Тема 3 (семинар 3). ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Вопросы, подлежащие изучению:
1. Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений.
2. Основные показатели преступности: состояние, структура, уровень, динамика; коэффициенты преступной активности различных социальных групп; региональные различия преступности.
3. Латентная преступность и методы ее оценки.
4. Социальные последствия преступности.
5. Учет преступлений и анализ показателей преступности.
6. Характеристика современной преступности, ее оценка и анализ.
Литература
Основная:
Гилинский Я.И.Криминология.Питер.СПб.2002.Гл.2,3.
Иншаков С.М.Криминология.М.2000.Гл.1-2.
Криминология. Учебник./Под ред. А.И.Долговой/М.2002.Гл.1-2.
Криминология. Учебник/Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е.Эминова. М. 2005. Гл.1-2.
Криминология. Учебник./ под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. СПб.2004.Гл.1.
Дополнительная:
Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., 1980.
Горяинов К.К. и др. Латентная преступность в России: опыт теоретического и прикладного исследования. М.: ВНИИ МВД РФ, 1994.
Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
Конев А.А. Преступность и проблемы измерения ее реального состояния. М., 1995.
Криминология: Учебник. М.: Юристъ, 1995. Гл. 2. Криминология: Учебник. М.: Инфра М - Норма, 1997. Гл. 5.
Криминология. Учебник./Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб.1999.Гл.5.
Криминология. Учебник./Под ред. МерзляковС.Э., Сахаров А.Б. Латентная преступность и методика ее исследования: Лекция. М., 1992.
Сахаров А.Б. Криминология и ее значение для профилактической деятельности органов внутренних дел: Лекция. М., 1985. Гл. 1. § 3
Шнайдер Г.И. Криминология. М.: Прогресс, Универс., 1994. Гл. 3.5,
Методические указания
При изучении данной темы следует критически отнестись к ранее принятому объяснению феномена преступности склассовых позиций. Подобный ограниченный вульгарно-идеологизированный подход, господствовавший в криминологии до недавнего времени, не давая полного представления о преступности как явлении, имеющемболее широкую "общечеловеческую" социальную основу, приводитк сомнительным выводам овременном характере преступности и ее неизбежном "отмирании" в будущем,дезориентирует в определении перспектив борьбы с этимявлением.
Дляпонимания преступностинеобходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступностии преступлений. Проявляясь эмпирически в совокупности совершенных преступлений, преступность не сводитсяк этой совокупности, а обладает самостоятельным содержанием какособая форма социальногоповедения людей, проявление социальной патологии, отличающееся от того,что свойственно отдельным преступлениями их совокупности. Анализируя социолого-правовой характер преступности, важно определить. как проявляется каждое из ее свойств в содержании преступности и ее происхождении.
Рассматриваяосновные показатели преступности, надо иметьвидуих относительность, неполноту и условность деленияна количественные и качественные, поскольку каждый из этих показателей характеризует лишь туили инуюсторону преступности. Определение показателей преступности следуетнаполнить конкретным содержанием, использовав данные, содержащиеся в последнихпубликациях.
Применительно к вопросу о латентной преступности важно усвоить; что входит в это понятие; каковы социологическое и криминологическое значение данного явления, соотношение и связь между показателями латентности и раскрываемости преступлений; виды латентности и ее причины, примерный уровень латентности различных преступлений, методы выявления и измерения латентности.
Обращаясь к социальным последствиям преступности, необходимо определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблемы, структуру социальных последствий преступности и содержание каждой из ее составных частей, возможности и пути установления "цены преступности".
ТЕМА 4 (семинар 4). ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ.
Вопросы, подлежащие изучению:
1. Проблема криминологической детерминации. Факторы, влияющие на преступность.
2. Характеристика основных факторов преступности и механизм их действия.
3. Детерминанты различных видов преступности.
4. Функционирование системы уголовной юстиции, правоохранительных органов как фактор сдерживания преступности, его реальная значимость.
Литература
Основная:
Гилинский Я.И.Криминология.Питер.СПб.2002.Гл.6.
Иншаков С.М.Криминология.М.2000.Гл.6.
Криминология. Учебник./Под ред. А.И.Долговой/М.2002.Гл.1-2.
Криминология. Учебник/Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е.Эминова. М.2004.Гл.3.
Криминология. Учебник./под ред. В.Н.Бурлакова и Н.М.Кропачева. СПб.2004.Гл.4.
Дополнительная:
Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
Криминология. М., 1992. Гл. 3.
Криминология. СПб, 1992. Гл.3.
Криминология: Учебник. М., 1995. Гл.З.
Криминология: Учебник. М.: Инфра М-Норма, 1997. Гл.7,10.
Криминология. Учебник./Под ред. В.Н.Бурлакова, В.П.Сальникова, С.В.Степашина. СПб.1999.Гл.8.
Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.,1976.
Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.
Ломброзо Ч. Преступление. М., 1994.
Методические указания
Детерминанты преступности - одна из наиболее сложных проблем криминологии, в решении которой особенно сильно проявились последствия вульгарно-идеологизированного подхода, которым страдали до недавнего времени обществоведческие науки. С учетом этого обстоятельства при изучении данной темы надо внести коррективы в те положения учебника и других литературных источников, в которых причины преступности рассматриваются как проявление классовых противоречий и на этой основе утверждается мысль о коренном, принципиальном различии преступности и ее причин в нашем обществе и в странах с иной политической системой. Важно понять, что детерминанты преступности связаны с противоречиями в области экономических, политических и иных социальных отношений, определяющих реальные условия общественного существования людей и отражающихся в их сознании, психологии. Подобные противоречия, естественно, присущи нашему обществу, но в силу ряда конкрстно-исторических условий и обстоятельств приобрели в нашей стране особые формы и остроту, что и предопределило неблагополучие с преступностью.
На основе изучения данной темы студенты должны развить у себя "криминологический взгляд" на окружающую действительность, позволяющий оценивать происходящие в стране процессы и события с точки зрения их способности влиять на нравственное состояние общества и поведение людей, в том числе противоправное и преступное.