При конкуренции уголовно-правовых норм
В русском языке под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще, борьба за достижение лучших результатов41, соперничество, состязание для достижения первенства42. Под конкуренцией же уголовно-правовых норм обычно понимаются случаи, когда одно преступное деяние одновременно охватывается несколькими статьями Особенной части УК43. Следовательно, при конкуренции (в отличие от совокупности, повторности и рецидива) совершается одно преступление, которое одновременно попадает (охватывается) под признаки нескольких уголовно-правовых норм. Поэтому в рассматриваемых случаях и возникают трудности, выражающиеся в том, что приходится решать вопрос, какую же из конкурирующих норм нужно применить для квалификации совершенного преступления. Определенную помощь здесь может оказать правильное определение основного и дополнительных объектов анализируемых преступлений. Это особенно важно еще и потому, что указанные преступления причиняют ущерб не одному, а, как правило, нескольким непосредственным объектам. Причем речь идет именно о тех общественных отношениях, каждое из которых охраняется действующим уголовным законодательством, т.е. является самостоятельным объектом преступления44. Например, разбой всегда причиняет ущерб собственности и здоровью человека; самогоноварение — отношениям, обеспечивающим плановое поступление денежных средств в государственный бюджет от продажи крепких спиртных напитков, народному здоровью, интересам борьбы с пьянством и алкоголизмом; привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности — как интересам правосудия, так и различным интересам личности. Иными словами, речь идет о квалификации преступлений, имеющих несколько непосредственных объектов. Основная задача здесь заключается в установлении основного непосредственного объекта, который в решающей степени определяет структуру совершенного преступления и ради охраны которого введена в закон соответствующая уголовно-правовая норма. Нетрудно заметить, что конкуренция объектов является в значительной мере следствием конкуренции самих уголовно-правовых норм. При такой конкуренции эти
нормы всегда находятся между собой в определенной связи и как бы дополняют друг друга45, поскольку каждая из них с различной полнотой охватывает одни и те же общественно опасные деяния. Чаще всего приходится встречаться с двумя видами конкуренции: конкуренция общей и специальной норм; конкуренция специальных норм46.
При квалификации рассматриваемых преступлений из конкурирующих уголовно-правовых норм должна быть определена именно та, которая с наибольшей полнотой и точностью отражает совершенное преступление, раскрывает его социально-политическую и юридическую сущность. Правильное решение этого вопроса возможно только с учетом всех элементов состава совершенного преступления и прежде всего его объекта. Именно выявление основного (главного) из всех видов конкурирующих объектов позволяет вычленить из конкурирующих уголовно-правовых норм ту, по которой должно квалифицироваться содеянное.
Поскольку основной непосредственный объект всегда лежит в плоскости родового объекта, постольку место конкретной уголовно-правовой нормы определяется законодателем с учетом особенностей родового и основного непосредственного объектов этого преступления. Так, констатация того факта, что основным объектом совершенного преступления является общественный порядок, позволяет заключить, что соответствующая уголовно-правовая норма должна быть размещена законодателем в главе X УК УССР «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и народного здоровья». Если же установлено, что смерть потерпевшего наступила в результате нарушения правил охраны труда на производстве, это дает основание для вывода об объекте данного преступления и о том, что соответствующая статья об ответственности за его совершение предусмотрена в главе IV Особенной части УК УССР «Преступления против политических и трудовых прав граждан».
Однако сформулированное правило не распространяется на те случаи, когда статьи об ответственности за то или иное преступление помещены законодателем в соответствующие главы Особенной части УК без учета особенностей их основного непосредственного объекта. Проиллюстрируем сказанное на примере ст. 288 УК УССР, которую законодатель расположил в главе X УК УССР «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и народного здоровья».
Если исходить из места данной статьи в системе УК, то можно заключить, что основным непосредственным объектом караемого ею преступления выступают прежде всего отношения по охране здоровья населения47. Но такое определение является слишком узким, ибо основано на односторонней оценке непосредственного объекта этого преступления, сводит его лишь к народному здоровью. Однако очевидно, что водные объекты служат удовлетворению и ряда других потребностей. Во-первых, водные объекты являются частью окружающей человека природной среды (среды его обитания), от состояния которой зависит его нормальное физическое существование как биологического существа. Во-вторых, они представляют собой те природные объекты, которые используются человеком в различных сферах хозяйственной деятельности. В-третьих, любые водоемы и водные источники как составные элементы природной системы находятся в органическом единстве с биосферой. Очевидно и то, что полезные и необходимые свойства водных объектов могут быть использованы в полной мере тогда, когда не нарушена их чистота. Следовательно, данное преступление посягает на те природоохранные отношения, которые призваны обеспечить соответствующую степень чистоты водных объектов, необходимую для сохранения жизни и здоровья людей, полноценного хозяйственного использования водных ресурсов и нормального существования водных биогеоценозов48.
