Федеральный и межгосударственный розыск
Когда меры местного розыска исчерпаны, а его цель не достигнута, объявляется федеральный розыск.
Федеральный розыск – комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий органов внутренних дел, направленный на обнаружение разыскиваемого лица, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов информационных центров и адресных бюро, МВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию.
Федеральный розыск осуществляется во взаимодействии органов внутренних дел, оперативных подразделений иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с использованием возможностей других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в целях установления местонахождения и задержания лиц, обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от органов дознания, следствия, суда и исполнения уголовного наказания, в том числе совершивших побег из мест лишения свободы, а также лиц, пропавших без вести.
В органах внутренних дел инициатор розыска заполняет и направляет через информационные центры (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в ГИАЦ МВД России постановление об объявлении федерального розыска, утвержденное уполномоченным на то должностным лицом.
Централизованный учет лиц, объявленных в федеральный розыск, осуществляется ГИАЦ МВД России с использованием автоматизированной информационной системы (АИС) «ФР-Оповещение».
При получении постановления об объявлении федерального розыска ГИАЦ МВД России передает информацию о разыскиваемых лицах по каналам магистральной сети передачи данных (МСПД) МВД России и сети циркулярной рассылки информации («ТВ-Информ МВД России») во все МВД, ГУВД, УВД для размещения в оперативно-справочных картотеках и адресно-справочных бюро. При необходимости незамедлительного объявления федерального розыска инициатор передает сведения о лицах в ГИАЦ МВД России по каналам шифрованной связи.
Незамедлительному объявлению в федеральный розыск подлежат: обвиняемые, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов; вооруженные огнестрельным оружием либо имеющие вещества, применение которых может привести к массовой гибели людей или причинить вред их здоровью; разыскиваемые за приготовление, покушение или совершение преступлений террористического характера; члены террористических организаций, организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций).
Обвиняемые, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев с начала местного розыска.
Лица, пропавшие без вести при криминальных обстоятельствах, объявляются в федеральный розыск шифротелеграммой одновременно с заведением оперативно-поискового или розыскного дела с последующим направлением в ГИАЦ МВД России постановления об объявлении федерального розыска, в остальных случаях по истечении трех месяцев с начала местного розыска.
Решение об объявлении в федеральный розыск ранее установленных сроков может принимать начальник органа внутренних дел, если есть достаточные основания считать, что меры местного розыска исчерпаны.
Оперативные подразделения органов внутренних дел, ФСИН России, ФСКН России, ПС ФСБ России, ФТС России в пределах своей компетенции реализуют комплекс оперативно-розыскных мероприятий в целях получения информации об объектах розыска. Представляющая интерес информация незамедлительно проверяется и передается инициатору розыска в установленном порядке. Указанные подразделения имеют право доступа к ведущемуся в ГИАЦ МВД России централизованному учету лиц, объявленных в федеральный розыск (АИС «ФР-Оповещение»), и учетам разыскиваемых лиц информационных центров МВД, ГУВД, УВД. На основании сведений, предоставленных соответствующими оперативными подразделениями, ГИАЦ МВД России готовит и рассылает специальные бюллетени о розыске особо опасных преступников в МВД, ГУВД, УВД, ФСИН России, ФСКН России, ПС ФСБ России и ФТС России. При необходимости оперативного отслеживания путей передвижения лиц, подлежащих незамедлительному объявлению в федеральный розыск, оперативные подразделения органов внутренних дел, ФСИН России, ФСКН России, ПС ФСБ России и ФТС России через управления внутренних дел на транспорте могут устанавливать контроль за приобретением проездных документов.
Оперативные подразделения органов внутренних дел и других субъектов ОРД проводят розыскные мероприятия в пределах компетенции и в соответствии с ориентировками, розыскными заданиями и поручениями. Поручения содержат перечень необходимых мероприятий по проверке разыскиваемого лица по банкам данных и мер по предупреждению уклонения обвиняемого, осужденного от дознания, следствия, суда и исполнения уголовного наказания.
При установлении разыскиваемых лиц к ним принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанные в ориентировке, задании, поручении.
Работа по розыску опасного преступника организуется в соответствии с планом работы органов внутренних дел по сигналу «Сирена». Для проведения поисковых мероприятий и проверки объектов обслуживания привлекаются в пределах компетенции силы и средства органов внутренних дел, ФСИН России, ФСКН России, ФТС России и ПС ФСБ России.
