Раздел 2. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ, КАСАЮЩИМСЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Предисловие
Уважаемые коллеги!
В настоящем информационном бюллетене рассматриваются актуальные вопросы, связанные с защитой персональных данных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Сборник содержит комментарии по вопросам правового регулирования сбора и обработки персональных данных работников, реализации прав профсоюзов, связанных с доступом к персональным данным работников, системы государственного контроля (надзора) в области персональных данных, а также практико-ориентированный комментарий по вопросу надлежащего оформления документов по защите персональных данных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, требования к сайту образовательной организации.
Сборник рассчитан на широкий круг работников сферы образования, руководителей образовательных учреждений (организаций), правовых инспекторов труда Профсоюза, юристов территориальных организаций Профсоюза, а также на иных работников, связанных с вопросами сбора и обработки персональных данных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Обращаем Ваше внимание, чтоРекомендации по обеспечению защиты персональных данных работников образовательных учреждений (Приложение к письму ЦС Профсоюза от 28 декабря 2010 г. № 345/295), направленные ранее для использования в практической деятельности профсоюзных организаций, а также формы документов, содержащихся в указанных Рекомендациях, следует применять с учетом новых требований, изложенных в настоящем сборнике.
Надеемся, что материалы сборника будут полезны в практической деятельности по защите социально-трудовых прав работников образовательных организаций, в том числе при проведении проверок по этим вопросам.
Заместитель Председателя Профсоюза М.В. Авдеенко
___________________________________________________________________Сборник подготовлен в правовом отделе аппарата Профсоюза под общей редакцией заведующего правовым отделом – главного правового инспектора труда ЦС Профсоюза С.Б. Хмелькова.
Составитель сборника: правовой инспектор труда ЦС Профсоюза И.Б. Алексеева.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
Часть I. Правовое регулирование сбора и обработки персональных данных работников образовательных организаций | |
Раздел 1. Общие положения | 4-7 |
Раздел 2. Нормативные правовые акты по вопросам, касающимся обработки персональных данных | 7-8 |
Раздел 3. Правовое регулирование оборота персональных данных | 8-12 |
Раздел 4. Реализация прав профсоюзов, связанных с доступом к персональным данным работников | 13-16 |
Раздел 5. Ответственность за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных | 16-19 |
Раздел 6. Система государственного контроля (надзора) в области персональных данных | |
Часть II. Оформление документов по защите персональных данных работников | |
Раздел 1. Понятие персональных данных | 20-21 |
Раздел 2. Документы, содержащие персональные данные | 21-22 |
Раздел 3. Обязанности работодателя по обеспечению защиты персональных данных работников | 22-25 |
Раздел 4. Локальные акты организации | 25-28 |
Раздел 5. Оформление согласия работника на передачу его персональных данных | 28-32 |
Раздел 6. Получение персональных данных у работника | 32-33 |
Раздел 7. Получение персональных данных работника у третьих лиц. Согласие работника на получение работодателем персональных данных у третьих лиц | 33-34 |
Раздел 8. Порядок внесения изменений в документы, содержащие персональные данные работника | 34-35 |
Раздел 9. Права и обязанности работников, связанные с обработкой и защитой их персональных данных | 35-37 |
Раздел 10. Требования к сайту образовательной организации | 37-43 |
Часть I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СБОРА И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Защита персональных данных представляет собой комплекс правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»(далее - Закон о персональных данных) его целью является защита прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защита прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Под оператором персональных данных законодатель подразумевает государственный либо муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которые организуют или осуществляют обработку персональных данных, заключающуюся в их сборе, записи, систематизации, накоплении, хранении, уточнении, извлечении, использовании, передаче, обезличивании, блокировании, удалении и уничтожении. Таким образом, любая организация или государственный муниципальный орган становится оператором персональных данных с момента получения в распоряжение данных любого лица (работника, подрядчика) и обязана обеспечить их защиту в соответствии с требованиями Закона о персональных данных.
Закон о персональных данных определяет требования к сбору и обработке (хранению, актуализации, использованию, раскрытию и предоставлению) персональных данных физических лиц во всех сферах, где используются персональные данные, в том числе в сфере трудовых правоотношений, возникающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом особенностей, предусмотренных ТК РФ.
В соответствии со ст. 3 Закона о персональных данных обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием или без использования средств автоматизации, с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно ст. 5 Закона о персональных данных при обработке персональных данных должны соблюдаться следующие принципы:
1) обработка должна осуществляться на законной и справедливой основе;
2) обработка должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных;
3) не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
4) обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям обработки;
5) содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Не допускается обработка избыточных данных по отношению к заявленным целям обработки;
6) при обработке должны быть обеспечены точность и достаточность персональных данных, а в необходимых случаях - актуальность по отношению к целям обработки. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных;
7) форма хранения персональных данных должна позволять определять субъекта этих данных. Хранение не должно длиться дольше, чем этого требуют цели обработки, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В настоящее время очень актуальным стал вопрос об обработке и хранении так называемых избыточных персональных данных[1].
