История создания Эклоги, ее общая характеристика
Ответ на первый вопрос следует начать с рассмотрения исторической обстановки, в которой была принята Эклога, а также мотивов, которыми руководствовался законодатель при ее, создании. Для этого преждевсего необходимо подробно проанализировать обширный Пролог, открывающий документ и представляющий собой своеобразную программу широкомасштабной правовой реформы, итогом которой и стало принятие Эклоги.
VIII—IX вв. были ознаменованы правлением в Византии императоров исаврийской династии — сторонников сильной, деспотической центральной власти и единой государственной идеологии. Это привело к жестокому подавлению различных еретических движений и ослаблению позиций монастырей.
Не менее важными для создания Эклоги были причины правового характера. Положения Кодекса, Институций, Дигест и Новелл Юстинианатребовали серьезной переработки, сокращения и упрощения, приспособления их к изменившейся социально-политической обстановке. Невозможность использования систематизации Юстиниана в первоначальном виде объяснялась и тем, что она была составлена на латыни, в то время как официальным языком в Византии уже в VII—VIII вв. становится греческий язык.
Одним из факторов, приведших к принятию Эклоги, стала необходимость совершенствования правосудия Византии, создание безвозмездного суда, чтобы тем самым несколько уменьшить взяточничество судебных; чиновников (квестора, антиграфевсов и др.).
Наконец, по мысли законодателя, в Эклоге последовательно должен был быть проведен в жизнь принцип; равенства всех перед судом, независимо от имущественного состояния, в духе христианского человеколюбия и справедливости. В то же время изучение конкретных статей Эклоги позволяет сделать вывод о том, что законодателю это удалось сделать лишь отчасти.
После выявления причин, приведших к принятию Эклоги, необходимо перейти к технико-юридическому анализу документа: показать особенности его структуры, обозначить круг регулируемых в нем отношений и др.
Завершая ответ на первый вопрос, следует сказать несколько слов о судьбе Эклоги, о ее влиянии на развитие как собственно византийского права, так и права других государств. Как известно, Эклога имела важные приложения в виде Земледельческого, Военного, Морского и Моисеева законов. Необходимо дать краткую характеристику каждого из них. Особенно интересен Земледельческий устав, регулирующий отношения внутри крестьянской общины.
2. Правовое положение физических лиц. Институты брачно-семейного права
При рассмотрении правового статуса отдельных физических лиц необходимо отметить (на основе ряда положений Эклоги) его качественные изменения по сравнению с правом Древнего Рима. С одной стороны, под влиянием христианства существенно изменился институт рабовладения, произошла его «гуманизация». Так, в VIII титуле Эклоги содержится перечень способов освобождения рабов на волю, который значительно шире, чем в Дигестах Юстиниана; при назначении наказания за преступление, согласно титулу XVII, степень ответственности, как правило, не зависела от социального статуса преступника и потерпевшего; и пр.
С другой стороны, характерна большая дифференциация внутри свободного населения, о чем свидетельствует содержание XIV титула «О свидетелях».
Значительное число статей Эклоги посвящено вопросам брачно-семейного права. И это не случайно. Христианство, ставшее государственной религией с 337 г., принесло с собой качественно новое понимание брака как союза нерасторжимого и освященного Богом.
Несмотря на то, что постановления Церковных соборов, касающиеся брачно-семейных отношений, обрели силу закона уже в Новеллах Юстиниана, именно в Эклоге христианский брак впервые получает подробную правовую регламентацию.
Нормы брачно-семейного права открывают документ, они содержатся в I—III титулах Эклоги.
Нововведением Эклоги стало закрепление в ней института обручения, представляющего собой формальный двусторонний договор между семьями жениха и невесты. Этому институту специально посвящен I титул. Студенту следует рассмотреть условия действительности, порядок заключения данного договора и, главное, правовые последствия его расторжения.
Эклога закрепляет различные способы заключения брака. Как правило, брак заключался в письменной форме при свидетелях, о чем свидетельствуют ст. 1, 4 титула II. Несмотря на то, что Эклога запрещает различные формы половой распущенности (титул XVII, ст. 19—23), она предусматривает возможность возникновения правовых последствий и при фактическом браке. В этом состоит существенное отличие брачно-семейное права по Эклоге от более позднего византийского права, допускающего брак лишь с благословения Церкви. (Правда, и в самой Эклоге подобный фактический брак, очень похожий на конкубинат по римскому праву, рассматривается скорее как исключение из правил, нежели как норма, на что прямо указывает содержание ст. 9 титула II.)
Студент должен перечислить основные условия действительности брака: достижение брачного возраста, отсутствие кровного родства и др., сравнив при этом положения титула II Эклоги с соответствующими предписаниями римского права.
Эклога рассматривает брак отчасти и как договор, поэтому здесь подробно регламентируются имущественные отношения между супругами. При этом главное внимание Законодателя уделяется институтам приданого и предбрачного дара (титул II, ст. 4—8, 11). (Ученые полагают, что в этом также проявилось влияние права восточных провинций государства.)
Особенностью брачно-семейного права в Эклоге является резкое ограничение оснований к разводу, хотя в целом она допускает развод — несмотря на то что, с точки зрения христианства, брак нерасторжим («кого Бог соединил, человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея, 19:6). Студенту надлежит не только перечислить все те случаи, при которых возможно расторжение брака как по инициативе мужа, так и по инициативе жены, содержащиеся в ст. 14—15 титула II Эклоги, но и сравнить их с соответствующими положениями римского права.