридический журнал. 1995. № 2. С. 69—79.
2. Васильев Р. Ф. Акты управления. М.: Изд-во МГУ, 1987.
3. Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1997.
4. Делопроизводство и основные нормативные требования к документам. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1994.
5. Княгинин К.Н. Охранительные правоприменительные акты. Вопросы теории и технологии. Екатеринбург, 1991.
6. Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов. Казань, 1975.
7. Методы и формы государственного управления. М.: Юрид. лит., 1977. С. 41—99.
8. Новоселов В.И. Законность актов органов управления. М.: Юрид. лит., 1968.
9. Правовые акты: Учеб.-практ. и справ, пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова,
Содержание административно-правовых режимов.
Элементы содержания административно-правовых режимов:
1) целевое назначение;
2) принципы административно-правовых режимов;
3) общественные отношения (объект), регулируемые режимом;
4) административно-правовой статус субъектов режима;
5) средства обеспечения режима.
Цели административно-правовых режимов — предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
Принципы административно-правовых режимов:
- разделение административных и судебных властей;
- минимализация ограничений прав и свобод граждан;
- законности;
- ответственности государственных органов и должностных лиц за превышения полномочий.
Объект административно-правового режима — совокупность общественных отношений в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами административно-правового режима. Эти отношения относятся к публично-правовым отношениям. В случае регулирования частно-правовых отношений нормами административно-правового режима это расценивается как нарушение законности.
Средства обеспечения административно-правовых режимов— совокупность средств, приемов, основанных на нормах административного права, при помощи которых реализуется административно-правовой режим.
Виды средств обеспечения:
1) специальное государственное регулирование, направленное на создание нормативных условий функционирования отдельных объектов;
2) широкое применение непосредственного, прямого государственного принуждения;
3) разрешительный способ реализации прав и свобод, выполнение определенных работ, осуществление деятельности при условии предварительного согласования;
4) систематическое наблюдение уполномоченных субъектов за функционированием объектов государственного управления;
5) организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил.
Литература
1. Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. М., 1998.
2. Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. М., 1999.
3. Исаков В.Б. Правовые режимы и их совершенствование // XXVII съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 34—39.
4. Литовченко Е.В. Таможенные режимы. Саратов, 1995.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: понятие и виды // Правовая наука и реформа юридического образования. Сб. науч. тр. Вып. 4. Право и политика. Современные проблемы соотношения и развития. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. С. 12—21.
6. Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. № 9. С. 84—91.
7. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М.: Изд-во «Щит-М», 2000.
8. Хазанов С.Д. Институт административно-правовых режимов в системе административного права // Институты административного права / Отв. ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хоманева. М.: ИГиП РАН, 1999. С. 80—84.
9. Хазанов С.Д. Правомерное ограничение административно-правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Правоведение. 1991. с. 59— 63.
Литература
1. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М„ 1989.
2. Афансьев В.Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования) М.: Политиздат, 1968.
3. Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов, 1974.
4. Горшенев В.М. Способы и формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972.
5. Петров Г.М. Поощрения в государственном управлении. Ярославль, 1993.
6. Попов Л.Л. Убеждение и принуждение. М.: Московский рабочий. 1968.
7. Сальников В.П Федоров В.П. Убеждение и принуждение в деятельности ОВД: Пособие. Л.: ЛВВПУ МВД СССР, 1989.
Литература
1. Бахрах Д.Н. Административно-процессуальное принуждение // Правоведение. 1989. №4. С. 59—64.
2. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М.: Юрид. издат., 1975.
3. Веремеенко И.И. О классификации мер административного принуждения // Вестник МГУ. № 4. М.: МТУ, 1970. С. 73—79.
4. Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л.: Лениздат, 1973.
5. Кисин В.Р. Меры административно-процессуального принуждения, применяемые милицией: Учебное пособие. М.: МВШ милиции МВД СССР, 1987.
6. Клюшниченко А.П. Меры административного принуждения, применяемые милицией. Киев: КВШ МВД СССР, 1979.
7. Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993.
8. Рябов Ю.С. Административно-предупредительные меры. Теоретические вопросы. Пермь, 1974.
9. Серегин А.В. Общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М.: Акад. МВД СССР, 1975.
10. Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.
Литература
1. Актуальные проблемы административной деликтологии / Отв. ред. В.И. Ремнев. Киев, 1984.
2. Бахрах Д.Н. Состав административного правонарушения. Свердловск, 1987.
3. Васильева Г.В., Студеникина М.С. Законодательство об административных правонарушениях. М., 1986.
4. Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.
5. Малеин Н.С. Правонарушение: причины, понятие, ответственность. М., 1985.
6. Медведев А.М. Социально-правовые особенности административных правонарушении // Роль правового воспитания в предупреждении правонарушении. М., 1986.
7. Мурзинов А.И. Преступление и административное правонарушение. М.,1985.
Литература
1. Административная ответственность в СССР. Саратов, 1988.
2. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. Свердловск, Изд-во Уральского ун-та, 1989.
3. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 1999.
4. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1969.
5. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1970.
6. Игнатенко В.В. Правовые особенности административной ответственности граждан. Иркутск, 1997.
7. Никифоров М.В.. Скляров И.А. Административная ответственность граждан по законодательству Нижегородской области: Монография. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2000.
8. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление. Гражданин. Ответственность. Л.: Наука, 1975.
9. Рябов Ю.С. Административная ответственность должностных лиц. Пермь,1984.
10. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М.: Юрид. лит., 1971.
Литература
1. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1972.
2. Дрейшев Б.В. Предупреждение как вид административного взыскания // Правоведение. 1970. № 3.
3. Кужугет С.С. Индивидуализация административного взыскания в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики правоохранительной деятельности советской милиции. М, 1983.
4. Масленников М.Я. Порядок применения административных взысканий: Практическое руководство. Тверь: Прометей, 1995.
5. Павлова Е.С. Применение судьей мер административного взыскания. М.: Юрид. лит., 1987.
6. Саввин М.Я. Административный штраф. М., 1984.
Литература
1. Застрожная О.К. Советский административный процесс. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985.
2. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: БЕК, 1998.
3. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990.
4. Обращение граждан: Организация и порядок рассмотрения. М.: Юрид. лит., 1994.
5. Попова И.В. Юрисдикционный процесс. Саратов: Светопись, 1998.
6. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964.
7. Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970.
8. Скитович В.В. Очерки истории и теории советской административной юстиции. Гродно,1992.
9. Старилов Ю.И. Административная юстиция: Проблемы теории. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.
10. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М.: Юрид. лит., 1972.
11. Управленческие процедуры. М.: Наука, 1988.
12. Чечот Д.А. Административная юстиция: Теоретические проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
1. Управление: понятие, признаки, виды.
2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы.
3. Функции социального управления: понятие и виды.
4. Государственное управление: понятие, принципы, цели.
5. Исполнительная власть: понятие и признаки.
6. Цели, функции и уровни исполнительной власти.