Основные формы оперативно-розыскного процесса

Оперативно-розыскная деятельность как юридический вид деятельности всегда предполагает определенные правовые формы ее реализации. При этом в основу форм реализации оперативно-розыскной деятельности положена специфика решаемых оперативно-розыскных задач. «Оперативно-розыскной процесс» и «формы оперативно-розыскной деятельности» – близкие категории, т. к. первая всегда предполагает ту или иную форму деятельности. В форме оперативно-розыскного процесса заложена особенность производства тех или иных мероприятий, задачи их осуществления. Форма оперативно-розыскной деятельности конкретизирует соответствующий этап оперативно-розыскного процесса, предполагает его специфику[54].

Традиционно в теории к основным формам оперативно-розыскной деятельности (оперативно-розыскного процесса) относятся:

1) оперативно-розыскная профилактика;

2) предварительная оперативная проверка;

3) оперативная разработка.

Приведенная классификация основных форм оперативно-розыскной деятельности определяется основными задачами оперативно-розыскной деятельности, предполагающими предупреждение и раскрытие преступлений. Однако виды основных форм оперативно-розыскной деятельности могут меняться. Так, относительно недавно к формам оперативно-розыскной деятельности стали относить оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования и судебного разбирательства[55].

Формы оперативно-розыскной деятельности находят свое правовое выражение в так называемых делах оперативного учета. В них отражаются специфика формы оперативного учета, а также особенности решаемых при их производстве оперативно-розыскных задач. Дела оперативного учета ведутся по правилам секретного делопроизводства с соблюдением принципа конспирации. Содержание дел оперативного учета представлено различного рода планами оперативно-розыскных мероприятий и соответствующими оперативными документами. Заводятся дела оперативного учета на конкретные сроки в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов.

Дела оперативного учета подразделяются на два основных вида:

1) дела предварительной оперативной проверки;

2) дела оперативной разработки.

Особенностью дел предварительной оперативной проверки является то, что они заводятся в целях проверки первичной информации, когда такая проверка требует проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий и достаточно длительного периода времени. В рамках дела предварительной оперативной проверки часто реализуется такая форма оперативно-розыскной деятельности, как оперативно-розыскная профилактика. При подтверждении первичной информации о замышляемом, подготавливаемом или совершенном преступлении, а также о лицах, подготавливающих или совершающих преступления, дело оперативной проверки может быть переведено в соответствующий вид дела оперативной разработки.

Особенностью заведения дел оперативной разработки, в отличие от дел оперативной проверки, является наличие только проверенных данных о совершенном преступлении, а также о лицах, подготавливающих (если в подготовительных действиях усматриваются признаки преступления), совершающих или совершивших преступления. Важным этапом дел оперативной разработки, которые заводятся по фактам конкретных преступлений или на конкретных лиц, совершивших (совершающих) преступления, является, как правило, возбуждение уголовного дела.

Дела оперативной разработки подразделяются на различные виды в соответствии с особенностями самой разработки и требованиями ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности.

6.3. Понятие оперативно-розыскной методики выявления
и раскрытия преступлений. Оперативно-розыскная
характеристика преступления

Эффективная борьба с преступностью обеспечивается использованием оперативными аппаратами научных положений, разработанных теорией ОРД и апробированных правоприменительной практикой, связанных с познаниями закономерностей подготовки, совершения и сокрытия преступлений, выявления признаков этих преступлений и особенностей их раскрытия. На основе познания и обобщения этих закономерностей ученые разработали так называемую оперативно-розыскную методику выявления и раскрытия различных видов преступлений, позволяющую повысить эффективность борьбы с преступностью. Именно в 1990-е гг. ученые, обобщив опыт применения различных методов ОРД, обосновали необходимость включения в предмет теории ОРД самостоятельного ее раздела – оперативно-розыскной методики[56].

Под оперативно-розыскной методикой понимается система
научных положений и рекомендаций по организации и тактике
эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов для своевременного выявления, документирования, предупреждения и раскрытия отдельных видов преступлений.

Оперативно-розыскная методика позволяет системно применять силы, средства и методы ОРД в единстве их связи в зависимости от характера оперативно-розыскной ситуации, способов совершения конкретных видов преступлений, типологии свойств личности подозреваемого и других обстоятельств преступления.

