Суд и процесс в государстве франков
У франков существовали как сотенный суд, так и королевский суд, упоминание о котором содержится уже в семи первых титулах. На важную роль суда в жизни франкского общества указывают многочисленные статьи Салической правды, предусматривающие штрафы за неявку ответчика, свидетеля в суд без уважительных причин. Преследовались также лжесвидетельство и отказ от дачи свидетельских показаний.
Характер суда у франков раскрывают титулы XVIII, XLVI, LVII и др., об отдельных чертах судебного процесса свидетельствуют титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др. Необходимо обратить внимание на состязательно-обвинительный характер судебного процесса у франков.
Об архаических чертах франкского процесса свидетельствует институты соприсяжничества (привлечение на стороне обвиняемого соседей, родственников и иных авторитетных лиц, которые должны были засвидетельствовать свойственные ему качества добродетели, честности, — § 5 титула XVII), компургации (совместное произнесение обвиняемым и соприсяжниками очистительной клятвы, полностью освобождающей от обвинения).
В Салической правде упоминаются и другие способы доказательства невиновности того или иного лица, в том числе ордалии (например, испытания котелком и др.), клятвы и пр. Титул LIII фиксирует процедуру выкупа руки от испытания посредством котелка с кипящей водой. Правом уклонения от очищения «сакральной силой воды» (титул LVI) могли воспользоваться только имущие представители франкского общества.
Примеров архаического характера расследования и связанного с ним судоговорения является обычай обращения к божеству в целях выявления преступника посредством жребия. Подобный реликт судопроизводства франков представлен в позднейших добавлениях к Салической правде. В Капитулярии IV (Декрете Хильдебер-та, § 6—7) подозреваемый в воровстве раб, вытягивающий «дурной жребий» (sors mala), подтверждал подозрения и подлежал наказанию в 300 ударов плетью, а при наличии прямых улик раб наказывался всего 120 ударами. Данное положение связано с древним поверьем, что вор и грабитель— наиболее желанная жертва для богов и «дурной жребий» говорил о желании самогобожества покарать преступника.
При анализе особенностей франкского судебного, процесса студенту следует обратить внимание на правовое неравенство различных групп древнегерманского общества перед судом.
Тема 7
Кутюмы Бовези. Великий мартовский ордонанс 1357 г.
(4 часа)
План семинарского занятия
1. Источники права средневековой Франции. Общая характеристика Кутюмов Бовези.
2. Правовое регулирование имущественных отношений. Понятие сейзины по Кутюмам Бовези.
3. Преступления и наказания по Кутюмам Бовези.
4. Суд и судебный процесс. Принципы королевской юстиции.
5. История создания и общая характеристика Великого мартовского ордонанса 1357 г.
6. Требования об ограничении произвольной власти короля и о полномочиях сословно-представительного органа.
Цель семинарского занятия
Данное занятие посвящено изучению двух важных правовых документов средневековой Франции: Кутюмов Бовези (около 1283 г.) и Великого мартовского ордонанса 1357г.
Кутюмы Бовези — один из наиболее известных сборников обычного права средневековой Франции. Составленный около 1283 г. королевским бальи Филиппом де Бомануаром, этот документ отразил не только особенности развития институтов гражданского, уголовного, процессуального права средневековой Франции, но и важные социально-политические преобразования во французском обществе и государстве. XIII век был ознаменован началом централизации государства благодаря деятельности французских королей Филиппа II Августа и Людовика IX. Процесс централизации сопровождался усилением полномочий короля, который из верховного сеньора постепенно превращался в носителя высшей публичной власти (высшего суверена) и главного гаранта права и правосудия во Франции. Этому во многом способствовало становление централизованной королевской юстиции, представленной на местах судами прево и бальи и созданным в 1260 г. Парижским парламентом в качестве высшего апелляционного суда страны. Кутюмы Бовези отразили конкуренцию королевской и сеньориальной юстиции, расширение категории «королевских дел».
Цель занятия состоит в том, чтобы на основе изучение Кутюмов Бовези выявить особенности правовой системы и правовой мысли средневековой Франции, рассмотреть наиболее характерные принципы и институты французского средневекового права.
Великий мартовский ордонанс 1357 г. — один из наиболее значимых конституционно-правовых документов средневековой Франции. Принятый в ходе Столетней войны, он отразил стремление сословий, и прежде всего «третьего сословия», ограничить произвольную власть короля для реализации идеи «общего блага» и «государственного интереса». В документе закрепляется целый ряд принципиально важных положений, касающихся сбора и расходования средств из государственной казны, деятельности королевских должностных лиц и др., которые свидетельствуют о высоком уровне развития правовой и политической мысли во Франции XIV в.
В отличие от английского парламента, который обладал реальными законодательными и финансовыми полномочиями, Генеральные штаты с самого начала представляли собой слабый политический орган, во многом зависящий от воли короля. Значение Великого мартовского ордонанса состоит в том} что в нем впервые последовательно определяется компетенция сословно-представительного органа во Франции, закрепляются принципы его деятельности, что способствовало бы превращению Генеральных штатов в самостоятельный постоянно действующий орган.