Изложенное свидетельствует о том, что ст. 228 УК УССР помещена в системе Особенной части УК без учета непосредственного объекта этого преступления.
Точно так же — без учета непосредственного объекта — расположены в системе УК УССР статьи об ответственности за такие преступления, как контрабанда (ст. 70 УК УССР), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 79 УК УССР), загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, или другими отходами и материалами (2281 УК УССР) и ряд других. Однако они — лишь исключения из общего правила, ибо во всех остальных случаях статьи УК об ответственности за отдельные преступления размещены законодателем с учетом их непосредственных и родовых объектов.
Отсюда следует, что установление непосредственного объекта совершенного преступления является решающим в его квалификации только в случаях, когда совершаются однообъектные преступления. К таковым следует
отнести, например, большинство хищений государственного, общественного или личного имущества граждан, преступления против жизни, здоровья, чести и достоинства личности.
Если же совершенное преступление причиняет ущерб наряду с основным и дополнительным объектам, их установление и правовая оценка также влияют на квалификацию содеянного. Однако необходимо подчеркнуть, что речь, конечно, идет не о любых общественных отношениях, которым причиняется ущерб совершенным преступлением, а только о тех из них, которые поставлены под охрану уголовного закона. Причем дополнительные объекты, как уже отмечалось, могут быть двух видов: дополнительно-обязательный и дополнительно-факультативный непосредственный. Например, основным непосредственным объектом спекуляции являются отношения, направленные на реализацию государством его монопольного права на торговую деятельность49. Вместе с тем объектом спекуляции выступают имущественные интересы покупателей. Но последние охраняются законодателем лишь наряду с основным объектом. Поэтому они являются дополнительным, причем дополнительно-факультативным объектом спекуляции, поскольку при совершении данного преступления не во всех случаях причиняется ущерб указанным общественным отношениям.
По этим же основаниям дополнительно-факультативным объектом спекуляции следует считать и отношения, призванные обеспечивать реализацию принципов оплаты по труду в социалистическом обществе. Необходимость уголовно-правовой охраны названных отношений от рассматриваемого преступления вызвана тем, что спекуляция в большинстве случаев позволяет виновным извлекать трудовой доход и обогащаться за счет других.
Однако иное значение имеют эти отношения в случаях совершения спекуляции в крупных и особо крупных размерах. Как известно, на размер спекуляции существенно влияет сумма полученного нетрудового обогащения. Чем больше сумма неосновательного обогащения, тем в бóльших размерах совершается спекуляция и тем больше вред, который она причиняет как основному непосредственному объекту, так и отношениям, призванным обеспечивать реализацию принципов оплаты по труду в социалистическом обществе. Именно поэтому законодатель в ч. 2 и 3 ст. 154 УК УССР устанавливает
повышенную ответственность за спекуляцию, совершенную в крупных и особо крупных размерах.
Таким образом, спекуляция имеет несколько непосредственных объектов. Причем, если она совершается в крупном или особо крупном размере, отношения, направленные на реализацию имущественных интересов покупателей и принципов оплаты по труду в социалистическом обществе, выступают уже не как дополнительно-факультативный, а как обязательный дополнительный объект.
Установление основного и дополнительного объектов того или иного преступления в значительной мере определяет правильную квалификацию, однако полностью не снимает эту проблему. Как справедливо подчеркивается в юридической литературе, необходимо еще выяснить роль дополнительного непосредственного объекта в самом «механизме» причинения ему ущерба при совершении преступления50. Несмотря на многообразие особенностей «механизма» причинения ущерба, можно представить себе три типичных вида такого воздействия.
1. При посягательстве на основной непосредственный объект одновременно с неизбежностью нарушается (ставится в опасность причинения ущерба) и дополнительный объект. Причем это обусловливается как близостью самих объектов, так и характером преступного деяния (например, при террористическом акте всегда причиняется ущерб жизни и здоровью людей, хотя его основным непосредственным объектом выступает Советская власть как политическая основа нашего государства).