К числу основных элементов оперативно-розыскной методики принято относить:

– знание предмета преступного посягательства и способов совершения конкретных видов преступлений, механизма следообразования результатов преступного деяния, типологии преступного поведения их участников, характеристики личности преступников и другие обстоятельства преступления. Содержание указанных элементов охватывается оперативно-розыскной характеристикой конкретного вида преступления;

– взаимообусловленность оперативно-розыскной методики с конкретной криминальной ситуацией и обстоятельствами выявления и раскрытия конкретного преступления;

– знание форм и способов противодействия криминальной среды законным действиям правоохранительных структур государства;

– информационно-техническую основу обеспечения выявления и раскрытия отдельных видов преступлений;

– взаимосвязанность и комплексность применения сил, средств и методов ОРД в соответствии с законом.

Оперативно-розыскная методика подразделяется на общую и частную.

Общая методика включает в себя общетеоретические принципы и образует базовый (универсальный) уровень, который выступает в качестве типовой модели и является основой для разработки частных методик по выявлению и раскрытию определенных видов преступлений. Например, методики раскрытия преступлений против личности, против собственности, преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и др.

Частная методика основывается на положениях общей методики. Она учитывает особенности выявления и раскрытия отдельных видов преступлений, обусловленных следующими факторами: видом, способом, местом и временем совершения преступления, личностью подозреваемого, содержанием оперативной информации, источниками ее получения и т. п.[57]

Частные методики представляют собой систему методических рекомендаций, т. е. научно обоснованных и апробированных оперативно-розыскной практикой правил, типовых действий, советов относительно эффективного применения сил, средств и методов ОРД при выявлении конкретных видов преступлений.

Методические рекомендации выступают как завершающая структурная часть оперативно-розыскной методики[58]. Например, методические рекомендации по выявлению и документированию фактов взяточничества и коммерческого подкупа, по организации и проведению проверочной закупки наркотических средств и т. п.

Преступное деяние как социальное явление изучается различными отраслями юридической науки. Так, различные аспекты состава преступлений изучаются в уголовном праве, процедура формирования доказательственной базы на этапах предварительного и судебного следствия рассматриваются в уголовно-процессуальном праве, работа со следами преступлений, организация планирования расследования конкретных видов преступлений с использованием общих и частных методик расследования изучаются криминалистической наукой, вопросы изучения личности преступника и преступности в целом являются предметом исследования криминологии, особенности выявления, документирования и раскрытия преступлений изучаются оперативно-розыскной деятельностью. И это далеко не весь перечень наук, предметом изучения которых является преступник и преступное деяние. Вместе с тем каждая из перечисленных юридических наук изучает те или иные характерные стороны (черты, признаки) преступного деяния, свойственные предмету
изучения данной науки, совокупность которых образует так называемую характеристику преступления. Известно, что любая характеристика есть «описание отличительных качеств, черт, кого-чего-нибудь»[59]. Поэтому каждая научная дисциплина, изучающая преступность, определяет наименование характеристики исходя из своего собственного предмета. В этой связи принято выделять уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, криминологическую, виктимологическую, криминалистическую, психологическую, оперативно-розыскную и т. п. характеристику преступления.

В содержание оперативно-розыскной характеристики конкретного вида преступлений, подчеркивающей прежде всего ее негласный характер, входят информационные признаки, которые составляют характеристики преступлений с позиции иных отраслей знаний: уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, криминалистической, криминологической, психологической, социологической, экономической и др.[60]

Таким образом, под оперативно-розыскной характеристикой преступления следует понимать совокупность свойств и информационных признаков (аспектов) уголовно-правого, уголовно-процессуального, криминалистического, криминологического, виктимологического, экономического, оперативно-розыскного и иного характера, присущих определенному виду преступлений, знание которых способствует наиболее эффективному решению организационно-тактических задач по их выявлению, предупреждению и раскрытию.

Значение оперативно-розыскной характеристики состоит в том, что она служит теоретической и информационной базой для разработки основных организационно-тактических приемов для эффективного выявления и раскрытия конкретных видов преступлений.

