Тема 6(семинар 6). МЕХАНИЗМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Вопросы, подлежащие изучению:
1. Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения,их соотношение и взаимосвязь с детерминантами преступности.
2. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.
3. Неблагоприятные условия нравственного формирования личности в определенной социальной среде как основной фактор детерминации преступного поведения.
4. Преступление как результат взаимодействия личностных свойств индивида и внешней ситуации.
5. Понятие ситуации совершения преступлений. Криминогенные ситуации и их разновидности. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.
7. Задачи правоохранительных органов по устранению криминогенных ситуаций.
Литература
Основная:
Гилинский Я.И.Криминология.Питер.СПб.2002.Гл.4.
Криминология. Учебник./Под ред. А.И.Долговой/М.ИНФРА-М. М.2002.Гл.3.
Криминология. Учебник./под ред. В.Н.Бурлакова и Н.М.Кропачева/СПб.2002.Гл.5.
Ривман Д. В. Криминальная виктимология. Питер. СПб.2002.Гл.3.
Дополнительная:
Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973.
Варчук Т.В. Виктимность и виктимология // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. М., 1996.
ДубовикО.Л. Принятие решения в механизме преступного поведения. М., 1977.
Иншаков С.М.Криминология.М.2000.Гл.5.
Криминология. М., 1992. Гл. 4.
Криминология. СПб. 1992. Гл. 4.
Криминология: Учебник. М.: МГУ, 1994. Гл. 6. Криминология: Учебник. М.: Юристь, 1995. Гл. 4.
Криминология./под ред. Бурлакова В.Н., Сальникова В.П./СПб.1999.Гл.10.
Курс советской криминологии. М., 1985. Гл. 13, § 1. Гл.
14.
Ломброзо Ч. Преступление. М., 1994.
Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991.
Механизм преступного поведения. М., 1981.
Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе. 1972.
Методические указания
Раскрывая понятие и содержание детерминант и условий отдельного (единичного) преступления, следует прежде всего усвоить, что они проявляются в виде взаимодействия, с одной стороны, негативных нравственных свойств индивида, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий его нравственного формирования, а с другой - внешних обстоятельств, в том числе криминогенных, порождающих намерение или решимость совершить данное преступление, стимулирующих его совершение. При этом необходимо уяснить соответствие и взаимосвязь детерминант и условий индивидуального преступного поведения с общими детерминантами преступности.
Анализируя социально-психологический механизм совершения конкретного преступления, надо разобраться в его составных элементах и этапах их проявления, установить те элементы и этапы, с которыми более всего связан "криминогенный сбой" в поведении лица, в связи с чем оно приобретает преступный характер. Оценивая значение потребностей в механизме индивидуального преступного поведения, важно иметь в виду решающую криминогенную роль избранного лицом способа удовлетворения данной потребности, а также обстоятельства, определяющие этот выбор.
Неблагоприятные условия формирования личности в различных сферах и микрогруппах объясняют происхождение негативных нравственно-психологических свойств индивида, детерминировавших его преступное поведение, указывают конкретные направления и содержание необходимых профилактических усилий. При этом следует иметь в виду так называемое "криминологическое эхо", при котором последствия неблагоприятных условий нравственного формирования личности проявляются в совершенном лицом преступлении, порой со значительным сдвигом во времени.
Серьезное внимание надо уделить ситуации совершения преступления:
- понятию ситуации как необходимой составляющей генезиса большинства преступлений;
- объективному содержанию и субъективному восприятию ситуации виновным;
- обстоятельствам, обусловливающим искаженное се восприятие;
- роли потерпевшего в создании криминогенной ситуации и некоторым другим вопросам.
Поскольку проблема механизма индивидуального преступного поведения во многом связана с проблемой лиц, совершивших преступления, при работе над настоящей темой следует освежить в памяти основные положения темы '"Лица, совершившие преступления, как объект криминологического исследовани
Тема 7(семинар 7).
Организация и методика криминологических исследований.
Вопросы, подлежащие изучению:
1. Виды, направления и уровни изучения преступности и связанных с нею проблем
2. Криминологическая информация: понятие, источники, виды. Информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности.
3. Методы криминологических исследований.
4. Организации и этапы криминологических исследований.
Литература
Основная:
Гилинский Я.И.Криминология.Питер.2002.Гл.1. § 5.
Криминология. Учебник./Под ред. А.И.Долговой. М.ИНФРА-М. М.2002.Гл.2.
Криминология. Учебник./под ред. В.Н.Бурлакова и Н.М.Кропачева. СПб.2002.Гл.6.
