Кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.
Таблица 6.1
Основные подходы к классификации кадрового резерва
Подход к классификации | Категория кадрового резерва | Описание |
По виду деятельности | Резерв развития | Группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений. |
Резерв функционирования | Группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. | |
По времени назначения | «Ближний резерв» | Специалисты, уже готовые занять должность в настоящее время. |
«Средний резерв» | Специалисты, которые имеют достаточный опыт работы, но необходимо повышение квалификации или переподготовка для замещения конкретной должности. | |
«Дальний резерв» | Специалисты, которые должны проработать на промежуточных управленческих должностях, необходимых для замещения вышестоящей должности, и пройти переподготовку или повышение квалификации (как правило, выпускники высших учебных заведений) | |
Стратегический | Молодые сотрудники с лидерским потенциалом, которые в перспективе могут занять руководящие должности в компании («хай-по» от английского сокращения «high-po» - высокий потенциал). | |
По категории персонала | Резерв специалистов | Резерв специалистов для выдвижения на ключевые позиции |
Резерв руководителей | Резерв движения по лестнице руководящих должностей |
Формирование кадрового резерва осуществляется на основе:
- общих принципов, которые носят универсальный характер и применяются во всех сферах деятельности;
- специфических принципов формирования кадрового резерва в системе государственной службы.
Общие и специфические принципы формирования кадрового резерва
Принципы | |
Общие | Специфические |
- актуальности резерва - резерв должен быть под конкретные должности, а потребность в замещении этих должностей должна быть реальной, т.е. обоснованной прогнозируемой во времени; - соответствия кандидата характеру должности и типу резерва - требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности; - перспективности кандидата - ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья. | - равного доступа граждан к государственной службе – любой гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, обладающий государственным языком, имеющим гражданство только РФ, высшего образования и необходимыми профессиональными навыками и знаниями; - объективности в подборе и зачислении в резерв в соответствии с заслугами и способностями работников, необходимыми для выполнения более ответственной работы; - учета при формировании резерва пола, происхождения, национальности, религиозных и политических взглядов работников; - компетентности и профессионализма; - обязательного личного согласия кандидата на зачисление в резерв; - ответственности руководящих должностных лиц в органах государственной власти за наличие резерва на свои должности и качество его подготовки. |
Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены.
Включение в кадровый резерв государственного органа производится:
1) граждан - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
2) граждан - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан;
3) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
4) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;
5) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам аттестации с согласия указанных гражданских служащих;
6) гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы либо упразднением государственного органа, - по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих;
7) гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы по основаниям, не зависящим от воли сторон, с согласия указанных гражданских служащих.
Основные этапы работы с кадровым резервом можно разделить на 2 этапа:
Этапы | Процедуры |
Формирование кадрового резерва | 1. Составление прогноза и плана предполагаемых изменений в кадровом составе (определение потребности в замещении вакантных должностей на планируемый период времени): - разработка Положения о кадровом резерве; - составление Перечня должностей, подлежащих резервированию; - определение необходимого числа резервистов для каждой должности. |
2. Предварительный набор кандидатов в резерв из внутренних и внешних источников (разработка механизмов подбора резервистов) | |
3. Получение информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидатов как средствами сбора информации, так и проведением различных оценочных мероприятий. | |
4. Формирование состава (составление и утверждение списков) резерва кадров и его подготовка по программам подготовки специалистов кадрового резерва: - сопоставление совокупности качеств кандидата, полученных в ходе оценочных процедур и тех требований, которые необходимы для замещения резервируемой должности, - сравнение кандидатов - выбор более соответствующего кандидата | |
Подготовка и организация работы с кадровым резервом | Обучение: |
1.Теоретическая подготовка (как внутренние формы обучения, так т связанные с направлением в учебные заведения): - профессиональная переподготовка; - повышение квалификации | |
2. Практическая подготовка: - стажировка; -временное замещение специалистом отсутствующих руководителей на период командировок, отпусков; - стажировка с целью изучения положительного опыта; - участие в преподавательской работе в системе повышения квалификации; - участие в проверке деятельности др. структурных подразделений государственных органов области; - участие в подготовке и проведении конференций, семинаров, совещаний, «круглых столов» и др. | |
3. Социально-психологическая подготовка (адаптация работника к новой должности): - ознакомление его с нормативными документами, управленческими решениями, ввести в новом качестве в трудовой коллектив; - применение специальных программ и управленческих тренингов по адаптации. |
Очные оценочные процедуры и заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.
По итогам очных оценочных процедур конкурсной комиссией принимается одно из следующих решений:
а) включить в кадровый резерв кандидата;
б) отказать кандидату во включении в кадровый резерв.
Основаниями исключения гражданского служащего из кадрового резерва государственного органа являются:
а) личное заявление;
б) назначение на должность гражданской службы из кадрового резерва;
в) увольнение с гражданской службы за исключением случаев увольнения в результате сокращения должностей гражданской службы в государственном органе или упразднения государственного органа и обстоятельствам независящим от воли сторон;
г) понижение гражданского служащего в должности гражданской службы в по результатам аттестации;
д) совершение дисциплинарного проступка, за который к гражданскому служащему применено дисциплинарное взыскание (предупреждение о неполном служебном соответствии);
е) смерть (гибель) гражданского служащего, либо признание гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу;
ж) наличие заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, подтвержденного заключением медицинского учреждения;
з) достижение предельного возраста пребывания на гражданской службе (60 лет).
Основаниями исключения гражданина из кадрового резерва государственного органа являются:
а) личное заявление;
б) назначение на должность гражданской службы из кадрового резерва;
в) смерть (гибель) гражданина, либо признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу;
г) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу, подтвержденного заключением медицинского учреждения;
д) достижение предельного возраста пребывания на гражданской службе (60 лет),
е) осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность поступления на гражданскую службу, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.
Правовой акт государственного органа об исключении гражданского служащего (гражданина) из кадрового резерва государственного органа направляется в федеральный орган по управлению государственной службой в недельный срок с даты его принятия.
В случае исключения гражданского служащего (гражданина) из кадрового резерва государственного органа он исключается из федерального кадрового резерва.
Оптимальный срок, на который составляется список резерва — три года (на основании обоснованного ходатайства государственным органом может быть продлен до 5 лет). Предусматривается периодическое его уточнение через каждые шесть месяцев, что соответствовало бы программе подготовки резерва.
По истечении трехгодичного срока список кадрового резерва подвергается полному пересмотру. Состав резерва регулярно пересматривается и обновляется.
Основными условиями формирования эффективного кадрового резерва являются:
- преимущественное назначение на должности лиц из резерва и прошедших соответствующую подготовку в составе резерва;
- ежегодное уточнение состава резерва государственных и муниципальных служащих, доукомплектование, планирование должностных назначений, определение целесообразности дальнейшего пребывания в резерве лиц, не получивших назначения;
- согласование сроков формирования резерва кадров государственных служащих и мероприятий по формированию государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих;
- повышение престижа государственной и муниципальной службы;
- моральное и материальное стимулирование повышения профессионализма и служебного роста государственных и муниципальных служащих, включенных в кадровый резерв.