Раздел 3. Административно-правовые формы и методы государственного управления

П Л А Н

проведения семинарского занятия по теме № 8 «Понятие и виды административно-правовых форм государственного управления. Правовые акты управления».

Время – 2 часа

Место – аудитория

Учебная цель занятия– выявить уровень знаний в классификации форм государственного управления

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:

1. Виды форм государственного управления, их значение в деятельности органов исполнительной власти.

2. Классификация административно-правовых актов управления.

3. Условия эффективности актов управления и порядок их подготовки и регистрации.

4. Виды актов управления, издаваемых в ОВД.

Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:

1. При подготовке 1 вопроса обратите внимание на то, что посредством форм практически реализуются задачи и функции управления. Вы должны знать, отчего зависит выбор конкретной формы управления.

2. При подготовке 2 вопроса за основу возьмите классификацию форм по следующим основаниям: по содержанию, целенаправленности и по способу выражения.

Вопросы для самоконтроля:

1. В каких документах юридически закрепляются формы государственного управления?

2. В чем отличие правовых форм государственного управления от не правовых форм?

3. Что включает в себя правоприменительная деятельность органов государственного управления?

4. Что означает конклюдентная форма управления?

5. Относится ли государственная регистрация, квотирование и лицензирование к правовым формам государственного управления?

6. Охарактеризуйте понятие «ничтожного» и «оспоримого» акта государственного управления.

7. Какие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ?

8. Каков порядок вступления в силу актов управления?

9. Какие требования предъявляются к изданию правовых актов управления?

П Л А Н

проведения семинарского занятия по теме № 9 «Понятие и виды методов государственного управления. Административное принуждение».

Время – 2 часа

Место – аудитория

Учебная цель занятия – выявить уровень знаний в области применения мер административного принуждения

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:

1. Виды методов государственного управления, их классификация.

2. Основные признаки административного принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения.

3. Цели и основания применения административно - предупредительных мер и мер административного пресечения.

4. Меры административного принуждения, применяемые ОВД.

Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:

1. При подготовке 1 вопроса обратите внимание на классификацию методов государственного управления по признаку использования властных полномочий, по способу воздействия на объекты управления и по целям воздействия субъекта управления на объект управления.

2. При подготовке 2 вопроса обратите внимание на то, что именно по признакам административного принуждения осуществляется отличие одного вида государственного принуждения от другого.

3. При подготовке к 3 вопросу изучите статьи 12-16 закона «О милиции», регламентирующего право сотрудников милиции на применение административного принуждения.

4. При подготовке к 4 вопросу изучите §3, 4, 5, 6, глава 17 учебника – Административная деятельность ОВД. Часть общая.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные черты методов государственного управления?

2. В каких сферах государственного управления чаще используется метод прямого воздействия?

3. В чем проявляется профилактическая направленность административно - предупредительных мер?

4. Существуют ли противоречия между правами сотрудников милиции по применению мер административного принуждения и правами граждан гарантированных Конституцией РФ?

5. Возможно ли применение огнестрельного оружия для пресечения административного правонарушения?

П Л А Н

проведения семинарского занятия по теме № 10 «Административно-правовые режимы»

Время – 2 часа.

Место – аудитория

Учебная цель занятия – выявить уровень знаний нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов государственного управления в чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях.

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:

1. Основания и порядок введения режима «Чрезвычайного положения».

2. Меры и временные ограничения, применяемые при введении режима чрезвычайного положения.

3. Основания и порядок ведения режима «Военного положения».

4. Права и обязанности ОВД в условиях административно-правовых режимов.

Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:

1. При подготовке к данной теме используйте федеральные законы, указанные в списке литературы.

2. Особо обратите внимание на временные меры по ограничению прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного и военного положения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие временные органы государственного управления могут создаваться на территории, где введено «Чрезвычайное положение»?

2. Какие временные ограничения могут быть введены в связи с противоправной деятельностью человека?

3. Могут ли создаваться на период ЧП специальные суды?

4. В каких случаях создается Федеральный орган управления территорией (ФОУТ)?

5. Кого должен уведомить Президент РФ в связи с введением «Военного положения»?

6. Какие права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ, не могут быть ограничены в условиях административно-правовых режимов?

Наши рекомендации