2. При посягательстве на основной объект не всегда причиняется вред дополнительно-факультативному объекту или он причиняется не всем дополнительным объектам одновременно. В этом отношении характерно хулиганство, которое причиняет ущерб не только общественному порядку, но и нередко таким дополнительным объектам, как здоровье, честь и достоинство граждан, а также социалистической или личной собственности граждан.
3. Вред основному объекту причиняется посредством посягательства на дополнительный объект, или, иными словами, здесь посягательство на дополнительный объект является необходимым средством (способом) причинения вреда основному непосредственному объекту (например, при совершении разбойного нападения ущерб собственности может быть причинен только посредством причинения ущерба здоровью людей).
Учет приведенных положений имеет существенное значение для квалификации преступлений. При этом важно принимать во внимание, как законодатель конструирует уголовно-правовые нормы и устанавливает санкции, как описывает в них объективные и субъективные признаки преступления. Например, при конструировании ст. 155 УК УССР уголовно-правовая охрана дополнительного объекта отражена при описании объективной стороны состава этого преступления, прежде всего при описании способов обмана покупателей. Действительно, анализ ст. 155 УК УССР и возможных способов совершения данного преступления подтверждает, что покупателю может быть недодано определенное количество товара (при обмеривании и обвешивании) или он вынужден оплачивать его стоимость по более высоким расценкам (при превышении установленных розничных цен), получать товар более низкого качества (при продаже фальсифицированного товара) или нести неоправданные материальные затраты (при обсчете покупателей) и др. О том, что имущественные интересы покупателей являются не основным, а дополнительным объектом обмана покупателей, свидетельствует и то, что ст. 155 УК УССР помещена не в главе V «Преступления против личной собственности граждан», а в главе VI «Хозяйственные преступления». Приведем еще один пример. В ст. 164 – 167 УК УССР дополнительный объект отражен при описании возможных последствий должностных преступлений. Так, в ст. 164 УК УССР указывается, что должностным преступлением признается нарушение должностным лицом обусловленных его служебным положением обязанностей, причинившее существенный вред государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан. Как видно из закона, любые из указанных интересов могут быть нарушены должностными преступлениями, поэтому они и поставлены под охрану в качестве дополнительных объектов этих преступлений. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что способ совершения должностных преступлений неразрывно связан как с основным, так и с дополнительным объектами, ибо в результате совершения одних и тех же действий им неизбежно причиняется определенный вред. Иными словами, посягательство на дополнительные объекты в таких составах не образует «самостоятельного» действия.
Иначе конструируются уголовно-правовые нормы применительно к тем преступлениям, при совершении
которых посягательство на дополнительный объект является своеобразным способом причинения вреда основному непосредственному объекту. Так, при разбойном нападении (ст. 86, 142 УК УССР) насилие, опасное для жизни или здоровья потерпевшего, выступает способом причинения вреда основному непосредственному объекту — социалистической или личной собственности.
Точно также посягательство на дополнительный объект является способом совершения и таких преступлений, как насильственный грабеж (ч. 2 ст. 82 и ч. 2 ст. 141 УК УССР), хищение государственного или общественного имущества путем злоупотребления служебным положением (ст. 84 УК УССР) и др. Как видно, в этих случаях основной и дополнительный объекты как бы объединены одним актом преступного посягательства (сложным действием), которое в конечном счете направлено на причинение вреда основному объекту.
Вместе с тем, как справедливо замечает Н.И. Панов, дополнительный объект (конечно, в сочетании с основным) во многом определяет и сам способ совершения преступления, обусловливает особенности закрепления его в уголовно-правовой норме. Например, если обязательному дополнительному объекту в структуре преступного посягательства соответствует определенное («самостоятельное») действие, являющееся способом совершения преступления, этот способ с необходимостью включается в норму УК в качестве обязательного признака состава преступления, что, по общему правилу, выражается в составных преступлениях. «В отличие от этого дополнительно-факультативный объект, даже если ему соответствует определенный способ в виде «определенного» действия, не может обусловить включение этого способа в диспозицию статьи УК, ибо этот объект может и не нарушаться данным посягательством»51.
Свойство отдельных преступлений причинять ущерб не только основному, но и дополнительным объектам учитывается законодателем и при определении видов и размеров наказания за них в санкциях соответствующих статей УК. Законодатель при этом исходит из того суммарного ущерба, который причиняется совокупности общественных отношений, охраняемых конкретной уголовно-правовой нормой.