Розыскное дело и соответственно местный или федеральный розыски прекращаются:
– если лицо разыскано;
– при прекращении уголовного дела или вынесении определения суда о неприведении приговора в исполнение;
– в случае выявления факта необоснованного заведения розыскного дела;
– если со времени объявления в розыск без вести пропавшего (без возбуждения уголовного дела) прошло 15 лет. По истечении 5 лет, если исчерпаны все возможности для обнаружения без вести пропавшего, по мотивированному постановлению, утверждаемому руководителем горрайлиноргана, производство по делу может быть приостановлено. При этом учетные документы на лицо и розыскное дело продолжают находиться в картотеках адресного бюро, ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и ГИАЦ МВД России в течение 10 лет. Таковы организационные основы федерального розыска.
Межгосударственный розыск
Во время существования СССР органами внутренних дел розыск лиц за рубежом практически не осуществлялся, а такие категории лиц, как военные преступники, не возвратившиеся в СССР во время пребывания за границей, изменники Родины, совершившие преступления международного характера, разыскивались в основном подразделениями ГРУ и КГБ СССР.
В период 1991–1993 гг., после распада СССР на ряд независимых государств и изменений, происшедших в экономической, политической, социальной жизни России и других стран СНГ, развития международного сотрудничества и международных отношений, постепенно, по мере совершенствования национального законодательства возникли определенные сложности в осуществлении розыска лиц за пределами Российской Федерации как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Соответственно в розыскной деятельности появились такие направления, как межгосударственный и международный розыск.
Взаимодействие между органами внутренних дел стран СНГ осуществляется на основе:
– Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, заключенного 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате;
– Соглашения о взаимодействии в сфере обмена информацией, подписанного 3 августа 1992 г. в г. Чолпон-Ате;
– Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по семейным, гражданским, уголовным делам, принятой 22 января 1993 г. в г. Минске и ряда других актов.
Впервые понятие такого направления оперативно-розыскной деятельности ОВД, как «межгосударственный розыск» было введено решением Совета министерств внутренних дел государств СНГ 12 сентября 1997 г. (г. Баку) «О едином порядке объявления и прекращения межгосударственного розыска в рамках СНГ». Была утверждена инструкция, определявшая единый порядок взаимодействия МВД стран СНГ при осуществлении межгосударственного розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов по искам, без вести пропавших лиц, идентификации неопознанных трупов.
В г. Москве 10 декабря 2010 г. государствами – участниками СНГ подписан «Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц»[86].
Межгосударственный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий министерств внутренних дел, осуществляемых в соответствии с международными соглашениями и национальным законодательством с использованием Межгосударственного информационного банка (МИБ) и направленных на обнаружение в целях последующего ареста или предоставление информации обо всех категориях разыскиваемых, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, но в пределах территории государств – участников СНГ[87].
В редакции Договора государств – участников СНГ о межгосударственном розыске лиц (ст. 1 п. б) приведено более дифференцированное его определение, под которым понимается комплекс
оперативно-розыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий, направленных на: обнаружение, задержание и заключение под стражу в целях выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; установление места нахождения лиц, уклоняющихся от исполнения решения судов по искам; установление места нахождения лиц, пропавших без вести или утративших связь с родственниками; установление личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные; установление личности человека по неопознанному трупу, а также предоставление информации обо всех категориях разыскиваемых и устанавливаемых лиц, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, но на территориях государств – участников СНГ.
Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда меры розыска, предпринятые государством – инициатором розыска, не привели к установлению или задержанию разыскиваемого иимеются основания предполагать, что разыскиваемое лицо выехало или намеривалось выехать в другое государство СНГ либо имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на территории одной или нескольких стран Содружества.
Для осуществления межгосударственного розыска подготавливается запрос, который направляется в письменной форме на официальном бланке компетентного органа запрашивающей Стороны, подписывается руководителем этого органа и удостоверяется гербовой печатью.
В безотлагательных случаях запрос может передаваться: шифротелеграммами; в электронном виде по магистральной сети передачи данных; с использованием иных технических средств передачи текста; устно с последующим обязательным письменным подтверждением в срок не позднее трех суток.
В запросе указываются: наименования компетентных органов запрашивающей и запрашиваемой Сторон; номер, дата и основание заведения розыскного дела; цель и обоснование запроса; при необходимости – описание особого порядка исполнения запроса и обоснование этой необходимости; иные сведения, которые могут быть необходимы для исполнения запроса[88].
