Часть Общая. РАЗДЕЛ 1. Административное право в правовой системе России
Часть Общая. РАЗДЕЛ 1. Административное право в правовой системе России
П Л А Н
проведения семинарского занятия по теме № 1 «Государственное управление как объект административного регулирования»
Время – 2 часа.
Место – аудитория.
Учебная цель занятия – закрепить теоретические знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной подготовки к семинару
Вопросы, подлежащие обсуждению на семинаре:
1. Система государственного управления. Сущность государственного управления и его функции.
2. Социально-правовые и организационные принципы управления.
3. Управление внутренними делами как подсистема государственного управления.
4. Принципы управления внутренними делами государства.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
1. При подготовке к 1 вопросу обратите внимание на то, что все виды социального управления имеют одинаковую структуру: субъект управления, объект управления и процесс управления (прямая и обратная связь). Разберитесь в чем же различия между государственным, муниципальным и общественным управлением.
2. При подготовке к 4 вопросу используйте комментарий к статье 3 Закона «О милиции».
Вопросы для самоконтроля:
1. Могут ли повлиять на эффективность государственного управления принципы деятельности субъектов управления, не закрепленные в законах и подзаконных актах?
2. Каковы перспективы развития государственного управления в ближайшее время?
3. В чем основное отличие государственного управления от негосударственного?
4. Какой из элементов государственного управления наиболее ярко влияет на эффективность деятельности государственных органов?
5. Как соотносятся понятия – Государственное управление и Исполнительная власть?
6. Сформулируйте понятие исполнительной, управленческойдеятельности.
7. Перечислите основные черты исполнительной, управленческой деятельности.
8. В чем отличие государственного управления от местного самоуправления?
9. Какие вы знаете сферы и отрасли управления? Чем характеризуется управление внутренними делами?
10. Что понимается под принципами государственного управления?
11. Раскройте содержание системы принципов государственного управления.
12. Изучите статью 3 Закона «О милиции».
Нормативно-правовые документы
1. Конституция РФ.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: по состоянию на 20.05.07. – М.: Проспект, 2007. – 335 с.
3. ФЗ РФ от 18.04.1991 г. в редакции 1999 г. «О милиции».
4. Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Рос.газ. от 13 мая 2008 г. № 100.
5. Указ Президента РФ от 16.07.2004 г. № 910 «О мерах по совершенствованию государственного управления» (с изменениями от 10 марта 2007 г.) // Рос.газ. от 20 июля 2004 г. № 153.
П Л А Н
проведения семинарского занятия по теме № 2 «Административное право и его система. Наука административного права»
Время – 2 часа
Место – аудитория
Учебная цель занятия– сформировать у курсантов систему понятий, отражающих теоретические положения об отрасли административного права и предмете его регулирования
Вопросы, подлежащие обсуждению на семинаре:
1. Виды общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Особенности системы административного права, изучаемого в учебных заведениях МВД России.
2. Методы административно-правового регулирования общественных отношений.
3. Источники административного права.
4. Роль науки в совершенствовании административного права и государственного управления, в том числе, в улучшении организации и повышении эффективности деятельности ОВД.
П Л А Н
проведения семинарского занятия по теме № 3 «Механизм административно-правового регулирования общественных отношений»
Время – 2 часа
Место – аудитория
Учебная цель занятия – закрепить в сознании курсантов необходимость знания и правильного применения норм административного права
Вопросы, подлежащие обсуждению на семинаре:
1. Характеристика элементов механизма административно-правового регулирования общественных отношений.
2. Структура и виды административно-правовых норм.
3. Структура и виды административно-правовых отношений.
4. Юридический факт, как условие возникновения административно-правовых отношений.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
1. При подготовке к 1 вопросу обратите внимание на систему элементов механизма административно-правового регулирования: административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, акты применения и акты толкования. Назовите органы, имеющие право официального толкования норм административного права.
2. При подготовке 2 вопроса обратите внимание на то, что структура административно-правовой нормы содержит в отличие от классической нормы такой элемент как – поощрение. Приведите примеры таких норм.
3. При подготовке 3 вопроса особое внимание должно быть обращено на основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
4. При подготовке 4 вопроса внимательно разберитесь с видами юридических фактов – действия и события. Приведите примеры действий и событий, которые являются юридическими фактами и влекут за собой возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Выпишите в тетрадь по лекциям виды административно-правовых норм (по 3 примера) из закона «О милиции» и Кодекса об административных правонарушениях: обязывающие, управомачивающие, запретительные, материальные и процессуальные.