Установление отмеченных особенностей построения уголовно-правовых норм облегчает и выработку рекомендаций, определенных правил квалификации анализируемых преступлений.
Так, в случаях, когда при посягательстве на основной объект одновременно причиняется вред дополнительному объекту, содеянное образует состав единого преступления и должно квалифицироваться по одной статье УК. Этот вывод основывается на том, что при конструировании таких уголовно-правовых норм законодатель учитывает как особенности самого деяния, так и его неразрывную связь с нанесенным ущербом не только основному, но и дополнительному объекту. Например, основным непосредственным объектом обмана заказчиков являются отношения, в соответствии с которыми в организациях службы быта и коммунального хозяйства расчеты с заказчиками должны производиться по установленным ценам и тарифам на бытовые и коммунальные услуги в соответствии с действительной стоимостью как самих работ, так и тех материалов, которые были использованы или представлены гражданином для выполнения заказа. Обязательным дополнительным объектом этого преступления всегда выступают имущественные интересы заказчиков. В свою очередь, совокупность общественно опасных последствий, которые причиняют социалистическим общественным отношениям при совершении этого преступления, учтена законодателем при конструировании ст. 1551 УК УССР, поэтому они и не требуют какой-либо дополнительной квалификации.
Сформулированные правила квалификации с полным основанием должны распространяться и на случаи, когда при посягательстве на основной объект причиняется вред всем или одному из дополнительно-факультативных объектов. Такое решение обусловлено тем, что последствия нанесения ущерба любому из дополнительно-факультативных объектов учтены законодателем при конструировании уголовно-правовых норм и поэтому полностью охраняются их составами.
Так, основным непосредственным объектом диверсии (ст. 60 УК УССР) является экономическая основа СССР52, а дополнительными объектами — отношения социалистической собственности, жизнь и здоровье людей. Следовательно, ущерб, причиненный указанным общественным отношениям, учтен законодателем в уголовном законе, полностью охватывается составом данного преступления и не требует дополнительной квалификации. Поэтому, если в результате совершения диверсии погибли люди или было уничтожено государственное или общественное имущество, содеянное охватывается ст. 60 УК УССР.
Точно так же ответственность по ст. 60 УК УССР наступает и в случаях, когда ни одному из указанных дополнительно-факультативных объектов не был причинен ущерб. Сказанное объясняется тем, что диверсия является преступлением с так называемым формальным составом и поэтому ее следует квалифицировать как оконченное преступление не только тогда, когда наступили общественно опасные последствия диверсионного акта, но и тогда, когда были совершены лишь действия, направленные на причинение этих последствий (установлено взрывное устройство, разбросаны баллоны с отравляющими веществами, бактериями и др.).
В тех же случаях, когда причинение вреда дополнительному непосредственному объекту является способом (средством) причинения вреда основному непосредственному объекту, содеянное образует единое преступление и должно квалифицироваться по одной статье УК. Здесь посягательство на дополнительный объект образует в какой-то мере самостоятельное, вспомогательное деяние, с помощью которого и обеспечивается реализация «основного» преступления.
Примером этому может быть хищение путем злоупотребления служебным положением (ст. 84 УК УССР). Злоупотребление должностным лицом своим служебным положением (вспомогательное деяние) является способом противоправного обращения социалистического имущества (основное деяние). Каждое из этих деяний, взятое в отдельности, может рассматриваться как самостоятельное преступление. В первом случае преступные действия можно квалифицировать как злоупотребление служебным положением (ст. 165 УК УССР), а во втором — как хищение государственного или общественного имущества (ст. 84 УК УССР). Однако такое деление чисто условно, ибо в реальной действительности содеянное представляет собой единое преступление, причиняющее ущерб указанным общественным отношениям. Поэтому и квалифицироваться оно должно как одно преступление — по ст. 84 УК УССР.
