ТЕМА 5 (семинар 5). ЛИЦА, СОВЕРШИВШИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопросы, подлежащие изучению:
1. Сущность и содержание понятия "лицо, совершившее преступление", его соотношение с другими смежными понятиями.
2. Антисоциальная направленность и общественная опасность лиц, совершивших преступления.
3. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления.
4. Соотношение и взаимодействие социального и биологического в структуре личности субъектов, совершивших преступления.
5. Классификация и типология лиц, совершивших преступления.
6. Значение, объем, способы и основные направления изучения лиц, совершивших преступления, в практической деятельности органов внутренних дел.
Литература
Основная:
Гилинский Я.И.Криминология.Питер.СПб.2002.Гл.4.
Иншаков С.М.Криминология.М.2000.Гл.4.
Криминология. Учебник./Под ред. А.И.Долговой/ М.2002.Гл.7.
Криминология. Учебник./под ред. В.Н.Бурлакова и Н.М.Кропачева. СПб.2002.Гл.4.
Дополнительная:
Аванесов Г.А.Криминология. М., 1984. Гл.7, § 1.
Антонян Ю.М-Изучение личности преступника: Учеб. пособие. М.,1982.
Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.
Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1982.
Игошев Е.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.
Криминология. М., 1992. Гл. 4.
Криминология. СПб, 1992. Гл. 7.
Криминология: Учебник. М.: Инфра М - Норма, 1997. Гл. 9.
Личность преступника. М., 1975.
Ламброзо Ч. Преступление. М., 1994.
Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М, 1961
Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности органов внутренних дел. М., 1984.
Сахаров А.Б., Саркисов Г.С. Проблема преступности в современных условиях. Ереван, 1991. Разд. 1. Гл.З.
Методические указания
Изучая данную тему, необходимо прежде всего разобраться в содержании социальной сущности лица, совершившего преступление, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных его проявлениях и обусловливающих его преступное поведение. Важно правильно представлять себе соотношение понятий: "лицо, совершившее преступление", "субъект преступления", "обвиняемый" и др. Важно также разобраться во временных рамках рассматриваемого понятия, которое применимо лишь к лицу, признанному судом виновным в совершении преступления, хотя совокупность свойств и признаков, образующих данное понятие, формируется и существует до преступления, обусловливая его совершение. Необходимо также обратить особое внимание на следующие обстоятельства: во-первых, способность совершить преступление связана не с какими-то врожденными биологическими особенностями человека, а обусловлена социально обретенными нравственно-психологическими его свойствами и качествами; во-вторых, выраженная в указанной способности общественная опасность личности проявляется в факте совершения преступления, но складывается до этого и является основанием для индивидуального профилактического воздействия; в-третьих, общественная опасность лица проявляется в совершении преступления не с фатальной неизбежностью, а лишь при наличии определенных внешних обстоятельств в конкретной ситуации, в том числе криминогенной.
Весьма важным является вопрос о соотношении и взаимодействии социального и биологического в структуре личности субъектов, совершивших преступления. Правильное его решение состоит в том, что преступление, будучи формой социального поведения, оцениваемого правовой нормой, обусловлено социальными свойствами личности, которые, однако, не изолированы от биологических особенностей человека, а находятся с ними в определенном взаимодействии.
Изучение лиц, совершивших преступления, предполагает уровневый подход: выделение общего, преимущественно теоретического по своему содержанию понятия; затем группового понятия, характеризующего различные категории преступников - корыстных, насильственных, несовершеннолетних, рецидивистов, по виду преступления - убийц, насильников, хулиганов, воров, взяточников и т.д. И, наконец, на уровне отдельной личности - конкретного человека, совершившего преступление. Каждый из этих уровней изучения личности имеет определенное научное и практическое значение, о котором надо знать, чтобы уметь использовать в своей будущей профессиональной деятельности.