Незамедлительно объявляются в межгосударственный розыск обвиняемые, подсудимые, осужденные и лица, без вести пропавшие, при наличии достоверной информации об их пребывании или намерении выехать в другие государства СНГ. Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск, информационными центрами министерств внутренних дел (или иными уполномоченными органами, выполняющими данные функции в соответствии с национальным законодательством) передаются в ГИАЦ МВД России шифротелеграммами с последующим направлением в пятидневный срок постановлений на объявление межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых, осужденных и лиц, без вести пропавших.
Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск информационными центрами министерств внутренних дел, срочно передаются в межгосударственный информационный банк данных по каналам шифрованной связи с последующим направлением постановления об объявлении межгосударственного розыска.
МИБ информацию на указанных лиц немедленно передает в информационные центры министерств внутренних дел для размещения в оперативно-справочных картотеках информационных центров и адресных бюро.
В отношении лиц, разыскиваемых правоохранительными органами государств – участников СНГ, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
7.4. Международный розыск
Розыск лиц различной категории органами внутренних дел РФ в других государствах может осуществляться путем:
– направления международного следственного поручения;
– направления запроса о проведении определенных (конкретных) оперативно-розыскных мероприятий;
– осуществления прямых контактов в случаях, предусмотренных законодательством;
– направления запроса об идентификации и проверке по учетам Генерального секретариата и по национальным учетам иностранных государств, по банку данных НЦБ Интерпола;
– объявления международного розыска.
В контексте уголовного права международное следственное поручение определяется как мандат судебных властей одной страны иностранным судебным властям на выполнение вместо себя одного или более определенного действия.
Международные следственные поручения служат для установления связи между одними судебными властями и другими. Они не касаются международной взаимной помощи между полицейскими силами. В этом случае подразделения правоохранительных органов, осуществляющие розыскную деятельность, выступают в роли инициаторов подготовки таких поручений. Международные следственные поручения чаще всего передаются через дипломатические каналы. Обычно правительство решает, санкционировать или отказать в исполнении запроса. Чтобы ускорить процедуру, некоторые международные документы, например Европейская конвенция по взаимной помощи по уголовным делам, разрешают прямую передачу следственного поручения между судебными властями или между центральными властями. Двусторонние соглашения и соглашения между соседними странами также предусматривают прямую передачу.
В Российской Федерации международное следственное поручение о розыске, задержании и выдаче лица по инициативе розыскных подразделений готовится Генеральной прокуратурой РФ и отправляется дипломатической почтой в посольство РФ за рубежом. Посольство готовит обращение в министерство иностранных дел этой страны, которое в свою очередь передает поручение в министерство юстиции (или иные компетентные органы), откуда оно направляется непосредственному исполнителю – подразделению, осуществляющему оперативно-розыскные функции. Этот способ довольно длителен в связи с тем, что подготовка поручения, его рассмотрение в другом государстве, прохождение через различные инстанции занимают довольно много времени, но в то же время – самый надежный, т. к. обе стороны обязаны выполнять свои обязательства по международным соглашениям и договорам.
В состав поручения входят подлинники всех процессуальных документов, подтверждающих привлечение лица к уголовной ответственности, описание и квалификация деяния, содержание поручения, данные о разыскиваемом лице и другие сведения, необходимые для исполнения поручения. Существуют также положения, предусматривающие передачу следственного поручения через каналы Интерпола в экстренных ситуациях. Во всех случаях подтверждение нужно обеспечить через дипломатический канал.
В исполнении международного следственного поручения может быть отказано, если имеется вероятность того, что это будет противоречить государственной политике, безопасности или суверенитету запрошенного государства. В некоторых случаях для организации проведения мероприятий по розыску лиц предусмотрены так называемые прямые контакты, регламентированные Указанием МВД РФ от 1 июля 1998 г. «О прямых контактах с полицейскими органами зарубежных государств». Они предусматривают непосредственное обращение по различным каналам связи в органы зарубежных государств (это касается сопредельных государств в пограничных районах), выполняющих полицейские функции в особых, не терпящих отлагательства случаях. После обращения необходимо немедленно через национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола направить запрос о розыске и выдаче лица. В таких случаях проводятся только мероприятия по установлению местонахождения лица и при необходимости установления контроля за его передвижением до получения необходимых документов о задержании или аресте по официальным каналам.
Международный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных государств (исключая государства СНГ), направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства – инициатора розыска.
Согласно Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола[89] международный розыск осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.
Через НЦБ Интерпола осуществляется международный розыск:
– обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
– осужденных, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы или совершивших побег из мест лишения свободы;
– лиц, пропавших без вести.