6.4. Понятие, сущность и основные этапы выявления
и раскрытия преступлений

В правоохранительной практике, а также в юридической и специальной литературе под раскрытием преступлений принято понимать решение главных задач предварительного расследования – установление события преступления и лиц, виновных в его совершении. Согласно требованиям уголовно-процессуального закона РФ (ч. 2 ст. 21 УПК РФ) «в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления».

К сожалению, в правовой науке нет единого подхода к трактовке понятия «раскрытие преступления». Отсутствие этого определения в законодательстве позволяет авторам многих научных работ по-разному высказывать свои позиции. Как справедливо отмечает В.Я. Робозеров, «…поскольку при определении понятия "раскрытие преступления" приходится учитывать различие форм раскрытия преступлений, есть смысл выделить процессуальное, криминалистическое и оперативно-розыскное содержание рассматриваемого понятия»[61].

В уголовно-процессуальном аспекте существует несколько точек зрения относительно понятия «раскрытие преступления». Так, с точки зрения одних ученых, под раскрытием преступления понимается установление следственными органами и судом полной и исчерпывающей картины уголовно наказуемого деяния, т. е. всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Процессуальным моментом, фиксирующим завершение раскрытия преступления, считается вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. (Данной точки зрения придерживаются В.Е. Розенцвайг, С.С. Остроумов, С. Панченко и ряд других ученых.)

Не возражая против принципиальной позиции указанной точки зрения, следует отметить, что на практике не всегда является
достижимым результатом установление полной, исчерпывающей картины совершенного преступления. Можно сказать, что установление истинного знания о преступном деянии является тем идеалом, к которому стремятся все субъекты, заинтересованные в раскрытии и расследовании преступления. Решение этой задачи в полном
объеме прежде всего обеспечивают органы предварительного расследования, а не органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

По мнению других авторов, раскрытие преступления представляет собой решение одной из главных задач расследования – установление лица, причастного к его совершению. По нашему мнению, указанная трактовка понятия «раскрытие преступления» является более предпочтительной, поскольку включает в себя либо установление лица, совершившего преступление, либо самого факта преступления. Смысл и значение этого понятия заключается в том, что в одних случаях (при «очевидных» преступлениях) в распоряжении органов дознания и предварительного расследования имеется исходная информация, содержащая сведения, прямо указывающие на личность преступника, в связи с чем задача его обнаружения (выявления) перед органами расследования не возникает. В других случаях, когда преступления совершаются в условиях неочевидности, такие сведения отсутствуют, и возникает задача по установлению преступника (лица, совершившего преступление), т. е. раскрытия преступления.

В связи с этим имеет определенный смысл и оперативно-розыскное понятие раскрытия преступления, означающее прежде всего обнаружение (выявление) преступника (подозреваемого лица).

Для оперативно-розыскных аппаратов органов дознания, в частности аппаратов уголовного розыска и аппаратов экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) органов внутренних дел, обнаружение (выявление) лица, подготавливающего, совершающего или совершившего преступление, документирование его противоправной деятельности, установление места его нахождения и задержание является одной из главных задач. Тем самым они создают необходимые предпосылки для успешного раскрытия и расследования преступлений.

Раскрытие преступлений должно осуществляться наступательно, активно вплоть до установления и изобличения всех лиц и всех эпизодов их преступной деятельности.

Следует отметить, что к числу особенностей по раскрытию преступлений аппаратами уголовного розыска относится то обстоятельство, что, как правило, процесс раскрытия преимущественно осуществляется в направлении от факта совершения преступления (заявление потерпевшего) к установлению лица, его совершившего.

Для аппаратов ЭБиПК подобная ситуация, когда отправным моментом процесса раскрытия преступления является заявление потерпевших, не характерна. Так, в подразделения ЭБиПК органов внутренних дел по различным причинам не так часто поступают заявления о фактах взяточничества, замаскированных хищений
и о других преступлениях в сфере экономики. Поэтому, чтобы раскрыть такого рода преступления, первоначально необходимо получить первичную информацию о них.

В качестве такой информации выступают признаки преступлений. Из их совокупности складывается представление о происшедшем или подготавливаемом акте (событии), что позволяет рассматривать его в качестве криминального либо правомерного. Поэтому своевременное выявление признаков преступлений является важнейшей задачей в деятельности оперативных аппаратов по раскрытию конкретных преступлений. Полагаем обоснованным высказывание Р.С. Белкина о том, что признак преступления можно рассматривать как «сигнал информации»[62], который сам по себе еще не несет доказательственного значения и добывается, как правило, не процессуальным путем.

