Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности основывается на соответствующих правовых принципах. Институт правовых принципов является достаточно устоявшимся и исследованным в юридической литературе. Под правовыми принципами принято понимать «основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они составляют основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую
демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства»[22]. В теории оперативно-розыскной деятельности ее принципы определяются как «руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и определяющие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД»[23].

Отдельные составляющие приведенного определения нуждаются в уточнении. Так, одно из свойств института принципов ОРД состоит в выраженности в нормах законодательных актов. В связи с этим обращает на себя внимание то, что в действительности ряд принципов основывается и на соответствующих положениях ведомственных нормативных актов. Даже сам автор приведенного определения, обращаясь к системе принципов, отмечает, что ряд принципов вытекает и из «ведомственных нормативных правовых актов»[24]. Очевидно, что отмеченное не вызывает возражений. Таким образом, в определении сущности принципов оперативно-розыск­ной деятельности целесообразно было бы указанное свойство расширить, связав его не только с законодательными актами, но и с подзаконными (ведомственными) нормативными актами.

Представляется также излишним увязывание принципов оперативно-розыскной деятельности с представлениями граждан относительно «сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД». В самом широком смысле такое утверждение, возможно, и верно. В действительности же соответствующие «представления» основываются на подходах сотрудников оперативных аппаратов, ученых и законодательного органа государства. Оценить соответствие перечисленных категорий лиц и органов мнению всего народа сложно. К тому же немногие из граждан имеют достаточное представление о процедурах «осуществления ОРД», которые в большей части относятся к тактике оперативно-розыскной деятельности, составляющей государственную тайну.

Учитывая изложенное, принципы оперативно-розыскной деятельности можно определить как руководящие идеи и основополагающие исходные начала, выработанные практикой оперативно-розыскной деятельности и выраженные в законах и подзаконных нормативных актах, определяющих сущность и основное содержание соответствующего вида правоохранительной деятельности, отражающие в себе политические, экономические и социальные закономерности развития общества, направленные на обеспечение цивилизованного решения задач оперативно-розыскной деятельности и борьбы с преступностью в целом.

Другим важнейшим свойством института принципов оперативно-розыскной деятельности является их система, непосредственно определяющая основное содержание и особенности рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. Под системой принципов оперативно-розыскной деятельности понимается интегрированная в структурно упорядоченное единство совокупность правовых норм, обладающих относительной самостоятельностью и обеспечивающих наиболее полное и эффективное решение задач по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, а также реализацию иных задач правоохранительной деятельности с использованием оперативно-розыскных возможностей. Система принципов оперативно-розыскной деятельности приведена в ст. 3 ФЗ «Об ОРД» и включает в себя такие принципы, как законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирацию и сочетание гласных и негласных методов и средств.

Действующую систему принципов оперативно-розыскной деятельности принято классифицировать на две основные группы: общеправовые и специальные принципы[25]. Общеправовые принципы также присущи и иным видам правоохранительной деятельности, как и функционированию государства в целом. Из перечисленных в названной статье ФЗ «Об ОРД» принципов оперативно-розыскной деятельности к ним относятся законность и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При этом следует иметь в виду, что в каждой сфере правоохранительной деятельности общеправовые принципы имеют свое содержание, определяемое особенностями оперативно-розыскной
деятельности. Специальные принципы присущи исключительно оперативно-розыскной деятельности и отражают специфику и характер всех ее направлений и категорий. К системе специальных принципов оперативно-розыскной деятельности в редакции названного Закона относятся принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности состоит в обязанности соответствующих должностных лиц, а также иных лиц, вовлеченных в оперативно-розыскную деятельность, неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, ФЗ «Об ОРД», другие федеральные законы и подзаконные (в т. ч. ведомственные) нормативные акты в целях оптимального решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Содержание названного принципа основывается на положении ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Прежде всего изложенное конституционное требование распространяется на деятельность оперативных аппаратов и должностных лиц, непосредственно осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При этом оперативные аппараты и должностные лица обязаны строго соблюдать требования законов и подзаконных нормативных актов, относящиеся как к основаниям и порядку производства оперативно-розыскных мероприятий, так и к сфере обеспечения прав и свобод граждан, вовлеченных в оперативно-розыскную деятельность. На оперативно-розыскную деятельность, как разновидность правоохранительной деятельности, распространяется презумпция невиновности, в соответствии с которой объект оперативной проверки (разработки) считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Лица – участники оперативно-розыскных правоотношений вправе отстаивать свои интересы, используя любые средства, которые прямо не запрещены законом.

