Занятие 8. Основы системы предупреждения (профилактики) преступности
1. Понятие и значение системы предупреждения преступности.
2. Классификация мер предупреждения преступности
3. Объекты предупреждения и профилактики преступлений и преступности
4. Субъекты профилактики и их классификация.
5. Индивидуальная профилактика преступности.
6. Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
7. Особенности региональной профилактики преступлений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Проведите соотношение между следующими понятиями «профилактика», «предупреждение», «пресечение» преступлений. Определите их сходство и различие.
2. Что понимается под борьбой с преступностью?
3. Можно ли говорить о войне с преступностью?
4. Почему для обозначения системы противодействия преступности используются так много понятий?
5. Назовите основные принципы, на основе которых должна строиться система социального воздействия на преступность?
6. Какие задачи должны решаться в ходе предупредительной деятельность?
7. Что является основанием применения мер предупреждения преступности?
8. Какие существуют ограничения при применении предупредительных мер?
9. Назовите основные критерии классификации мер предупреждения и профилактики?
10. Назовите виды мер предупреждения по механизму воздействия.
11. Назовите виды мер предупреждения по времени применения.
12. Что такое общесоциальное предупрждение? Специально-криминологическое?
13. Назовите уровни профилактики преступности.
14. Что такое ситуативное предупреждение преступности?
15. Что вы понимаете под индивидуальной профилактикой преступлений?
16. Какие виды предупредительных мер по территориальному масштабу Вы можете выделить?
17. Дайте классификацию субъектов профилактики преступлений.
18. В чем роль суда в профилактике преступности? Прокуратуры? МВД? ФСКН? ФСБ?
19. Какую роль играют органы федеральной власти в профилактике преступности? Органы местного самоуправления?
20. Роль институтов гражданского общества в профилактике преступности.
21. Назовите особенности профилактических мер в нашем регионе?
22. Что такое программа борьбы с преступностью?
23. Какие виды программ Вы можете назвать?
24. Какие элементы составляют программу борьбы с преступность?
25. Что такое криминологического прогнозирование? Какие виды и способы Вы можете назвать?
26. В чем особенности прогнозирования индивидуального преступного поведения? В чем его прикладное значение?
Практические задания(выполняются письменно в рабочих тетрадях)
1. Составьте программу предупреждения кражи и угонов автотранспорта (на примере одного из районов г. Ростова-на-Дону).
2. Используя таблицы прогнозирования индивидуального преступного поведения составьте соответствующий прогноз относительно любого литературного или кино-героя.
3. Проанализировав материалы следующего уголовного дела, укажите, какие меры и какими субъектами необходимо было предпринять с целью предупреждения данного преступления:
3.1. Н., 26 лет, безработный, проживающий в матерью и отцом, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в здании молочно-товарной фермы примерно в 3 часа ночи, в результате возникшей ссоры с К., в ходе распития спиртных напитков, на почве внезапно возникших неприязненных отношений, взял в правую руку кухонный нож и нанес им множественные удары К. в жизненно важные органы, которые причинили тяжкий опасный для жизни вред здоровью и повлекли смерть К.
Н. в возрасте 13-14 лет был осужден за кражу, в год совершении убийства он также был осужден за кражу условно. Н. около 3-4 лет назад стал употреблять спиртные напитки, затем тяга к спиртному усилилась, выпивать он стал чаще. В этот период времени Н. сходился с цыганкой, однако долго с ней не прожил, так как в состоянии алкогольного опьянения избивал ее. В день убийства он днем пас коров вместе со своим братом, вернулись вечером, около 19час.00мин., поужинали и выпили бутылку вина, объемом 0,5 литра. После чего около 23 час. 00 мин. вся семья ушла в дом, а Н. остался в летней кухне, где семья ужинала.
Н. знает К. на протяжении 4-х лет, иногда заходил к нему в гости на ферму. В ноыь убийства Н. пришел к К. на работу, принес ему еды, а так же спиртное - бутылка водки объемом 0,5 литра, которое он приобрел у подпольной торговки. Н. и К. стали распивать спиртное в комплексе фермы, отделе для загона скота, под лампой накаливания. В ходе распития спиртного у Н. с К. возникла ссора, в ходе которой они стали оскорблять друг друга, при чем Н. не смог пояснить причину ссоры.
Темы для рефератов:
1. Концепция социального контроля преступности.
2. Системы воздействия на преступность (зарубежный опыт)
3. Проблемы оценки эффективности мер воздействия на преступность.
4. Архитектурная концепция предупреждения преступности.