Источники и система УК 1810 и 1992 гг. Их общая характеристика

При рассмотрении первого вопроса студенту необходимо выявить влияние на Кодекс 1810г. революционного законодательства и, главное, предшествующего Уголовного кодекса 1791 г., созданного на основе взглядов просветительско-гуманистической школы уголовного права и процесса, яркими представителями которой были Ш. Монтескье, итальянский юрист и гуманист Ч. Беккариа и др.

Кодекс 1791 г. впервые в истории французского уголовного права воплотил в своих нормах основополагающий принцип «нет наказания без закона» (nulla poena ine lege), который определял через наказание саму кон­струкцию преступного деяния. Данный принцип стал также основой внутренней структуры Кодекса, состоя­вшего из двух частей: I часть «О наказании» и II часть «О наказании и преступлении».

Кодекс 1791 г. отразил ряд радикальных изменений в нормах старого права: отказ от телесных наказаний и религиозных преступлений; первые попытки смягчения наказаний на основе требования соответствия наказа­ния тяжести преступления; четкость деления преступ­лений против публичных интересов и против частных лиц. Эти изменения стали реакцией на резкую критику старых уголовных законов, которые, по словам соста­вителя Кодекса Лепелетье, «на каждом шагу оскорбля­ли нравственность и человечность», ибо «невинные действия и ошибки возводились в великие злодеяния, назначались наказания лишь при подозрении, как и при совершении преступления, а сами бессмысленные и жестокие наказания не соответствовали тяжести преступ­лений».

Однако Кодекс 1791 г. просуществовал недолго. Ка­рательная политика якобинской диктатуры фактически перечеркнула все его гуманистические, либеральные на­чала.

Новый кодекс 1810г. стал прямым следствием поли­тической стабилизации Франции в период правления Наполеона Бонапарта. Именно в нем получила выраже­ние стратегия и законченная уголовно-правовая про­грамма нового времени (классической школы уголовно­го права).

При освещении системы Кодекса 1810г. следует обра­тить внимание на то, что в нем в отличие от действующих современных кодексов не выделены общая и особенная части. Кодекс состоит из четырех книг, при этом первые две посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности, т. е. основным понятиям и принципам, которые как бы составляют общую часть.

Ответ на вопрос об источниках и структуре Кодекса 1992г. необходимо увязать с его главной концептуаль­ной идеей — защитой прав человека, его жизни, здоро­вья, безопасности окружающей природной среды, безо­пасности труда и пр.

Новый Кодекс был призван, таким образом, посред­ством отнесения определенных деяний к наказуемым преступлениям защитить права и свободы личности, провозглашенные еще в Декларации прав человека и гражданина 1789г. и получившие впоследствии закреп­ление во многих международных документах. ^ Широкий перечень этих прав, содержащийся в между­народных актах, в частности в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (право на жизнь, свободу от пыток, жестокости, бесчеловечного или уни­жающего достоинство человека обращения или нака­зания, на личную неприкосновенность, свободу передвижения, на справедливый беспристрастный суд, на применение только тех наказаний, которые были предусмотрены

действующим законодательством или международным пра­вом, на свободу мысли, совести и религии, равенство пе­ред законом, равную защиту закона и пр.), определил содержание соответствующих статей Кодекса 1992 г.

Международные документы, ратифицированные (Францией и возлагающие на нее определенные международные обязательства, относятся, наряду с Конституцией и органическими законами республики к главным источникам Кодекса.

В соответствии с вышеуказанной концепцией формировалась и структура Кодекса. Он состоит из пяти книг. КнигаI посвящена общим положениям. Здесь прежде всего (в гл. I) четко изложена основная позиция УК 1992 г. относительно строгого следования принципу законности: «никто не может быть наказан за совершение деяний, не предусмотренных законом или постановле­нием, подвергнут наказанию, не предусмотренному за­коном или постановлением, наказание должно соответ­ствовать тяжести преступления» и пр.

Книга II посвящена уже не общим вопросам, как в старом кодексе, а преступлениям и проступкам против человека. В полном соответствии с нормами междуна­родного права в этой книге на первом месте стоит такое преступление как геноцид (ст. 211 (1), затем следуют нормы о посягательствах на жизнь человека, на физи­ческую или психическую неприкосновенность личности (ст. 221 (1—4), о сексуальных агрессиях, изнасиловании, о создании ситуаций, опасных для других лиц, и пр.). Книга III посвящена преступлениям против собствен­ности, а книга IV, последняя, — преступлениям и про­ступкам против нации, государства, общественного по­рядка, караемым наказаниями от пожизненного заклю­чения до штрафа в том или ином размере. Штраф широко применяется в Кодексе в качестве дополнитель­ного наказания к лишению свободы (вплоть до пожиз­ненного) за такие преступления, как измена и шпио­наж (ст. 411 (1—3), саботаж (ст. 411 (9), или в качестве основного наказания, например, юридических лиц, за причинение ущерба окружающей среде.



Наши рекомендации