Правовые основы представления и использования
оперативно-розыскной информации
в уголовном судопроизводстве
В ст. 11 ФЗ «Об ОРД» говорится об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности. Очевидно, что результаты оперативно-розыскной деятельности представляют собой не что иное, как информацию, содержащуюся на различных носителях – в письменных документах, аудио- и видеоматериалах, фотографиях и т. д. Использование результатов оперативно-розыскной
деятельности тождественно использованию соответствующих видов информации.
В соответствии с названной статьей оперативно-розыскная информация может быть использована для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Оперативная информация, содержащаяся в ряде служебных документов (рапортах, объяснениях граждан, справках и т. д.) может служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Несколько иная интерпретация использования оперативной информации дается в ст. 89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которой «в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам» Уголовно-процессуальным кодексом. По мнению В.И. Зажицкого, название статьи «не соответствует содержанию данной статьи закона, поскольку она содержит запрет использовать в процессе доказывания такие результаты, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим кодексом. Но совершенно очевидно, что в ходе оперативно-розыскной деятельности никогда не могут быть получены результаты, которые отвечали бы таким требованиям»[34].
Буквальное толкование содержания рассматриваемой статьи позволяет исходить и «от противного», допускающего полную аналогию со ст. 11 ФЗ «Об ОРД». Статья 89 УПК содержит запрет прямого использования материалов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств, однако это не исключает, а в ряде случаев даже предполагает, преобразование оперативно-розыскной информации в доказательства посредством производства необходимых процессуальных действий в соответствии с требованиями УПК. Как справедливо отмечает С.А. Бояров, ст. 89 УПК РФ целесообразно придать «не пресекательный, а разрешительный характер», указав в ее содержании, что «результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в качестве доказательств, если они отвечают требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и проверены прокурором»[35]. На неудачную формулировку названия ст. 89 УПК и ее редакции, допускающих противоположное толкование одной и той же правовой нормы, обращает внимание и В.И. Зажицкий[36].
Представление оперативно-розыскной информации в суд должно иметь и ограничения, определяемые содержанием ст. 15 УПК «Состязательность сторон». В соответствии с этой статьей суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Подобное положение суда исключает представление ему оперативной информации о личности участников судебного разбирательства, доказанности тех или иных обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу, целесообразности применения отдельных мер уголовно-процессуального принуждения. Такая информация, вопреки имеющимся материалам уголовных дел, может отрицательно повлиять на внутреннее убеждение судьи, на оценку доказательств. Чрезвычайно важно своевременно информировать судебные органы
о возможных провокациях, террористических актах и т. п. для принятия эффективных мер в целях их предотвращения.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об ОРД» оперативно-розыскная информация, независимо от источника ее получения, представляется органу дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Как правило, представляемая информация не является полной копией документов, которыми оформляются соответствующие оперативно-розыскное мероприятия или иные оперативно-розыскные действия. Оперативная информация в таких случаях имеет форму служебного письма (записки, справки, меморандума), а ее содержание должно исключать расшифровку источника информации, других используемых в этих целях конспиративных приемов.
ГЛАВА 4
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
4.1. Понятие и классификация оперативно-розыскных
мероприятий
Оперативно-розыскные мероприятия представляют собой один из основных источников оперативно-розыскной информации. Перечень оперативно-розыскных мероприятий содержится в ст. 6 ФЗ «Об ОРД». Под оперативно-розыскными мероприятиями принято понимать предусмотренные законом действия преимущественно конспиративного характера, осуществляемые должностными лицами оперативных аппаратов в целях получения и проверки оперативной информации об обстоятельствах, имеющих значение для предупреждения и раскрытия преступлений, осуществления розыскной работы, а также решения иных задач оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться исключительно должностными лицами оперативных аппаратов в целях получения и проверки оперативной информации об обстоятельствах, представляющих оперативный интерес. Проведение оперативно-розыскных мероприятий соответствующими должностными лицами вовсе не означает, что к участию в их проведении не могут привлекаться иные субъекты оперативно-розыскной деятельности. Более того, проведение оперативно-розыскных мероприятий, как правило, предполагает участие в этих мероприятиях соответствующих лиц из числа субъектов оперативно-розыскной деятельности. Так, применение при проведении оперативно-розыскных мероприятий средств оперативной техники нередко вызывает необходимость использования помощи специалистов, в качестве которых, как правило, выступают сотрудники экспертно-криминалистических подразделений органов дознания (эксперты-криминалисты). К участию в оперативно-розыскных мероприятиях могут привлекаться и иные специалисты (сотрудники контрольно-ревизионных органов, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных организаций и учреждений, а также частные лица).
Особое место в проведении оперативно-розыскных мероприятий занимают лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе. Выполняя задания по получению или проверке оперативной информации, такие лица в своей деятельности невольно обращаются к возможностям тех или иных оперативно-розыскных мероприятий (опросы, осмотры, наблюдение и т. п.). Однако организатором подобных оперативно-розыскных мероприятий во всех случаях выступает сам оперативный работник. Давая определенное задание, оперативный работник обязан инструктировать соответствующих лиц о том, какие тактические приемы следует использовать в целях получения нужной информации, какую применять оперативную технику и как следует ее использовать при этом. Такие инструктирования охватывают обучением лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным аппаратам. Необходимость проведения в подобных случаях тех или иных оперативно-розыскных мероприятий определяет сам оперативный работник, ориентируясь на стоящие перед ним задачи, он же несет ответственность за их результаты.
Изложенное со всей очевидностью свидетельствует о том, что субъектом оперативно-розыскных мероприятий во всех случаях является сам оперативный работник. Он же, как правило, осуществляет документальное оформление хода и результатов проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Иные привлекаемые к их проведению лица являются всего лишь участниками оперативно-розыскных мероприятий независимо от личного вклада в получение необходимой оперативной информации.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об ОРД» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: 1) опрос; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравнительного исследования; 4) проверочная закупка; 5) исследование предметов и документов; 6) наблюдение; 7) отождествление личности; 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 10) прослушивание телефонных переговоров; 11) снятие информации с технических каналов связи; 12) оперативное внедрение; 13) контролируемая поставка; 14) оперативный эксперимент.
Перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В специальной литературе предлагается несколько классификаций оперативно-розыскных мероприятий:
– в зависимости от времени (продолжительности) проведения оперативно-розыскные мероприятия можно подразделять на разовые и длящиеся;
– в зависимости от формы проведения – на гласные и негласные;
– в зависимости от необходимости санкционирования оперативно-розыскных мероприятий – на не требующие какого-либо санкционирования, требующие ведомственного санкционирования и требующие судебного решения.
Возможны и другие виды классификации.
Представляется, что наиболее удачной является классификация, в основу которой положена необходимость санкционирования оперативно-розыскных мероприятий на ведомственном уровне или судом. В соответствии с этой классификацией оперативно-розыскные мероприятия могут быть:
а) не требующими какого-либо санкционирования (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка и др.);
б) требующими ведомственного санкционирования (проверочная закупка и контрольная поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен; оперативное внедрение; оперативный эксперимент и др.);
в) требующими судебного решения (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание
телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи и др.)[37].