Суды, при вынесении решений по подобным делам, руководствуются тем, что для идентификации личности при приеме на работу достаточно фамилии, имени и отчества, при условии предъявления лицом документа, удостоверяющего личность. Сбор информации о серии и номере паспорта, годе и месте рождения, поле субъекта персональных данных, национальности и т.д. является избыточным.
Соответственно, хранение любых документов, содержащих в себе эти данные (копии паспорта, свидетельства о рождении детей, документы воинского учета, документы об образовании, фотографии[2]и т.д.) противоречит законодательству, так как таким образом превышается объем обрабатываемых персональных данных работника, установленный Конституцией РФ, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о персональных данных оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) выступает таким уполномоченным органом, который утверждает образец уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных и Рекомендации по заполнению образца формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных[3].
Частью 2 статьи 22 Закона о персональных данных установлен перечень случаев, когда операторы не обязаны соблюдать обязательное требование об уведомлении Роскомнадзора о начале деятельности по обработке персональных данных:
- при обработке таких данных в соответствии с трудовым законодательством (ст. 86 ТК РФ);
- когда обрабатываемые данные получены оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если они не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия этого субъекта и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
- когда данные относятся к членам общественного объединения или религиозной организации и обрабатываются соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими по законодательству РФ, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
- субъект персональных данных сделал их общедоступными;
- данные включают в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
- данные необходимы в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
- персональные данные включены в информационные системы, имеющие в соответствии с законодательством статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
- данные обрабатываются без использования средств автоматизации в соответствии с требованиями законодательства РФ;
- данные обрабатываются в случаях, предусмотренных транспортным законодательством, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Во всех иных случаях обработки персональных данных оператор обязан заблаговременно (до начала обработки) уведомлять Роскомнадзор о начале такой деятельности.
Таким образом, частью 2 статьи 22 Закона о персональных данных установлено, что оператор вправе осуществлять без уведомления Роскомнадзора обработку персональных данных лиц, которых связывают с оператором трудовые отношения. Следовательно, организации, осуществляющие образовательную деятельность, не должны уведомлять этот уполномоченный орган об обработке ими персональных данных работников, состоящих в трудовых отношениях с этими организациями.
Раздел 6. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Система государственного контроля (надзора) в области персональных данных строится на функционировании трех регуляторов, ответственных за определенные области деятельности в сфере персональных данных.
Основным регулятором, осуществляющим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, является уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), территориальные органы которой действуют в каждом субъекте РФ. Права и обязанности этого уполномоченного органа устанавливаются положением о нем в соответствии со ст. 23 Закона о персональных данных.
Вторым регулятором, осуществляющим контроль за осуществлением мер по технической защите информационных систем обработки персональных данных, является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и ее территориальные органы.
Третьим регулятором является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, - Федеральная служба безопасности (ФСБ), которая устанавливает особенности разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации и предоставления услуг по шифрованию персональных данных при их обработке в информационных системах и осуществляет контроль в этой области.
Кроме того, следует иметь в виду, что федеральная инспекция труда, представляющая собой в соответствии со ст. 354 ТК РФ единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов (государственных инспекций труда), является уполномоченным органом на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе по вопросам соблюдения требований трудового законодательства в области защиты персональных данных работников.
Часть II. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
РАБОТНИКОВ
Раздел 5. ОФОРМЛЕНИЕ СОГЛАСИЯ РАБОТНИКА НА ПЕРЕДАЧУ ЕГО ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
В соответствии со ст. 88 ТК РФ передача персональных данных работника третьей стороне без письменного согласия указанного работника не разрешается, за исключением предусмотренных законом случаев. Также данной статьей предусмотрено, что без согласия работника персональные данные не могут передаваться в коммерческих целях. Соответственно, для передачи персональных данных необходимо письменное согласие работника. Из указанного документа должно быть понятно, кому будут передаваться персональные данные работника и с какой целью. Следует также учитывать, что в соответствии со ст. 88 ТК РФ работодатель обязан предупредить лиц, получающих персональные данные, о том, что данные сведения могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено.
Работодатель с согласия работника вправе поручить обработку его персональных данных (ведение кадрового, бухгалтерского учета и пр.) другому лицу (ч. 3 ст. 6 Закона о персональных данных, абз. 2 п. 5 Разъяснений Роскомнадзора). Отметим, что ответственность перед работником за действия указанного лица несет работодатель (ч. 5 ст. 6 Закона о персональных данных).