В процессе выявления преступлений обычно устанавливается лишь определенное количество (часть) признаков, которые позволяют обоснованно решить вопрос о возбуждении уголовного дела, т. е. принять уголовно-процессуальное решение. На стадии же предварительного расследования, исходя из необходимости обеспечения полноты и всесторонности исследования обстоятельств дела,
должен быть выявлен весь комплекс признаков, характеризующих конкретное преступление.

Деятельность, предшествующая принятию решения о возбуждении уголовного дела, представляет необходимый и самостоятельный этап, примыкающий по времени к началу расследования и во многом определяющий его эффективность. Это отнюдь не означает, что выявление преступлений является деятельностью по их расследованию, что может создать представление о том, что и при выявлении преступлений применяются методы расследования.

Такой подход к содержанию методик выявления, раскрытия и расследования преступлений обусловливает необходимость уточнения понятий «выявление», «обнаружение» и «раскрытие» преступления. На наш взгляд, термин «обнаружение преступления» целесообразно употреблять в тех случаях, когда не требуется усилий по установлению (вскрытию) криминального события, так как информация о нем как бы «лежит» на поверхности.

Дефиниция «выявление преступления» по своему содержанию шире и включает в себя обнаружение преступления. Поэтому с прагматической точки зрения целесообразно оперирование в таких ситуациях двумя терминами – соответственно «обнаружение» и «выявление» преступления. Тем самым обусловлена целесообразность разграничения по объему понятия «раскрытие преступления». В широком смысле «раскрытие» включает в себя деятельность по «обнаружению» и «выявлению» преступления.

Как было отмечено выше, в криминалистическом и оперативно-розыскном смысле понятие «раскрытие преступления» означает обнаружение преступника (получение информации о преступлении и о лице, его совершившем), а изобличение виновного «скорее характеризует стадию расследования преступления, чем раскрытие его, ибо оно уже раскрыто (преступник найден)»[63].

Таким образом, под раскрытием преступления следует понимать систему организационных, оперативно-розыскных и следственных действий, обеспечивающих на начальном этапе расследования в установленном законом порядке быстрое обнаружение и закрепление следов преступления, совершенного в условиях неочевидности, и установление лица, его совершившего.

Существенно видоизменяются задачи в борьбе с латентными преступлениями, к которым в большинстве своем прежде всего относятся преступления в сфере экономики. Первичная информация о такого рода преступлениях поступает в правоохранительные органы, как правило, в результате целенаправленной поисковой работы, позволяющей выявить признаки преступления и причастности лица к его совершению. При этом признаки, свидетельствующие о причастности тех или иных лиц в совершении преступления, обнаруживаются до возбуждения уголовного дела.

В этой связи под выявлением преступления следует понимать осуществление комплекса мероприятий, направленных на собирание информации о возможном латентном преступлении и на ее предварительную проверку с целью установления признаков преступного деяния, служащих достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.

Таким образом, если при раскрытии преступлений аппаратом уголовного розыска наиболее сложной задачей является установление лиц, причастных к их совершению, то в аналогичной ситуации перед сотрудниками аппаратов ЭБиПК такой задачей является квалифицированная проверка причастности подозреваемых лиц в совершении замаскированных и других корыстных правонарушений.

Осуществляя раскрытие преступлений, аппараты уголовного розыска направляют свои усилия на решение трех основных задач:

– своевременное обнаружение (выявление) признаков совершения преступления (достигается эффективным применением сил, средств и методов ОРД во взаимодействии с другими службами органов внутренних дел);

– обнаружение (выявление) лиц, совершивших неочевидные преступления (достигается оперативным реагированием на заявления и сообщения граждан, в том числе конфидентов, осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, личным сыском, использованием учетов ОВД, активным взаимодействием с другими службами и т. п.);

– обеспечение условий успешного проведения предварительного следствия по уголовным делам, т. е. осуществление оперативного сопровождения следствия (достигается выполнением отдельных поручений следователя, в том числе с использованием возможностей конфидентов, участием в работе следственно-оперативных групп и т. п.).