Аналогичным образом решены в законодательстве и вопросы ответственности за бандитизм (ст. 69 УК УССР), действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений (ст. 691 УК УССР), насильственный грабеж (ч. 2 ст. 82 и ч. 2 ст. 141 УК УССР), разбойное нападение с целью хищения государственного, общественного или личного имущества граждан (ст. 86, 142 УК УССР) и др. Во всех этих случаях совершаемые
преступления причиняют ущерб не только основным, но и дополнительным объектам. Такие последствия указанным объектам учтены законодателем при конструировании названных уголовно-правовых норм. Поэтому при такой конкуренции уголовно-правовых норм должна применяться та статья УК, которая в полном объеме охватывает содеянное. Исходя из этого террористический акт должен квалифицироваться только по ст. 58, 59 УК УССР без применения ст. 93 УК УССР, бандитизм — только по ст. 69 УК УССР без применения соответственно ст. 86, 146, 93, 101, 117 УК УССР и других статей, посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника — только по ст. 1901 УК УССР без применения ст. 93 УК УССР и др.
Так же следует применять и ч. 2 ст. 691 УК УССР. Здесь уголовный закон устанавливает ответственность особо опасных рецидивистов, а также лиц, осужденных за тяжкие преступления, терроризирующих в местах лишения свободы осужденных, вставших на путь исправления, или совершающих нападения на администрацию, а также организующих в этих целях преступные группировки или активно участвующих в таких группировках. Как при терроризировании, так и при нападении на администрацию преступление совершается посредством применения насилия к потерпевшим. Отсюда несложно сделать вывод о том, что составом этого преступления охватывается не только само общественно опасное деяние, т.е. насилие в отношении потерпевшего, но и его последствия. Последствиями же такого насилия, как правило, может быть не только испуг, но и любые телесные повреждения, а также смерть. Для того чтобы выяснить, какие из указанных последствий охватываются составом данного преступления, а какие — нет, следует проанализировать санкции уголовного закона. В санкции же ч. 2 ст. 691 УК УССР предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет и со ссылкой на срок до пяти лет либо без таковой или смертной казни. Следовательно, за это преступление устанавливается практически такое же наказание, как и за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Поэтому можно считать, что составом данного преступления охватываются не только случаи причинения любых телесных повреждений, но и умышленное убийство.
Изложенное позволяет определить и объекты рассматриваемого преступления. Если его основным непо-
средственным объектом является нормальная работа исправительно-трудовых учреждений, то дополнительным — здоровье или жизнь другого человека. Причем вред основному непосредственному объекту причиняется посредством нарушения дополнительного объекта. Поэтому в теории и судебной практике длительное время в основном разделялось мнение, согласно которому если нападение на администрацию или терроризирование заключенных, вставших на путь исправления, сопровождалось угрозами, нанесением телесных повреждений или убийством, эти действия полностью охватываются ст. 691 УК УССР и дополнительной квалификации по иным статьям УК не требуют53.
Однако позже Верховный Суд СССР в постановлении от 27 июня 1975 г. «О судебной практике по делам об умышленном убийстве» признал, что умышленное убийство, совершенное особо опасным рецидивистом или лицом, осужденным за тяжкое преступление, при терроризировании осужденных, вставших на путь исправления, или нападении на администрацию, следует квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за умышленное убийство и действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, поскольку лишение жизни потерпевшего не охватывается диспозицией ст. 77 УК РСФСР (ст. 601 УК УССР)54. Правильность такого разъяснения сомнительна. Как уже было показано, содержание уголовного закона, особенности объектов рассматриваемого преступления, как и сам «механизм» причинения ущерба в результате указанных преступных действий, свидетельствуют о том, что все возможные последствия таких действий, а не только некоторые из них, полностью охватываются ст. 691 УК УССР и дополнительной квалификации по иным статьям УК не требуют.
Позиция Верховного Суда СССР неясна и по другим основаниям. Возникает вопрос: почему бандитизм, сопряженный с убийствами и изнасилованиями, Верховный Суд СССР квалифицирует только по ст. 69 УК УССР без применения ст. 93 и 117 УК УССР, посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника в связи с их деятельностью по охране общественного порядка — только по ст. 1901 УК УССР, а не по совокупности со ст. 93 УК УССР?