Согласие работника на обработку персональных данных должно включать (ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных):
1) фамилию, имя, отчество, адрес работника, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, включая дату выдачи и сведения о выдавшем его органе;
2) при получении согласия от представителя работника - его фамилию, имя, отчество, адрес, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, включая дату выдачи и сведения о выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя;
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес работодателя;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, которые подлежат обработке;
6) фамилию, имя, отчество и адрес лица или наименование организации, осуществляющих обработку персональных данных по поручению работодателя, если она поручена такому лицу или организации;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых работником дано согласие, общее описание способов их обработки;
8) срок, в течение которого действует согласие работника на обработку его персональных данных, и способ отзыва согласия;
9) подпись работника.
Следует иметь в виду, что работник в любое время вправе отозвать согласие на обработку персональных данных (ч. 2 ст. 9 Закона о персональных данных). В подобной ситуации продолжение обработки персональных данных работника без его согласия возможно при наличии оснований, перечисленных в п. п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Закона о персональных данных. Это следует из ч. 2 ст. 9 указанного Закона.
В силу абз. 11 п. 5 Разъяснений Роскомнадзора получать согласие на обработку персональных данных нужно не только у работника, но и у соискателя. Однако если от имени соискателя действует кадровое агентство, с которым он заключил соответствующий договор, либо соискатель сам разместил свое резюме в Интернете, сделав его доступным неограниченному кругу лиц, то согласие на обработку его персональных данных не требуется.
Согласие не требуется и в тех случаях, когда:
- обработка необходима в целях исполнения заключенного с работником договора или возложенных на работодателя обязанностей, функций и полномочий (п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных);
- это предусмотрено коллективным договором, соглашением, а также локальными актами работодателя, принятыми в установленном ст. 372 ТК РФ порядке (абз. 2 Разъяснений Роскомнадзора);
- обязанность по обработке предусмотрена законодательством, в том числе для опубликования и размещения персональных данных работников в Интернете (абз. 1 п. 1 Разъяснений Роскомнадзора). К примеру, образовательная организация обязана размещать на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет информацию о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии); о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы (ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)[9];
- обработка сведений о состоянии здоровья работника касается возможности выполнения им трудовой функции (п. 2.3 ч. 2 ст. 10 Закона о персональных данных). Такая обработка допускается, например, в отношении сведений о состоянии здоровья педагогических работников (абз. 6 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);
- проводится обработка персональных данных близких родственников работника в объеме, предусмотренном личной карточкой (форма № Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1), а также при получении алиментов, оформлении социальных выплат, допуска к государственной тайне и др. (абз. 1 п. 2 Разъяснений Роскомнадзора);
- обработка персональных данных связана с выполнением работником своих трудовых обязанностей (п. 3 Разъяснений Роскомнадзора);
- обработка персональных данных проводится в целях организации работодателем пропускного режима на территорию его служебных зданий и помещений (абз. 1 п. 5 Разъяснений Роскомнадзора);
- персональные данные работника передаются третьим лицам в случаях, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (абз. 2 ст. 88 ТК РФ, абз. 1 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора).
- обработка персональных данных осуществляется в отношении уволенных работников, например, в рамках бухгалтерского и налогового учета (пп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, абз. 6 - 10 п. 5 Разъяснений Роскомнадзора).
- в случаях, связанных с исполнением работником должностных обязанностей, в том числе при направлении в командировку (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, п. 8 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490), абз. 4 п. 4 Разъяснений);
- для предоставления сведений в банк, обслуживающий банковские карты работников при условии, что в договоре о выпуске карт (коллективном договоре, локальном нормативном акте организации) содержится пункт о праве работодателя передавать персональные данные работников, либо он действует на основании доверенности на представление интересов работников (абз. 10 п. 4 Разъяснений);
- не требуется согласие работника на передачу персональных данных, когда обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг (ч. 1 ст. 6, ст. 7, ч. 2 и 3 ст. 9 Закона о персональных данных).
- в налоговые органы (пп. 1, 2, 4 п. 3 ст. 24 НК РФ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора);
- в военные комиссариаты (абз. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, пп. «г» п. 30, пп. «а» - «в», «д», «е» п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора);
- по запросу профессиональных союзов в целях контроля за соблюдением трудового законодательства работодателем (абз. 5 ч. 6 ст. 370 ТК РФ, п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора);
- по мотивированному запросу органов прокуратуры (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, п. 7.1 ч. 2 ст. 10 Закона о персональных данных, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора);
- по мотивированному требованию правоохранительных органов и органов безопасности (ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, п. «м» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора);
- по запросу от государственных инспекторов труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора);
- в органы и организации, которые должны быть уведомлены о тяжелом несчастном случае, в том числе со смертельным исходом (абз. 5 ст. 228 ТК РФ). Перечень оповещаемых органов и сроки направления извещений о несчастном случае установлены ст. 228.1 ТК РФ;
В связи с этимполучателями персональных данных работника на законном основании являются:
органы социального страхования, органы пенсионного обеспечения, а также иные органы, организации и граждане,определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», согласно которому отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
налоговые органы (в соответствии со ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации, выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов);
органы прокуратуры и другие правоохранительные органы(в соответствии со ст. 23 Закона о персональных данных имеют право запрашивать информацию у работодателей в рамках проверки для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, о возбуждении уголовного дела по признакам правонарушений (преступлений), связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью).