Раскрытие преступлений аппаратами ЭБиПК в сфере экономической деятельности представляет собой многогранный процесс, который складывается под влиянием различных факторов. В то же время в этом процессе принято выделять следующие основные этапы:

– получение первичной информации о подготавливаемом, совершающемся или совершенном противоправном деянии;

– организация предварительной оперативной проверки полученной информации с целью выявления признаков преступления и лиц, причастных к его совершению;

– в случае подтверждения первичной информации, осуществление документирования преступных действий подозреваемых лиц в объеме, достаточном для возбуждения уголовного дела;

– реализация данных, полученных в ходе оперативной проверки лиц, причастных к преступной деятельности, т. е. возбуждение уголовного дела.

Раскрытие преступлений оперативными аппаратами органов внутренних дел осуществляется совместно с органами предварительного расследования, другими службами ОВД, оперативными частями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, а также с другими правоохранительными и иными государственными органами, общественными формированиями.

В соответствии с задачами уголовного судопроизводства раскрытие преступлений должно осуществляться быстро и полно.

Быстрое раскрытие преступлений предполагает, что моменты обнаружения преступлений и их раскрытие должны быть максимально сближены, что создает благоприятные тактические и процессуальные условия деятельности органов дознания и предварительного следствия.

В то же время оно оказывает предупредительное влияние на морально неустойчивых лиц, вынашивающих преступные намерения или ведущих антиобщественный образ жизни.

Полное раскрытие преступлений означает установление всех причастных к преступлению лиц, доказательств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемых, а также обстоятельств, отягчающих или смягчающих их ответственность. Кроме того, оно предполагает обеспечение возмещения нанесенного преступниками ущерба, установление имущества, подлежащего конфискации по преступлениям коррупционной направленности, выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Таким образом, осуществляя быстрое и полное раскрытие преступлений, оперативные аппараты способствуют реализации принципа неотвратимости наказания, сущность которого заключается в том, чтобы ни один случай преступления не оставался нераскрытым.

6.5. Личный сыск и его возможности
в оперативно-розыскном процессе

Личный сыск является классическим методом оперативно-розыскной деятельности и предполагает личное (непосредственное) осуществление оперативным работником оперативно-розыскных мероприятий. С помощью личного сыска могут раскрываться как отдельные преступления, так и добываться необходимая оперативно-розыскная информация, имеющая значение для выявления, предупреждения или раскрытия преступлений.

Отнесение тех или иных мероприятий, проведенных оперативным работником, к личному сыску сопряжено с определенными трудностями. Эти трудности вызываются тем, что, организуя оперативно-розыскную деятельность по делу оперативного учета или в связи с проверкой первичной информации, оперативный работник всегда имеет непосредственное отношение к проводимым в связи с этим мероприятиям. Организуя оперативно-розыскные мероприятия, оперативный работник анализирует имеющуюся у него информацию, выдвигает на ее основе оперативно-розыскные версии, планирует необходимую работу, направленную на решение тех или иных задач оперативно-розыскной деятельности. Как правило, к реализации планируемых мероприятий привлекаются необходимые, по мнению оперативного работника, силы – лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе, сотрудники других подразделений органов дознания, специалисты и т. д. Получаемая ими оперативно-розыскная информация носит опосредованный для оперативного работника характер, т. к. непосредственным субъектом ее получения является другое лицо.

В ряде случаев, в зависимости от конкретной оперативно-розыскной ситуации, оперативный работник является не только организатором, но и исполнителем того или иного оперативно-розыскного мероприятия. В подобных случаях он выступает непосредственным получателем оперативной информации в связи с личным проведением оперативно-розыскного мероприятия. Такая особенность проведенного оперативно-розыскного мероприятия и позволяет говорить о том, что соответствующая оперативно-розыскная информация была получена личным сыском.

Под сыском принято понимать «выслеживание и розыск преступников»[64]. Очевидно, что категория «личный» предполагает непосредственное участие того или иного лица в предупреждении и раскрытии преступлений.

Личный сыск как комплекс оперативно-розыскной деятельности заключается:

1) в непосредственном конспиративном восприятии оперативным работником (или иным сотрудником ОВД) окружающей обстановки в местах возможного появления лиц, представляющих оперативный интерес;

2) их распознавании;

3) принятии адекватного решения[65].

