Государственный строй Японии по Конституции 1889 г. и Конституции 1947 г. (сравнительный анализ)
Конституция 1889г., принятая по образцу Прусской конституции 1850г., стала продолжением предшествовавших ей социально-экономических и политических реформ, проведенных вслед за событиями 1868 г. и в ответ на широкое либерально-демократическое движение в стране — «Движение за свободу и народные права». Она закрепила некую переходную форму правления от абсолютистской к дуалистической монархии.
Утверждение Конституции 1947 г. в принципиально иных условиях ознаменовало крах профашистского полуабсолютистского режима в Японии и привело к установлению особой формы японской парламентской монархии, с всемерным ограничением власти японского императора, сохранившего главным образом обязанности формального характера.
При рассмотрении формы правления студенту необходимо обратить особое внимание на ст. 1 Конституции 1947 г., в которой император Японии объявлялся лишь «символом единства государства и единства народа». Такая формула монархии не встречается ни в одной из современных конституций, что дает основание некоторым японским правоведам говорить о фактическом утверждении в Японии республиканского, а не монархического строя.
Собственную точку зрения на эту проблему студент может обосновать путем анализа соответствующих конституционных положений гл. I Конституции, сравнив, например, правовое положение японского императора и английской королевы. Причем следует учитывать, что «вестминстерская модель» английской конституционной монархии оказала непосредственное влияние на японскую Конституцию 1947 г., так же как и Американская конституция 1787г. В связи с этим возникает вопрос, который студенту необходимо решить самостоятельно: в каких положениях Конституции Японии 1947 г. это влияние проявилось особенно заметно?
При сравнении государственного строя, который закреплялся в Конституции 1889 г, и в Конституции 1947 г., следует иметь в виду, что основой первого акта стала концепция добровольного самоограничения императором своих «священных» абсолютных полномочий путем:
а) предоставления японцам ограниченного перечня формальных демократических прав и свобод, не обеспеченного гарантиями их осуществления;
б) закрепления законодательных полномочий за создаваемым на основе Конституции двухпалатным законодательным органом, с традиционной для октроированных хартий верхней палатой господ и нижней палатой, избираемой на основе цензового избирательного права;
в) предоставления крайне ограниченных полномочий правительству как совещательному органу.
Идеи этой концепции нашли отражение не только в структуре и функциях высших органов власти по Конституции Японии 1889г., но и в структуре самой Конституции, которая открывается статьями о положении и полномочиях японского «священного и неприкосновенного» императора как главы государства, обладающего «верховной властью, осуществляющего ее в соответствии с постановлениями настоящей Конституции» (ст. 4).
В этих последних словах заключен главный смысл политических изменений, которые произошли в стране во второй половине XIX в. С признанием значения Конституции в осуществлении полномочий японского императора, с провозглашением формальных прав и свобод японцев, было связано начало развития конституционализма в традиционной, по сути еще феодальной стране. Этот шаг в сторону утверждения новой формы государства, несмотря на все антидемократические изъяны Конституции 1889г., имел для Японии того времени бесспорно прогрессивное значение.
На основе анализа соответствующих статей Конституции 1889 г. студенту надлежит изучить систему органов государственной власти, их полномочия, прежде всего полномочия японского императора (гл. I), принципы создания двухпалатного японского парламента и правительства, основы их деятельности и взаимоотношений, обратив особое внимание на полное отсутствие контроля представительного органа над правительством и политическое бессилие последнего перед такими полуфеодальными учреждениями, как Тайный совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, перед всесильным положением японской военщины (гл. I, III, IV).
Конституция 1947г., принятая на основе решений Потсдамской конференции 1945г., создавалась с учетом новых принципов народного суверенитета, разделения властей (с модифицированным механизмом «сдержек и противовесов»), требований полной ликвидации антидемократических, милитаристских учреждений, ответственных за развязывание Второй мировой войны (Тайного совета, Министерства императорского двора и др.), на признании парламентской монархии как формы правления послевоенной Японии.
При рассмотрении государственного строя Японии по Конституции 1947 г. следует проанализировать полномочия подконтрольного правительству японского императора, сохранившего лишь ограниченные процессуальные функции, структуру, принципы формирования и деятельности каждой из двух избираемых на основе всеобщего избирательного права палат парламента — Палаты представителей и Палаты советников, выявив основы их взаимоотношений, роль каждой из палат в принятии законов, возможности их досрочного роспуска и т. д.
Особого внимания заслуживает вопрос о механизме формирования и полномочиях Кабинета министров — главного звена государственной машины Японии, обладающего значительной политической властью, и, прежде всего его премьер-министра.
При анализе судебной власти по Конституции необходимо отметить закрепление за японским судом права конституционного надзора, заимствованного из американской конституционной практики.