федеральная инспекция труда (государственные инспекторы труда в соответствии со ст. 357 ТК РФ при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников);
профессиональные союзы (в соответствии с Законом о профсоюзах и ТК РФ профсоюзы имеют право на получение информации от работодателей по социально-трудовым вопросам для осуществления своей уставной деятельности, а также право на осуществление общественного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами трудового законодательства);
другие органы и организации в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Раздел 10. ТРЕБОВАНИЯ К САЙТУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Вопрос размещения информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на сайтах в сети «Интернет» регулируется следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(далее – Закон об образовании).
Федеральный Закон от 21.07.2014 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» с изменениями, внесенными в него Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 526-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»(далее – Постановление № 582).
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»(далее – Приказ Рособрнадзора № 785).
Письмо Минобрнауки России от 22.07.2013 № 09-889 «О размещении на официальном сайте образовательной организации информации» (далее – письмо Минобрнауки № 09-889).
Ст. 29 Закона об образовании устанавливает обязанность образовательных организаций формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивать доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Правила размещения и обновления информации об образовательной организации в целях обеспечения открытости и доступности указанной информации установлены Постановлением № 582. Данным постановлением определен перечень образовательных организаций, на которые не распространяется действие норм об информационной открытости.
Требования к структуре официального сайта образовательной организации, а также формат предоставления обязательной к размещению информации утверждены Приказом Рособрнадзора № 785.
Часть 2 статьи 29 Закона об образовании статьи содержит открытый перечень информации, в отношении которой образовательные организации обеспечивают открытость и доступность.
Согласно Приказу Рособрнадзора № 785 для размещения информации на сайте образовательной организации должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации», доступ к которому осуществляется с главной страницы сайта.
Данный раздел должен содержать следующие подразделы:
1. Основные сведения.
Главная страница подраздела должна содержать информацию о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты.
2. Структура и органы управления образовательной организацией.
Главная страница подраздела должна содержать информацию о структуре и об органах управления образовательной организацией, в том числе:
- наименование структурных подразделений (органов управления);
- фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений (письмом Минобрнауки № 09-889 рекомендовано размещать также сведения о совете обучающихся: наименование совета обучающихся, фамилии, имена, отчества и должности руководящих лиц, место нахождения, адрес официального сайта, электронной почты, сведения о наличии положения о совете обучающихся с приложением копии указанного положения (при наличии), сведения о порядке формирования совета обучающихся);
- места нахождения структурных подразделений;
- адреса официальных сайтов в сети «Интернет» структурных подразделений (при наличии);
- адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);
- сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии);
3. Документы.
На главной странице подраздела должны быть размещены следующие документы:
а) в виде копий:
устав образовательной организации;
лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями);
план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством РФ порядке, или бюджетные сметы образовательной организации;
локальные нормативные акты, предусмотренных частью 2 статьи 30 Закона об образовании, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора.
б) отчет о результатах самообследования[10];
в) документ об оказании платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
г) предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний;
4. Образование.
Подраздел должен содержать информацию о реализуемых уровнях образования, о формах обучения, нормативных сроках обучения, сроке действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), об описании образовательной программы с приложением ее копии, об учебном плане с приложением его копии, об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии), о календарном учебном графике с приложением его копии, о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, о языках, на которых осуществляется образование (обучение).
Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно указывают наименование образовательной программы.
Образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы, дополнительно, для каждой образовательной программы указывают:
а) уровень образования;
б) код и наименование профессии, специальности, направления подготовки;
в) информацию:
о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования);
о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления.
5. Образовательные стандарты.
Подраздел должен содержать информацию о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах с приложением их копий (при наличии). Допускается вместо копий размещать гиперссылки на соответствующие документы на сайте Министерства образования и науки РФ.
6. Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав.
Главная страница подраздела должна содержать информацию о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии),в том числе:
фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, его заместителей;
должность руководителя, его заместителей;
контактные телефоны;
адрес электронной почты;
- о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы,в том числе:
фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;
занимаемая должность (должности);
преподаваемые дисциплины;
ученая степень (при наличии);
ученое звание (при наличии);
наименование направления подготовки и (или) специальности;
данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии);
общий стаж работы;
стаж работы по специальности;
7. Материал<