В литературе по оперативно-розыскной деятельности встречаются различные точки зрения относительно понятия и содержания личного сыска. Так, одни авторы относят его к комплексному методу оперативно-розыскной деятельности, в процессе которого имеет место применение непосредственно оперативным работником приемов распознания преступников, оперативного наблюдения, оперативной установки и агентурной работы в целях решения задач борьбы с преступностью. С точки зрения других, личный сыск представляет собой своеобразную организационно-тактическую форму осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях борьбы с преступностью непосредственно оперативным работником[66]. В учебнике «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел», изданном Академией МВД РФ в 1999 г., личный сыск сводится к непосредственному осуществлению субъектами оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел комплекса разведывательно-поисковых мероприятий путем применения необходимой совокупности оперативно-розыскных методов и средств, выбор и сочетание которых диктуется конкретной оперативной обстановкой и задачами по борьбе с преступностью.

По нашему мнению, личный сыск целесообразнее рассматривать не как метод, а как организационно-тактическую форму деятельности оперативных сотрудников[67]. Таким образом, под личным сыском следует понимать организационно-тактическую форму осуществления оперативно-розыскных мероприятий лично самим оперативным сотрудником, направленную на решение задач ОРД и заключающуюся в оперативном распознании объектов, представляющих оперативный интерес, по заранее известным поисковым признакам с целью установления их групповой принадлежности или тождества.

Следует отметить, что оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в ходе личного сыска, обладают рядом преимуществ, а именно:

– высоким уровнем достоверности полученной оперативно-розыскной информации, не требующей дополнительной проверки со стороны оперативного работника;

– высоким уровнем конспирации проводимого мероприятия и полученной при этом оперативно-розыскной информации;

– сокращением сроков получения и реализации оперативно-розыскной информации;

– рациональным использованием иных сил оперативно-розыскной деятельности;

– возможностью использования оперативной техники, недоступной иным субъектам оперативно-розыскной деятельности (лицам, оказывающим содействие на конфиденциальной основе; отдельным гражданам и т. п.);

– возможностью немедленного реагирования на сложившуюся оперативно-розыскную ситуацию, включая предупреждение преступления на стадии покушения, задержание преступника с поличным и др.;

– возможностью использования показаний оперативного работника в качестве источника доказательств.

К издержкам личного сыска можно отнести:

– значительные временные затраты, ограничивающие организационный потенциал оперативного работника в целом;

– реальную возможность расшифровки оперативного работника перед преступником или в криминальной среде;

– высокую степень риска оперативного работника в случае его расшифровки и др.

Учитывая преимущества личного сыска и его издержки, оперативный работник должен хорошо продумывать возможные последствия личного (непосредственного) проведения наиболее сложных оперативно-розыскных мероприятий и только после этого принимать соответствующее решение.

Чаще всего личный сыск применяется при необходимости оперативного поиска лиц, представляющих оперативный интерес, в местах массового скопления людей или возможного появления преступников (вокзалы, рынки, парки, бары и т. п.), а также при необходимости получить или проверить сведения о конкретных лицах по месту их работы, проживания или отдыха. Применяется он и при поиске конкретных лиц в ходе осмотра места происшествия для получения сведений о приметах преступника, орудиях преступления, похищенных вещах, используемых преступниками транспортных средствах и т. д.

Таким образом, личный сыск позволяет эффективно выявлять оперативно-значимую информацию и лиц, представляющих оперативный интерес, наблюдать за ними, диагностировать их преступное поведение и пресекать подготавливаемые и совершаемые ими преступления.