Дополнительная:
Вицин СЕ. Моделирование в криминологии М. 1973.
Зеленский А.Ф. Методика криминологических исследований Киев. 1992.
Иншаков С.М.Криминология.М.2000.Гл.5,§4
Криминология. Учебник М.:МГУ.1994. Гл 3 §1
Криминология. СПб, 1992. Гл.12
Криминология./Под ред. В.Н.Бурлакова и В.П.Сальникова. СПб.1999.Гл.11.
ПанаеваВ.В. Конкретно-социологические исследования в праве.М.,1987.
Минин А.Я. Информатизация криминологических исследований (теория и методология). Екатеринбург, 1992.
Методические указания
В рамках данной темы необходимо прежде всего осознать, что изучение преступности является составной частью профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Один из важнейших вопросов настоящей темы - информационное обеспечение борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Необходимо усвоить понятие криминологической информации, знать ее назначение, виды и источники получения, требования, которым эта информация должна отвечать.
Успех в изучении преступности зависит от разнообразия и полноты используемых при этом методов, от знания их особенностей и умения правильно выбирать их с учетом характера объекта исследования. Наконец, надо четко представлять себе организацию прикладных криминологических исследований, основные этапы проведения и способы оформления их результатов.
Тема 8(семинар 8):КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Вопросы, подлежащие изучению:
1. Понятие криминологического прогноза и криминологического прогнозирования, их научно-практическое значение. Условия и особенности криминологического прогнозирования.
2. Виды и масштабы криминологического прогноза; субъекты криминологического прогнозирования.
3. Методы криминологического прогнозирования.
4. Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения.
5. Планирование в органах внутренних дел.
Литература
Основная:
Криминология. Учебник./Под ред. А.И.Долговой. М.ИНФРА-М. М.2002.Гл.3.
Криминология. Учебник./под ред. В.Н.Бурлакова и Н.М.Кропачева. СПб.2002.Гл.7.
Дополнительная:
Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования и изучения преступника и преступного поведения. М., 1974.
Криминология и профилактика преступлений: Учебник. М., 1989. Гл.9.
Криминология./Под ред. В.Н.Бурлакова и В.П.Сальникова. СПб.1999.Гл.12.
Вицин С.Е. Моделирование в криминологии. М., 1973.
Вицин С.Е. Методика краткосрочного прогнозирования оперативной обстановки в регионе. М., 1995.
Долгосрочный прогноз развития криминологической ситуации в РФ. М.: ВНИИ МВД РФ, 1996.
Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. Гл. 12.
Методические указания
Криминологическое прогнозирование следует рассматривать в связи с изучением преступности, иных криминологических проблем как особую форму научного познания, проявление одной из функций криминологической науки, заключающейся в оценке наиболее вероятного состояния объекта изучения в будущем (предсказательная функция). Оно является необходимой научной основой адекватного реагирования общества на изменения, происходящие в преступности, организации эффективного воздействия на нее. Понимание криминологического прогнозирования не будет полным, если не разобраться, во-первых, в условиях научного прогнозирования (наличие достоверной информации о преступности и связанных с ней социальных явлениях; объективность суждений и оценок; использование современных методов прогнозирования) и, во-вторых, - в его особенностях (вероятность прогноза, непрерывность и многовариантность прогнозирования). Рассматривая виды криминологических прогнозов, надо различать их по объекту прогнозирования, объему и срокам. Особое внимание следует обратить на методы прогнозирования преступности, поскольку в будущей практической деятельности студентам, возможно, придется использовать эти методы. Важно знать не только суть таких методов, как экстраполяция, экспертные оценки, моделирование, но и их преимущества и недостатки, предпочтительность того или иного метода при разработке различных видов криминологических прогнозов.
Прогнозирование индивидуального преступного поведения -вопрос, который в той или иной мере будет возникать перед каждым студентом в его будущей профессиональной деятельности. Изучая этот вопрос, следует прежде всего учесть, что для индивидуального прогноза характерны те же условия и особенности, что и для прогноза преступности. Необходимо иметь четкое представление об объектах индивидуального прогнозирования - категориях лиц, в отношении которых подобное прогнозирование возможно и необходимо, а также о характере сведений, являющихся информационной основой прогнозирования индивидуального преступного поведения.
Планирование борьбы с преступностью тоже относится к числу вопросов, с которыми многие слушатели непосредственно столкнутся в своей будущей работе. Поэтому необходимо знать существующие виды планирования правоохранительной деятельности, а также нормативно-правовое регулирование криминологического планирования в органах внутренних дел.