Нарушение требований законов и подзаконных нормативных актов должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, влечет за собой привлечение этих лиц к соответствующему виду юридической ответственности.

Нельзя не заметить, что, как справедливо замечает В.П. Кашепов, отдельные противоречия, содержащиеся в ФЗ «Об ОРД», отрицательно сказываются на режиме законности в оперативно-розыскной деятельности. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 5 названного Закона органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается «подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация)». Однако без законодательного определения критериев провокационных действий оперативных сотрудников приведенное положение вступает в противоречие с другими нормами, с действующим законодательством. Проверочная закупка, оперативное внедрение и другие действия, осуществляемые в рамках оперативного законодательства, переводят эти оперативно-розыскные мероприятия «в категорию незаконных действий. Возникает вопрос о разграничении этих действий с действиями подстрекателя, организатора и пособника»[26].

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности также основано на соответствующих конституционных положениях. Так, в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина закреплено в ФЗ «Об ОРД» в качестве принципа оперативно-розыскной деятельности, т. к. имеет особое значение при использовании оперативными аппаратами и их должностными лицами комплекса негласных сил, средств и методов в решении стоящих перед ними задач. Негласность оперативно-розыскных мероприятий, в отличие, например, от уголовного судопроизводства, не позволяет человеку, в отношении которого они проводятся, встать на защиту своих
интересов. При проведении негласных оперативно-розыскных
мероприятий человек, как уже отмечалось выше, не осведомлен о вторжении оперативного аппарата в сферу его конституционных прав и свобод. Прежде всего это касается таких прав, как право на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, неприкосновенность жилища и др. В связи с этим при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативным работникам приходится постоянно балансировать между законностью проводимых оперативно-розыскных мероприятий и вторжением в охраняемые законом конституционные права и свободы человека, в отношении которого эти мероприятия проводятся.

Очевидно, что в отдельных случаях в интересах общества и государства не исключается ограничение конституционных прав и свобод отдельных лиц, однако допускается это исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ констатируется, что права и свободы «человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Изложенные обстоятельства со всей очевидностью предполагают законодательную регламентацию всех без исключения случаев (когда компетентные государственные органы могут вторгаться в конституционные права и свободы личности) и порядок такого вторжения, обусловливающий его законность и обоснованность. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 6 ФЗ «Об ОРД» запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то названным Законом физическими и юридическими лицами. В ст. 7 ФЗ «Об ОРД» перечисляются основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, и никакие иные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве таких оснований. Как следует из содержания статьи, основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий являются отношения, имеющие наиболее важное для общества значение – борьба с преступностью, угроза государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности, розыск скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, допуск конкретных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья, для окружающей среды, и некоторые другие. В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об ОРД» проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. Закон предусматривает и иные условия и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые будут рассматриваться ниже.

В теории оперативно-розыскной деятельности к общим принципам принято относить также принцип плановости, научности и некоторые другие, которые не рассматриваются в данном пособии.

Конспирация как принцип оперативно-розыскной деятельности занимает особое место в системе принципов рассматриваемого вида правоохранительной деятельности и относится к так называемым специальным принципам. Именно он отражает основную особенность оперативно-розыскной деятельности – ее преимущественно негласный характер.

В соответствии с ч. 5 ст. 14 ФЗ «Об ОРД» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны соблюдать правила конспирации.

Конспирация в переводе с латинского (conspiratio) – это «методы, применяемые… для сохранения в тайне своей деятельности; соблюдение, сохранение тайны»[27].

Как уже отмечалось, на негласность оперативно-розыскной деятельности обращается внимание в ст. 1 ФЗ «Об ОРД», определяющей сущность рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. Наиболее полно содержание конспирации отражается в ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об ОРД», в соответствии с которой сведения «об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность».

Принцип конспирации имеет двоякое значение. Во-первых, он обеспечивает негласный характер сотрудничества отдельных граждан и должностных лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и таким образом защищает их от физической и иной расправы со стороны преступных элементов.
Во-вторых, названный принцип имеет и тактическое значение, создавая условия для упреждающего характера оперативно-розыскных мероприятий, и затрудняет противодействие проверяемых и разрабатываемых деятельности оперативных аппаратов по их разоблачению и привлечению к уголовной ответственности.