Возможности личного сыска хорошо иллюстрируются следующим примером. В одном из городов России в учреждениях и организациях участились случаи краж денег из сумочек. Потерпевшими оказывались женщины, а кражи совершались, как правило, в день выдачи зарплаты либо аванса. Причем преступник похищал только часть денег, остальные оставались в кошельках и сумочках, что наводило на подозрение о том, что кражи совершаются кем-то из своих. Вместе с тем при отработке различных версий в поле зрения оперативного работника попал некто Петренко, молодой человек, недавно вернувшийся в город после службы в армии. Он периодически появлялся в учреждениях, где происходили кражи, вступал в контакты, заводил знакомства, свои посещения мотивировал желанием устроиться на работу. Оперативный работник принял решение лично понаблюдать за ним. Установив его место жительства и выяснив, когда в отдельных учреждениях выдавалась заработная плата, оперативный работник взял Петренко под личное оперативное наблюдение. Выйдя около 11 часов утра из дома и послонявшись по центральным улицам, Петренко направился сначала в страховую компанию, затем зашел в городскую поликлинику, после чего – в контору строительной организации. Посетив перечисленные места, отправился в ресторан, где заказал обед с обильной выпивкой. Оставив Петренко в ресторане, оперативный работник принял решение посетить организации, в которых побывал наблюдаемый, и обнаружил, что после пребывания Петренко в строительной организации у ее сотрудницы была похищена часть зарплаты, и произошло это в момент, когда женщина отлучалась из кабинета, оставив на столе сумочку с деньгами. По месту жительства Петренко были проведены разведывательные опросы, которые дали интересные данные о его образе жизни и поведении. Соседи из числа его сверстников рассказали, что Петренко не спешит устраиваться на работу, в то же время не нуждается в средствах, курит дорогие сигареты, часто выпивает, посещает дорогие рестораны и бары, разъезжает на такси. В связи с этим за Петренко было установлено скрытое наблюдение силами оперативно-поисковой службы, отработаны его связи, проведены оперативно-разведывательные мероприятия в ряде учреждений и организаций, которые позволили выявить около 15 потерпевших. Заявления о кражах от них не поступали. Затем были установлены химические ловушки, из которых одна, при посещении в очередной раз этого учреждения Петренко, «сработала». Изобличенный в краже Петренко, сознался еще в 20 эпизодах краж. При обыске у него на квартире обнаружили список различных учреждений и составленный им график выдачи заработной платы[68].

К задачам личного сыска принято относить:

1) выявление признаков конкретных преступлений;

2) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений;

3) предупреждение замышляемых, подготавливаемых преступлений, пресечение покушений на преступление;

4) выявление лиц, замышляющих, подготавливающих либо совершающих преступления, установление их связей и фактов преступной деятельности;

5) выявление лиц, которые могут быть свидетелями по уголовному делу, и пострадавших;

6) получение биографических и других сведений о лицах, представляющих оперативный интерес;

7) преследование преступников по «горячим следам»;

8) обнаружение похищенного, орудий и средств совершения преступлений;

9) установление места нахождения преступников, бежавших из мест лишения свободы и скрывшихся от следствия и суда, и их задержание;

10) выявления криминогенных объектов и территорий и др.

В зависимости от числа лиц, осуществляющих поисковые мероприятия в ходе личного сыска, принято различать индивидуальный и групповой личный сыск.

К общим требованиям личного сыска принято относить:

– активность, состоящую в быстром и максимально полном использовании всех возможностей оперативно-розыскной деятельности для решения поставленных задач;

– наступательность, заключающуюся в том, что оперативный работник должен опережать действия преступников по подготовке к совершению преступления или сокрытию его следов;

– целеустремленность, обеспечивающую полное использование имеющихся сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности для решения конкретных оперативно-тактических задач и достижения конечной цели;

– достоверность полученной в процессе личного сыска информации.

Субъектами личного сыска могут быть все сотрудники органов внутренних дел и других органов дознания, поскольку рассматриваемая организационно-тактическая форма осуществления поисковой деятельности в целях решения задач борьбы с преступностью и правонарушениями является относительно доступной. Наряду с сотрудниками оперативных аппаратов органов внутренних дел элементы личного сыска используют, например, участковые уполномоченные полиции, сотрудники ГИБДД, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних и т. п.

Объектами личного сыска могут выступать лица, представляющие оперативный интерес, их связи, а также криминогенные территории и организации (ночные клубы и казино, в которых сбываются наркотики, общественный транспорт и т. д.). Кроме того, объектами личного сыска могут являться предметы, документы, события, представляющие оперативный интерес.

Правовая основа применения личного сыска представлена совокупностью правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных актах, регламентирующих применение оперативно-розыскных сил, средств и методов в целях предупрежден

Наши рекомендации