Конечно, изложенное не исключает, а напротив, подтверждает, что в случаях, когда преступление причиняет ущерб нескольким непосредственным объектам,
необходимо учитывать тяжесть вреда, причиненного каждому из них. При этом особенно важно выяснить, какие из возможных последствий преступного деяния охватываются конкретной уголовно-правовой нормой, т.е. были учтены законодателем при ее конструировании, а какие — нет. Те же последствия, которые лежат за рамками состава данного преступления, должны квалифицироваться самостоятельно55. Так, основным непосредственным объектом хулиганства является общественный порядок. Этим понятием охватываются регулируемые и охраняемые нормами советского права и правилами социалистического общежития общественные отношения, обеспечивающее спокойствие граждан, общественную нравственность, нормальный отдых и работу советских людей, уважение к ним и их труду, соблюдение гражданами правил поведения в общественной жизни и в быту. Дополнительными объектами хулиганства могут быть личность, социалистическая или личная собственность граждан, авторитет представителей власти или представителей общественности56. Такой подход объясняется тем, что хулиганство по своему характеру является преступлением, которое нередко причиняет вред и указанным дополнительным объектам. В зависимости от видов хулиганства, а также тяжести вреда, причиненного основному и дополнительным объектам, законодатель дифференцирует ответственность за него. В частности, в ч. 2 ст. 206 УК УССР предусмотрена ответственность за хулиганство, отличающееся по своему содержанию особой дерзостью, т.е. за такое, которое сопровождалось насилием, повлекшим телесные повреждения, или глумлением над личностью, длительным и упорно не прекращавшимся нарушением общественного порядка, уничтожением имущества, срывом массовых мероприятий, временным прекращением нормальной деятельности учреждений, предприятий или общественного транспорта57.
Приведенная трактовка особой дерзости все же не дает ответа на вопрос, как нужно квалифицировать такое хулиганство. В частности, в теории уголовного права и судебной практике противоречиво квалифицируют хулиганство, сопряженное с причинением телесных повреждений и уничтожением социалистического или личного имущества. Трудности здесь вызваны тем, что в УК имеются статьи, предусматривающие специальную ответственность как за причинение телесных поврежде-
ний, так и за уничтожение социалистического или личного имущества.
По нашему мнению, правильное решение этого вопроса должно основываться на точном установлении размеров вреда, причиненного указанным объектам в каждом конкретном случае, и его сопоставлении с теми последствиями, которые являются признаками того или иного преступления. Значительную помощь в этом может оказать анализ санкции статьи, предусматривающей ответственность за то или иное преступление. Известно, что законодательная оценка общественной опасности любого преступления, как и оценка тяжести вреда, причиняемого охраняемому уголовным законом объекту, находит свое отражение и правовое закрепление в санкции закона. Другими словами, вид и размер наказания, установленные за то или иное преступление, отражают законодательную оценку характера и степени общественной опасности содеянного. Так, в ч. 2 ст. 206 УК УССР за злостное хулиганство устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Поэтому, если при совершении хулиганства умышленно причиняются легкие или средней тяжести телесные повреждения (ст. 106, 102 УК УССР), содеянное охватывается составом злостного хулиганства и должно квалифицироваться только по ч. 2 ст. 206 УК УССР, ибо как по ст. 106 УК УССР, так и по ст. 102 УК УССР предусматривается менее строгое наказание. Следовательно, указанные последствия (вред объекту) учтены законодателем при конструировании ч. 2 ст. 206 УК УССР, охватываются ею и поэтому не требуют дополнительной квалификации. Точно так же должно квалифицироваться и хулиганство, сопряженное с умышленным уничтожением или повреждением социалистического или личного имущества без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 89, ч. 1 ст. 145 УК УССР).
Однако иным образом следует подходить к оценке содеянного, если, совершая хулиганство, виновный уничтожил социалистическое или личное имущество при отягчающих обстоятельствах или причинил потерпевшему тяжкие телесные повреждения. Здесь необходима квалификация и по статьям, устанавливающим более строгое наказание за указанные преступления (ч. 2 и 3 ст. 89, ч. 2 ст. 145, ч. 1 – 3 ст. 101 УК УССР).
Квалификация рассматриваемых действий лишь по ч. 2 ст. 206 УК УССР не охватывала бы в полном объеме содеянного и освобождала бы виновного от ответствен-
ности за другое, более опасное преступление. По тем же основаниям нельзя квалифицировать такие действия только по ст. 89, 145 или 101 УК УССР, ибо в данном случае фактически без правовой оценки и наказания остается злостное хулиганство.
Видимо, по этим основаниям Пленум Верховного Суда СССР в п. 26 постановления от 16 октября 1977 г. разъяснил, что более тяжкие, чем хулиганство, преступления (например, убийство, умышленное причинение тяжких телесных повреждений и др.), совершенные из хулиганских побуждений, следует квалифицировать только по соответствующим статьям уголовных кодексов союзных республик, предусматривающим ответственность за эти более тяжкие преступления, если законодательством союзной республики специально предусмотрена ответственность за совершение их из хулиганских побуждений58. Поскольку же в ст. 89, 101 и 145 УК УССР не предусмотрена ответственность за совершение указанных преступлений из хулиганских побуждений, действия виновных в этом лиц должны квалифицироваться по совокупности.