Великий мартовский ордонанс 1357 г. был временным документом, в силу целого ряда причин он так и не вступил в силу, однако закрепленные в нем требования не теряли своей актуальности на протяжении нескольких столетий. С новой силой они прозвучали уже в ходе Французской революции XVIII в.
1. Источники права средневековой Франции. Общая характеристика Кутюмов Бовези
Ответ на этот вопрос следует начать с рассмотрения исторической обстановки. В начале XIII в. при Филиппе II Августе (1180—1223 гг.) по сути закладывались основы будущего политического и правового единства Франции. Благодаря брачным союзам и успешным завоеваниям в состав королевских владений вошли такие крупные территории, как Нормандия, части Пуату и Лангедока и др. В результате проведенной королем административной реформы все королевские владения были разделены на равные административные округа— бальяжи (на севере) и сенешалъства (на юге), во главе которых стояли королевские чиновники — бальи и сенешали с военными, судебными и финансовыми полномочиями.
Эти преобразования были продолжены внуком Филиппа Августа — Людовиком IX (1226—1270 гг.), осуществившим военную, административную, финансовую и судебную реформы. Студенту необходимо рассмотреть каждую из них.
Особое значение для развития права средневековой Франции имела судебная реформа Людовика IX, в ходе которой впервые в истории страны была создана высшая апелляционная судебная инстанция в лице Парижского парламента.
С его созданием начинается процесс постепенной унификации права Франции. Этот процесс был длительным и сложным благодаря тому, что в каждом французском государстве существовала своя правовая система, действовали местные законы и правовые обычаи (кутюма или кутюмы). Яркой чертой развития права средневековой Франции стало существование двух традиций кутюмного права, действовавших на Севере и Юге страны. Основными источниками права на Севере Франции являлись обычаи германского происхождения, в отдельных областях продолжали действовать нормы Салической правды. Юг Франции (Лангедок, Прованс, Дофине, Лион и др.) называли «страной писаного права», так как местные обычаи здесь в значительной мере базировались на нормах вульгаризированного римского права.
На фоне пестрой палитры местных правовых обычаев выделялись относительно единообразные правовые системы канонического, городского и торгового права. Студент должен дать краткую характеристику каждой из этих систем, определив специфику их действия во Франции и рассмотрев их основные источники.
В XII—XIII вв. во Франции все большее распространение получают принципы и нормы реципированного римского права. Знатоками римского права были легисты — выпускники университетов (в XII в. во Франции был основан университет Монпелье, в XIII в. — Орлеана). Как отмечают исследователи, число легистов как в местном, так и в центральном государственном аппарате, и прежде всего в Парижском парламенте, в конце XIII в, было весьма велико.
Положения реципированного римского права часто использовались в качестве своеобразного эталона при унификации местных правовых обычаев, выработке принципов их классификации.
С усилением королевской власти во Франции возрастает значение указов (ордонансов) короля как источника права. Далеко не последняя роль в королевском право-творчестве принадлежала Парижскому парламенту, который стал «институтом, представлявшим суверенитет короля в действии» (Н. А. Хачатурян). Заседавшие в нем легисты использовали римское право для разработки новой идеологии централизованного государства. Ими, в частности, был сформулирован принцип: чего хочет король — того хочет закон.
Отношения между местными обычаями и королевскими ордонансами складывались довольно сложно. Часто король прямо вторгался в сферу действия норм обычного права, внося в них изменения и дополнения, что также способствовало их унификации. Так возникли знаменитые «40 дней короля» (§ 1510, 1702 Кутюмов Бовези), королевские установления «о вдовьей доле» (§ 445, 692). Отныне бароны могли устанавливать кутюмы на вечный срок только с разрешения короля (§ 731). Будучи ранее ограничен обычаем, король теперь сам создавал нормы права. В ходе начатой при Людовике IX и продолженной его наследниками записи правовых обычаев были созданы сборники обычного права как на провинциальном, так и на общегосударственном уровне: Большой кутюм Нормандии, Кутюмы Тулузы, Большой кутюм Франции. К XV в. насчитывалось около 60 общегосударственных и около 200 местных сборников обычного права.
Около 1283 г. на северо-востоке Франции королевским бальи Филиппом Бомануаром были составлены знаменитые Кутюмы Бовези. За глубокие знания, в том числе в области римского и канонического права, и активную политическую позицию Филипп Бомануар был назван впоследствии «светочем своего времени» (Ш. Монтескье). Как отмечает автор в предисловии к своему трактату, он попытался собрать в нем не только «обычаи бовезийцев», но и, что очень важно, «правовые нормы, общие для кутюмов всей Франции».
Общая характеристика документа предполагает изучение его структуры, выявление уровня его юридической техники. Студенту следует определить круг регулируемых им отношений.