Конспирация оперативно-розыскной деятельности имеет и моральные аспекты, т. к. исключает необоснованную компрометацию проверяемых лиц в связи с поступившей в отношении них информацией о причастности к совершению преступлений в случаях, когда эта информация не нашла своего подтверждения.

Содержание принципа конспирации включает в себя также нормативные ограничения пределов доступа к оперативно-розыск­ной информации отдельных лиц в зависимости от их должностного и иного (например, отдельные граждане) статуса. При этом во всех случаях в соответствии с ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 21 ФЗ «Об ОРД» сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются только с их письменного согласия (за исключением случаев привлечения перечисленных лиц к уголовной ответственности).

Наиболее подробно конспиративные особенности оперативно-розыскной деятельности регламентируются ведомственными нормативными актами.

Сочетание гласных и негласных методов и средств также занимает важное место в системе принципов оперативно-розыскной деятельности. Содержание этого принципа основывается на вышеприведенном фрагменте ст. 1 ФЗ «Об ОРД» о гласном и негласном характере оперативно-розыскной деятельности. Гласность оперативно-розыскной деятельности определяется законодательной регламентацией этого вида правоохранительной деятельности как ФЗ «Об ОРД», так и федеральными законами, касающимися деятельности министерств и ведомств, наделенных оперативно-розыскными полномочиями (Закон «О полиции», Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон «О службе внешней разведки» и др.). Значительная часть оперативных структур и их должностных лиц носит открытый характер. Так, не составляют тайны цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, ее субъекты, их права и обязанности, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью и т. д. Всем известно, например, что в органах внутренних дел аппараты уголовного розыска, аппараты экономической безопасности и противодействия коррупции постоянно работают с населением, участвуют в рассмотрении жалоб и заявлений, изучают оперативную обстановку, решая тем самым ответственные задачи по борьбе с общеуголовной и экономической преступностью. Одновременно оперативно-служебная деятельность должностных лиц эти аппаратов в большей части носит конспиративный характер и связана с постоянным использованием негласных сил, средств и методов в решении стоящих перед ними задач.

Гласность оперативно-розыскной деятельности определяется и ее направленностью преимущественно на борьбу с преступностью. Такая направленность вызывает необходимость постоянного взаимодействия должностных лиц оперативных аппаратов со следователями, реализации оперативно-розыскной информации с ее преобразованием в процессуальную. Содержание ст. 140, 143 УПК РФ и ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об ОРД» позволяет использовать оперативно-розыскную информацию в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, а также в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства. Подобное преобразование оперативно-розыск­ной информации в процессуальную чаще всего и определяет содержание рассматриваемого принципа оперативно-розыскной деятельности.

Негласность же в оперативно-розыскной деятельности прежде всего проявляется при осуществлении должностными лицами оперативных аппаратов конфиденциального сотрудничества с гражданами, проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий, организации работы по делам оперативного учета и т. д.

В теории оперативно-розыскной деятельности принято выделять и иные специальные принципы оперативно-розыскной деятельности, не отраженные в ФЗ «Об ОРД», но реализуемые в практической деятельности оперативных аппаратов. Однако останавливаться на них в пределах данного пособия представляется излишним. Тем не менее заслуживает особого внимания принцип высокой оперативной готовности и наступательности. В соответствии с этим принципом оперативные аппараты всегда должны быть готовы своевременно и эффективно реагировать на любой факт преступления, изменения оперативной обстановки в целом, а также упреждать своими действиями замыслы и намерения преступных элементов, в частности предупреждать замышляемые и подготавливаемые преступления, пресекать покушения на преступления. Особое значение при этом имеют преступления с так называемыми необратимыми тяжкими последствиями (террористические акты, убийства и т. п.). Очевидно, что каждое совершенное преступление с необратимыми тяжкими последствиями является свидетельством недостаточной эффективности работы оперативных аппаратов, своевременно не выявивших и не предупредивших это преступление на этапе его подготовки или покушения на него.

ГЛАВА 2

     
  Принципы оперативно-розыскной деятельности - student2.ru
 
  Принципы оперативно-розыскной деятельности - student2.ru


Наши рекомендации