ТЕМА 5 (семинар 5). ЛИЦА, СОВЕРШИВШИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вопросы, подлежащие изучению:

1. Сущность и содержание понятия "лицо, совершившее пре­ступление", его соотношение с другими смежными понятиями.

2. Антисоциальная направленность и общественная опасность лиц, совершивших преступления.

3. Структура и основные черты криминологической характе­ристики лиц, совершивших преступления.

4. Соотношение и взаимодействие социального и биологиче­ского в структуре личности субъектов, совершивших преступления.

5. Классификация и типология лиц, совершивших преступле­ния.

6. Значение, объем, способы и основные направления изуче­ния лиц, совершивших преступления, в практической деятельности органов внутренних дел.

Литература

Основная:

Гилинский Я.И.Криминология.Питер.СПб.2002.Гл.4.

Иншаков С.М.Криминология.М.2000.Гл.4.

Криминология. Учебник./Под ред. А.И.Долговой/ М.2002.Гл.7.

Криминология. Учебник./под ред. В.Н.Бурлакова и Н.М.Кропачева. СПб.2002.Гл.4.

Дополнительная:

Аванесов Г.А.Криминология. М., 1984. Гл.7, § 1.

Антонян Ю.М-Изучение личности преступника: Учеб. пособие. М.,1982.

Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.

Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Пове­дение. Ответственность. М., 1982.

Игошев Е.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.

Криминология. М., 1992. Гл. 4.

Криминология. СПб, 1992. Гл. 7.

Криминология: Учебник. М.: Инфра М - Норма, 1997. Гл. 9.

Личность преступника. М., 1975.

Ламброзо Ч. Преступление. М., 1994.

Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М, 1961

Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности органов внутренних дел. М., 1984.

Сахаров А.Б., Саркисов Г.С. Проблема преступности в современных условиях. Ереван, 1991. Разд. 1. Гл.З.

Методические указания

Изучая данную тему, необходимо прежде всего разобраться в содержании социальной сущности лица, совершившего преступление, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных его проявлениях и обусловливающих его пре­ступное поведение. Важно правильно представлять себе соотношение понятий: "лицо, совершившее преступление", "субъект преступле­ния", "обвиняемый" и др. Важно также разобраться во временных рамках рассматриваемого понятия, которое применимо лишь к лицу, признанному судом виновным в совершении преступления, хотя со­вокупность свойств и признаков, образующих данное понятие, фор­мируется и существует до преступления, обусловливая его соверше­ние. Необходимо также обратить особое внимание на следующие об­стоятельства: во-первых, способность совершить преступление связа­на не с какими-то врожденными биологическими особенностями че­ловека, а обусловлена социально обретенными нравственно-психологическими его свойствами и качествами; во-вторых, выра­женная в указанной способности общественная опасность личности проявляется в факте совершения преступления, но складывается до этого и является основанием для индивидуального профилактическо­го воздействия; в-третьих, общественная опасность лица проявляется в совершении преступления не с фатальной неизбежностью, а лишь при наличии определенных внешних обстоятельств в конкретной си­туации, в том числе криминогенной.

Весьма важным является вопрос о соотношении и взаимодей­ствии социального и биологического в структуре личности субъектов, совершивших преступления. Правильное его решение состоит в том, что преступление, будучи формой социального поведения, оценивае­мого правовой нормой, обусловлено социальными свойствами лично­сти, которые, однако, не изолированы от биологических особенностей человека, а находятся с ними в определенном взаимодействии.

Изучение лиц, совершивших преступления, предполагает уровневый подход: выделение общего, преимущественно теоретического по своему содержанию понятия; затем группового понятия, характеризующего различные категории преступников - корыстных, насильственных, несовершеннолетних, рецидивистов, по виду преступления - убийц, насильников, хулиганов, воров, взяточников и т.д. И, наконец, на уровне отдельной личности - конкретного человека, совершившего преступление. Каждый из этих уровней изучения личности имеет определенное научное и практическое значение, о котором надо знать, чтобы уметь использовать в своей будущей профессиональной деятельности.

Наши рекомендации