Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют нормативные акты, в содержании которых имеются правовые нормы, непосредственно касающиеся назначения, организации и регламентации рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. В общей теории права совокупность нормативных актов, касающихся какой-либо области общественных отношений, охватывается категорией источников права. Названная категория присуща всем отраслям отечественного права, в частности – уголовно-процессуальному праву. Однако в оперативно-розыскной деятельности такую совокупность нормативных актов принято называть ее правовой основой.
Связано такое положение в понятийном аппарате оперативно-розыскной деятельности с тем, что категория источников права определяется соответствующими отраслями права. В настоящее время оперативно-розыскная деятельность, несмотря на свой юридический характер, не рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права. Следует заметить, что отдельные ученые в области теории оперативно-розыскной деятельности все чаще высказывают мнение о целесообразности включения в систему отраслей права оперативно-розыскного права[18]. В связи с этим наряду с категорией правовой основы оперативно-розыскной деятельности допустимо рассматривать и категорию правовых источников оперативно-розыскной деятельности. Категории «правовая основа», «правовые источники» и «источники права» не имеют принципиальных различий и по своему содержанию тождественны. Очевидно, что пока система отраслей права не будет дополнена оперативно-розыскным правом, неуместно говорить об источниках непринятой отрасли права.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об ОРД» правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют:
– Конституция Российской Федерации;
– Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
– другие федеральные законы и законы Российской Федерации, имеющие отношение к регламентации оперативно-розыскной деятельности;
– иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России. В Конституции Российской Федерации содержится ряд положений, непосредственно касающихся оперативно-розыскной деятельности. Первостепенного внимания заслуживают конституционные нормы, содержащиеся в гл. 2 Конституции РФ и касающиеся прав и свобод личности. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 23 Основного Закона каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На основании ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц и иначе как в случаях, прямо установленных федеральным законом и на основании судебного решения. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы личности могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч. 1 ст. 46
Основного Закона каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституция РФ также провозглашает обязанность государства обеспечивать права и свободы человека и гражданина.
Правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности заложены в ФЗ «Об ОРД». Содержание Закона представлено шестью главами, включающими в себя 23 статьи. В первой главе определяется сущность оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и принципы, правовая основа, а также гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Вторая глава посвящена проведению оперативно-розыскных мероприятий. В ней приводится система оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Ряд статей главы
касается информационного обеспечения и документирования в оперативно-розыскной деятельности, использования ее результатов в уголовном судопроизводстве и при решении вопроса о допуске отдельных лиц к рассматриваемому виду правоохранительной деятельности. Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяется в третьей главе. При этом перечисляются также полномочия этих органов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В отдельной статье закладываются основы социальной и правовой защиты должностных лиц, наделенных оперативно-розыскными полномочиями. Четвертая глава посвящена правовым основам содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Важное место в этой главе отводится социальной и правовой защите граждан, содействующих проведению оперативно-розыскной деятельности. В пятой главе определяются правовые и организационные основы финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Вопросы контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью представлены в нормах шестой главы. Положения ФЗ «Об ОРД» определяют основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, представляют собой базу ведомственных нормативных актов, непосредственно регламентирующих организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности.
К другим федеральным законам, имеющим непосредственное отношение к правовой основе оперативно-розыскной деятельности, следует отнести законы, регулирующие общественные отношения, возникающие и действующие в сфере оперативно-розыскной деятельности. Такие федеральные законы можно подразделить на три основные группы:
– законы, устанавливающие основные положения осуществления оперативно-розыскной деятельности;
– законы, регламентирующие деятельность отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности;
– законы, регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач оперативно-розыскной деятельности[19].
Первая группа прежде всего представлена такими основными законами, как Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Закон Российской Федерации «О безопасности» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Ко второй группе относятся: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс таможенного союза, Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральный закон «О внешней разведке», Федеральный закон «О государственной охране», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «О следственном комитете Российской Федерации» и некоторые другие.
Третью группу федеральных законов, отдельные нормы которых в той или иной мере имеют отношение к оперативно-розыскной деятельности, составляют: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральный закон «О связи», Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», Федеральный закон «О противодействии коррупции» и др.
К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти как составной части правовой основы оперативно-розыскной деятельности можно отнести:
– указы Президента Российской Федерации (например: Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» (с изменениями от 28.05.2015), Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (с изменениями на 30.12.2000), Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (с изменениями на 25.07.2014), Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (с изменениями от 13.07.2015), Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» (с изменениями на 14.02.2014) и др.;
– постановления Правительства Российской Федерации (от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» (с изменениями от 22.05.2008), от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (с изменением от 18.05.2009), от 1 июля 1996 г. № 770 (ред. от 01.07.2002) «Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности», утвержденное этим же постановлением «Положение о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации», от 27 августа 2005 г. № 538 «Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» (с изменениями от 10.04.2013) и др.);
– нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об ОРД» сведения об организации и тактике оперативно-розыскной деятельности составляют государственную тайну. В связи с этим рассматриваемая группа нормативных актов издается с соответствующими грифами секретности, и доступ к ним имеют только сотрудники и руководители оперативных аппаратов, а также должностные лица государственных органов, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью, при наличии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Руководители министерств и ведомств, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, издают также несекретные нормативные акты, касающиеся оперативно-розыскной деятельности, к которым, в частности, относятся: Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (утв. приказом МВД России, МО России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544); Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (утверждена приказами МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971, в ред. приказа МВД РФ № 727,
Минюста РФ № 302, ФСБ РФ № 480, ФСО РФ № 570, ФСКН РФ № 425, ФТС РФ № 1739 от 22 сентября 2009 г., зарегистрирована в Минюсте РФ 3 ноября 2006 г. № 8437) и др.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в правовую основу оперативно-розыскной деятельности входят также международные правовые акты, касающиеся борьбы с преступностью. Наряду с названной конституционной нормой, содержание ряда норм ФЗ «Об ОРД» в свою очередь свидетельствует о необходимости отнесения отдельных международных правовых актов к правовой основе оперативно-розыскной деятельности. Так, ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, а п. 3 ст. 14 обязывает оперативные аппараты исполнять запросы правоохранительных органов иностранных государств.
К числу наиболее значимых международных правовых актов, имеющих отношение к оперативно-розыскной деятельности, можно отнести такие, как: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, принятая 10 декабря 1984 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г.; Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, подписано в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подписано в г. Киеве 21 октября 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, подписано в г. Ашхабаде 17 февраля 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности, подписано на заседании Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ 16–18 декабря 1998 г. в г. Москве, и др.[20].
В последние годы в ряде публикаций стали появляться высказывания об отнесении к нормативным правовым актам судебных постановлений, разъясняющих отдельные положения законодательных законов в области оперативно-розыскной деятельности[21]. Однако подобная позиция небесспорна, т. к. судебные постановления правовых норм не создают и могут относиться только к актам толкования этих норм. Исключение составляют постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, которые, признавая те или иные нормы федеральных законов не соответствующими Конституции Российской Федерации, в определенной части меняют содержание таких законов.