Аналогичным образом должны решаться и вопросы квалификации разбойного нападения, соединенного с убийством. Хотя разбой является тем преступлением, которое всегда предполагает насилие над личностью, однако не все последствия такого насилия охватываются его составом. Непосредственно из диспозиции ст. 86 и 142 УК УССР вытекает, что наиболее тяжким ущербом, который охватывается составом разбоя, являются тяжкие телесные повреждения. Следовательно, разбой, сопряженный с умышленным убийством, должен квалифицироваться по совокупности преступлений: по ст. 86 и п. «а» ст. 93 УК УССР или по ст. 142 и п. «а» ст. 93 УК УССР. В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27 июня 1975 г. указано, что умышленное убийство, совершенное при разбойном нападении с целью завладения государственным, общественным или личным имуществом, необходимо квалифицировать помимо п. «а» ст. 93 УК УССР еще и как разбой (ст. 86, 142, 223, 2292 УК УССР)59.
Таким же образом, т.е. по совокупности преступлений, должны квалифицироваться деяния, при совершении которых причиняется равный по тяжести вред как основному, так и дополнительному его объекту.
Примером этому может служить превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось
насилием (ч. 2 ст. 166 УК УССР) и было сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжких телесных повреждений (ч. 1 ст. 101 УК УССР). В санкциях указанных статей предусмотрено одинаковое наказание за эти преступления — лишения свободы на срок от двух до восьми лет. Поэтому можно заключить, что по степени общественной опасности эти преступления совпадают и нет оснований при их квалификации отдавать предпочтение тому или иному уголовному закону. Только квалификация таких действий по совокупности ч. 2 ст. 166 и ч. 1 – 3 ст. 101 УК УССР отражает в полном объеме вред, причиненный охраняемым уголовным законом социалистическим общественным отношениям, характер и тяжесть содеянного60.
Определенные трудности возникают и при квалификации изнасилования, сопряженного с причинением потерпевшей тяжких телесных повреждений. В значительной мере они обусловлены тем, что в ч. 4 ст. 117 УК УССР установлена ответственность за изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия. К особо тяжким последствиям относят, в частности, причинение при изнасиловании или покушении на него тяжких телесных повреждений, повлекших за собой потерю зрения, слуха, прерывание беременности, потерю способности к деторождению, неизгладимое обезображение лица. Следовательно, особо тяжкими последствиями признаются лишь те, которые причинили реальный вред61.
В таких случаях ущерб всегда причиняется не только основному непосредственному объекту (половой свободе женщины), но и дополнительному объекту этого преступления (здоровью человека). Вред, причиняемый здесь дополнительному объекту, учтен законодателем при конструировании как диспозиции, так и санкции уголовного закона, поэтому он охватывается составом квалифицированного изнасилования и дополнительной квалификации по ст. 101 УК УССР не требует.
По аналогичному пути идет и судебная практика. Так, в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 г. «О судебной практике по делам об изнасиловании» отмечается, что если при изнасиловании причинены телесные повреждения, повлекшие последствия, указанные в ст. 108 УК РСФСР (ст. 101 УК УССР), содеянное подлежит квалификации только по ч. 4 ст. 117 УК РСФСР (ч. 4 ст. 117 УК УССР)62. В определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда УССР по делу О. говорится, что при-
чинение тяжких телесных повреждений при изнасиловании полностью охватывается диспозицией ч. 4 ст. 117 УК УССР и дополнительной квалификации не требует63.
Однако в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 г. оставлен без ответа вопрос, как квалифицировать изнасилование, сопряженное с причинением потерпевшей тяжких телесных повреждений по признаку их опасности для жизни в момент причинения. Конечно, такие телесные повреждения не могут рассматриваться как особо тяжкие последствия и служить основанием для квалификации совершенного изнасилования по ч. 4 ст. 117 УК УССР. Например, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР по делу К. отмечалось, что причиненные потерпевшей повреждения были лишь опасными для жизни в момент их причинения (сдавливание руками горла, сопровождавшееся кратковременной потерей сознания), о