Необходимо, прежде всего, отметить, что в Кутюмах Бовези закрепляется целый ряд важных политико-правовых идей. Филипп Бомануар являлся сторонником сильной королевской власти. Об этом свидетельствует неоднократно проводимая в документе мысль о верховном суверенитете короля. Наиболее ярко она проведена в § 1043 гл. 34 «О суверене», а также в § 1512. Примечательно, что для обоснования этой идеи автор сборника использует договорную теорию происхождения государства. Ее содержание раскрывается в § 1214—1215, 1453. Являясь верховным сувереном и носителем идеи права в обществе, король активно вмешивается в сферу действия местных правовых обычаев и установлений. Об этом свидетельствует содержание § 958—959, а также положений, указанных выше.
В то же время конкретная политическая ситуация во Франции в конце XIII в. не позволяет автору Кутюмов забывать о том, что власть отдельных сеньоров остается достаточно сильной. Это нашло свое отражение в § 322, 731, 1043, 1165 и др.
Для Франции, как и для других европейских государств, в этот период чрезвычайно важной была проблема взаимоотношений между светской властью и властью католической церкви, римских пап, стремившихся к созданию всемирной теократической державы. В Кутюмах Бовези эта проблема раскрывается через призму сложившейся в средневековой Европе в конце XII — начале XIII в. теории «двух мечей», главным аспектом которой стало разграничение светской и церковной юрисдикции. При рассмотрении этой важной политико-правовой теории студенту необходимо проанализировать § 311, 1465, 1474-1475 сборника.
XIII век во Франции был ознаменован началом процесса постепенного отмирания серважа и перехода к иным видам экономической зависимости крестьян. Этому вопросу в Кутюмах Бовези уделено значительное место. В § 1452, 1453, 1457 не только рассматриваются различные формы крепостной зависимости, но и приводится теория происхождения серважа во Франции, при этом Филипп Бомануар не скрывает своего явно негативного отношения к данному институту.
2. Правовое регулирование имущественных отношений. Понятие сейзины по Кутюмам Бовези
«Феодальное право несравненно более сложное и труднее поддается пониманию, чем право буржуазное с его упрощенной логикой вездесущего денежного эквивалента» (С. Д. Сказкин). Для эпохи феодализма неприменимы трактовки современного права, особенно если речь идет об отношениях собственности на землю.
Ярким примером этому служит один из наиболее важных и специфических институтов вещного права средневековой Франции — сейзина (saisine). Сейзина представляет собой особое вещное право, регулирующее отношения между сеньором и вассалом. Главная особенность института сейзины состоит в том, что в ней как бы стираются грани между правом собственности и владением. С правом собственности сейзину сближает наличие широкого спектра владельческих прав и способов исковой защиты. Владелец сейзины мог владеть ею, получать от нее плоды и распоряжаться ею (последнее — с некоторыми оговорками). Он пользовался исковой защитой не только против всех третьих лиц, нарушающих его право, но в отдельных случаях даже против своего сеньора — верховного собственника земли. Правда, комплекс полномочий владельца сейзины, основанных на феодальных правах, часто варьировался в пределах одной и той же сеньории (о чем свидетельствует содержание § 963). В то же время владелец сейзины нес службу в пользу своего сеньора (будь то вассальная служба или различные повинности и платежи). В этом состоит условный характер сейзины как собственности в рамках сеньории.
Отношения между сеньором и вассалом по поводу сейзины нашли свое теоретическое обоснование в ходе рецепции римского права, хотя само римское право не знало подобного института. На основе изучения и обработки текстов римских юристов постглоссаторами была создана специфическая конструкция так называемой расщепленной собственности. По мнению постглоссаторов, один и тот же участок земли мог находиться одновременно в собственности двух лиц — сеньора и его вассала. Если первому принадлежало право «прямой собственности» (dominium directum), то второй обладал правом «собственности полезной» (dominium utile). Таким образом, используя терминологию римского права, постглоссаторы создали особую юридическую конструкцию вещного права, которая могла обслуживать господствующие в обществе в то время вассально-ленные отношения.
Отношения, связанные с сейзиной, возникали, как правило, в результате инвеституры, когда сеньор торжественно вводил своего вассала во владение феодом или в результате давностного владения землей в течение одного года и одного дня (см. § 685).
В Кутюмах Бовези рассматриваются различные случаи нарушения владения сейзиной. При этом отмечается, что подобные споры могли разрешаться как в судебном порядке, так и просто с применением силы. Здесь ярко проявляется влияние на содержание Кутюмов Бовези норм рецепированного римского права. Студенту необходимо проанализировать содержание § 955—960, 984 и другие параграфы гл. 32 «О захвате сейзины, о силе и т. д.» и на основе анализа назвать основные виды нарушений владения сейзиной и способы его защиты.
Вопрос о сейзине является наиболее важным при рассмотрении правового регулирования имущественных отношений в Кутюмах Бовези. В то же время нельзя забывать о том, что здесь рассматриваются и некоторые виды договоров, содержащиеся главным образом в § 968—970, которые студенту также необходимо изучить.