Тема 2. Особенности рассмотрения уголовных дел в апелляционном производстве
Предмет судебного разбирательства в апелляционном порядке. Сроки рассмотрения уголовного дела в суде апелляционной инстанции. Участие сторон в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции. Порядок рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции. Основания отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке. Несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре (решении), фактическим обстоятельствам уголовного дела. Существенные нарушения уголовно-процессуального закона. Неправильное применение уголовного закона и несправедливость приговора. Пределы прав суда апелляционной инстанции.
Тема 3. Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции: виды, обращение к исполнению
Отмена обвинительного приговора или иного решения суда первой инстанции с прекращением уголовного дела. Отмена обвинительного приговора или иных решений суда первой инстанции с передачей уголовного дела на новое судебное разбирательство либо с возвращением уголовного дела прокурору. Отмена приговора и иных решений суда первой инстанции с вынесением нового судебного решения. Отмена приговора или изменение иного судебного решения в сторону ухудшения положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено. Отмена оправдательного приговора, постановленного на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных заседателей. Изменение приговора и иного судебного решения. Особенности пересмотра приговоров по уголовным делам, рассмотренным с участием коллегии присяжных заседателей либо в порядке, предусмотренном главами 40 и 40.1 УПК РФ. Апелляционные приговор, определение и постановление. Описательно-мотивировочная часть оправдательного апелляционного приговора. Резолютивная часть оправдательного апелляционного приговора. Описательно-мотивировочная часть обвинительного апелляционного приговора. Резолютивная часть обвинительного апелляционного приговора. Постановление апелляционного приговора, вынесение апелляционных определения, постановления и обращение их к исполнению. Протокол судебного заседания. Обжалование решения суда апелляционной инстанции. Повторное рассмотрение уголовного дела судом апелляционной инстанции. Обращение к исполнению вступившего в законную силу приговора (решения) суда 1-ой инстанции (апелляционной инстанции).
Тема 4. Особенности рассмотрения уголовных дел в кассационном производстве
Предмет судебного разбирательства в кассационном порядке. Поворот к худшему при пересмотре приговора, определения, постановления суда в кассационной инстанции. Действия суда кассационной инстанции при поступлении кассационных жалобы, представления. Рассмотрение кассационных жалобы, представления. Сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления. Постановление судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Постановление судьи о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Сроки и порядок рассмотрения уголовного дела по кассационным жалобе, представлению в судебном заседании суда кассационной инстанции. Решение суда кассационной инстанции. Основания отмены или изменения судебного решения при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке. Пределы прав суда кассационной инстанции. Недопустимость внесения повторных или новых кассационных жалобы, представления.
4.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
используемые образовательные технологии (тематический план)
Тематический план дисциплины
Очная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практи-ческие занятия | ||||
Апелляционное обжалование решений суда первой инстанции. Назначение уголовных дел (материалов) к апелляционному рассмотрению | Традиционный семинар | ||||
Особенности рассмотрения уголовных дел в апелляционном производстве | 4* | Лекция. Семинар-дискуссия в интерактивной форме | |||
Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции: виды, обращение к исполнению | Традиционный семинар | ||||
Особенности рассмотрения уголовных дел в кассационном производстве | 4* | Семинар в интерактивной форме. Групповая дискуссия | |||
ВСЕГО | |||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | % | 4 часа, 40 % |
Заочная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практи-ческие занятия | ||||
Апелляционное обжалование решений суда первой инстанции. Назначение уголовных дел (материалов) к апелляционному рассмотрению | Традиционный семинар | ||||
Особенности рассмотрения уголовных дел в апелляционном производстве | 2* | Лекция. Семинар-дискуссия в интерактивной форме | |||
Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции: виды, обращение к исполнению | Традиционный семинар | ||||
Особенности рассмотрения уголовных дел в кассационном производстве | 2* | Традиционная лекция. Семинар в интерактивной форме. Групповая дискуссия | |||
ВСЕГО | |||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | % | 4 часа, 40% |
При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.
1. Технологии традиционного обучения:
– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;
– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;
– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе;
– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы;
2. Интерактивные технологии обучения:
– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;
– кейс-метод – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).
Самостоятельная работа
В процессе изучения дисциплины «Особенности рассмотрения уголовных дел в кассационном и апелляционном производствах» студенты выполняют также самостоятельную работу, внеаудиторные формы и технологии которой в соответствии с темами дисциплины и утвержденными нормами времени приведены в таблице 3.
Самостоятельная работа
Очная форма обучения
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Тема 1 | Поиск, отбор и систематизация информации по вопросам изучаемой темы; анализ и обобщение материалов с целью подготовки к дискуссии в ходе семинарского занятия | |
Тема 2 | Поиск, отбор и систематизация информации по вопросам изучаемой темы; анализ и обобщение материалов в целях подготовки к обсуждению и решению проблемных вопросов на семинарском занятии в малых группах | |
Тема 3 | Поиск, отбор и систематизация информации по вопросам изучаемой темы; анализ и обобщение материалов. | |
Тема 4 | Поиск, отбор и систематизация информации по вопросам изучаемой темы; анализ и обобщение материалов в целях подготовки к обсуждению и решению практических ситуаций на семинарском занятии | |
Итого: |
Заочная форма обучения
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Тема 1 | Поиск, отбор и систематизация информации по вопросам изучаемой темы; анализ и обобщение материалов с целью подготовки к дискуссии в ходе семинарского занятия | |
Тема 2 | Поиск, отбор и систематизация информации по вопросам изучаемой темы; анализ и обобщение материалов в целях подготовки к обсуждению и решению проблемных вопросов на семинарском занятии в малых группах | |
Тема 3 | Поиск, отбор и систематизация информации по вопросам изучаемой темы; анализ и обобщение материалов. | |
Тема 4 | Поиск, отбор и систематизация информации по вопросам изучаемой темы; анализ и обобщение материалов в целях подготовки к обсуждению и решению практических ситуаций на семинарском занятии | |
Итого: |