НЦБ Интерпола обеспечивает взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации и правоохранительных органов иностранных государств – членов Интерпола в ходе осуществления ими международного розыска.
Через НЦБ Интерпола возможно объявление международного розыска только на территории иностранных государств – членов Интерпола.
Международный розыск объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий:
– получены данные о выезде разыскиваемого за пределы Российской Федерации;
– достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
– получена информация об имевшемся у разыскиваемого намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.
Лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска. При наличии подтвержденных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации международный розыск объявляется незамедлительно, одновременно с объявлением лица в федеральный розыск.
Международный розыск не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств – участников СНГ. Он может осуществляться параллельно с ним, но при этом обязательным условием является предварительное или одновременное объявление межгосударственного розыска. Каналы Интерпола для осуществления межгосударственного розыска на территории государств – участников СНГ не задействуются.
Через НЦБ Интерпола не осуществляется международный розыск обвиняемых и осужденных за совершение преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.
Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, объявляются в международный розыск через НЦБ Интерпола при условии, что они обвиняются в совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.
Решение об объявлении лица в международный розыск принимается органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, которому поступило на исполнение постановление о розыске обвиняемого или указание прокурора соответственно. Решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется печатью.
Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации в установленном порядке направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. На протяжении всего периода международного розыска обвиняемого, осужденного запросы о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации обновляются по мере истечения срока контроля.
При объявлении обвиняемого, осужденного или лица, пропавшего без вести, в международный розыск НЦБ Интерпола может использовать следующие возможности:
– направление запроса о розыске во все иностранные государства – члены Интерпола;
– подготовку и передачу в Генеральный секретариат ходатайств об издании международных уведомлений: с желтым углом (YELLOW NOTICE) – о розыске лица, пропавшего без вести, с синим углом (BLUE NOTICE) – о розыске обвиняемого, осужденного в целях установления его местонахождения, с красным углом (RED NOTICE) – о розыске обвиняемого, осужденного в целях его ареста и выдачи.
Основаниями для вынесения решения о прекращении международного розыска лиц, пропавших без вести, являются:
– установление местонахождения разыскиваемого на территории иностранного государства;
– установление местонахождения разыскиваемого на территории Российской Федерации;
– обнаружение на территории иностранного государства или в Российской Федерации трупа, идентифицированного как разыскиваемый;
– получение документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого.
Основаниями для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных, разыскиваемых в целях установления местонахождения, являются:
– установление местонахождения разыскиваемого на территории иностранного государства, если принято решение о подготовке и направлении в установленном порядке ходатайства об оказании компетентными органами иностранного государства правовой помощи по уголовному делу и со следователем согласовано постановление о прекращении международного розыска;
– установление местонахождения разыскиваемого на территории Российской Федерации;
– обнаружение на территории иностранного государства или в Российской Федерации трупа, идентифицированного как разыскиваемый;
– получение документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого;
– прекращение уголовного преследования в отношении разыскиваемого;
– прекращение уголовного дела;
– отмена ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу.
Основаниями для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных, разыскиваемых в целях ареста и выдачи являются:
– выдача или депортация разыскиваемого лица из иностранного государства в Российскую Федерацию;
– передача в соответствии со ст. 458 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в компетентные органы иностранного государства материалов уголовного дела с ходатайством о возбуждении уголовного преследования в отношении обнаруженного за рубежом обвиняемого на территории запрашиваемого иностранного государства;
– задержание разыскиваемого лица на территории Российской Федерации;
– обнаружение на территории иностранного государства или в Российской Федерации трупа, идентифицированного как разыскиваемый;
– получение документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого лица;
– прекращение уголовного преследования в отношении разыскиваемого лица;
– прекращение уголовного дела;
– отмена меры пресечения в виде заключения под стражу.
Постановление о прекращении международного розыска выносится сотрудником, осуществляющим розыскную работу, органа – инициатора объявления лица в международный розыск либо того органа, которому перепоручен розыск.
Сведения о лице, международный розыск которого был прекращен, хранятся в банке данных НЦБ Интерпола в течение пяти лет с момента прекращения розыска, если за это время не поступит каких-либо дополнительных сообщений о данном лице.
Таким образом, в современных условиях розыскная деятельность актуальна, социально необходима и востребована гражданским обществом. В соответствии с уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, а также ведомственной регламентацией под розыскной работой органов внутренних дел понимают деятельность по обнаружению разыскиваемых лиц,
установлению личности неизвестных граждан, предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.
ГЛАВА 8
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