П Л А Н
проведения семинарского занятия по теме № 4 «Физические лица»
Время – 2 часа
Место – аудитория
Учебная цель занятия – закрепить у курсантов знания в области прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в сфере государственного управления
Вопросы, подлежащие обсуждению на семинаре:
1. Элементы административно-правового статуса гражданина. Обстоятельства, влияющие на объем прав и свобод граждан.
2. Понятие гражданства и его принципы. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
3. Система гарантий прав и свобод граждан.
4. Роль органов внутренних дел и общественных формирований в обеспечении прав и свобод граждан.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
1. При подготовке 1 вопроса уделите внимание обстоятельствам, влияющим на объем прав и свобод граждан. Раскройте содержание каждого из них на конкретных примерах.
2. При подготовке 2 вопроса используйте ФЗ РФ «О гражданстве РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
3. При подготовке 3 вопроса уделите внимание юридическим и организационным гарантиям прав и свобод граждан. Выскажите свою точку зрения: насколько эффективна существующая система гарантий.
4. При подготовке 4 вопроса изучите ст.1-5 ФЗ РФ «О милиции», ст.1-3 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», ст. 3, 24 ФЗ РФ «Об оружии».
П Л А Н
проведения семинарского занятия по теме № 5 «Органы исполнительной власти»
Время – 2 часа
Место – аудитория
Учебная цель занятия – выявить уровень знаний нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов исполнительной власти
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Основные признаки органа исполнительной власти и их характеристика.
2. Система и структура органов исполнительной власти. Основные и специальные функции федеральных органов исполнительной власти.
3. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
4. Органы исполнительной власти субъектов РФ;
5. Органы внутренних дел в системе органов исполнительной власти.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
1. При подготовке к занятиям необходимо изучить Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. «О вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
2. При подготовке 4 вопроса изучите закон УР «О Правительстве УР» от 02.03.2001 г. № 6 – РЗ и закон УР «О структуре исполнительных органов государственной власти УР» от 31.03.2004 г. № 13 – РЗ.
3. При подготовке 5 вопроса изучите § 1, глава 5 учебника «Административная деятельность ОВД» – задачи, функции и методы деятельности ОВД.
4. Ознакомьтесь со статьей Калмыковой В.А. «Совершенствование правового статуса федеральных контрольно-надзорных органов в условиях административной реформы». Журнал Российского права 2004, № 8.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность на коллегиальной основе?
2. Какие органы исполнительной власти подчинены непосредственно Президенту РФ?
3. Охарактеризуйте понятия «система органов исполнительной власти» и «структура органа исполнительной власти». Идентичны ли эти понятия?
4. В чем состоит различие между федеральным Министерством и Федеральной службой?
5. Каковы основные функции федеральных агентств?
П Л А Н
проведения семинарского занятия по теме № 6 «Государственные служащие»
Время – 2 часа
Место – аудитория
Учебная цель занятия - уяснить содержание принципов государственной гражданской службы и необходимость ее совершенствования.
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Основные принципы государственной гражданской службы, их роль в формировании действенного государственного аппарата управления.
2. Классификация государственных служащих и их административно-правовой статус.
3. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой.
4. Характерные черты государственной службы в органах внутренних дел.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
1. При подготовке к занятиям за основу возьмите ФЗ РФ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе». СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215 и ФЗ РФ от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы РФ»;
2. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. М.: Юрист, 2002-2003;
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник. – М.: Зарцало, 2003;
4. При подготовке 4 вопроса ознакомьтесь с Положением о прохождении службы в ОВД.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие принципы государственной гражданской службы наиболее важны в современных условиях?
2. Какие существуют ограничения в приеме на государственную гражданскую службу?
3. Каковы способы прекращения государственной гражданской службы?
4. В чем отличие должностного лица от представителя власти?
5. Какие запреты установлены в деятельности гражданского служащего?
6. Охарактеризуйте понятие должностного лица в административном праве. В чем состоит отличие этого понятия от аналогичного в уголовном праве?
7.В чем состоят особенности службы в ОВД?
ПЛАН
проведения семинарского занятия по теме № 7 «Общественные и религиозные объединения»
Время – 2 часа
Место – аудитория
Учебная цель занятия – закрепить у курсантов знания в сфере деятельности общественных объединений, предприятий и учреждений
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Принципы создания общественных объединений, их организационно-правовые формы.
2. Права, обязанности и ответственность общественных объединений в сфере государственного управления.
3. Религиозные объединения и их взаимоотношения с органами государственной власти.
4. Роль общественных объединений в деятельности ОВД.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
1. При подготовке 1 и 2 вопроса изучите ФЗ РФ «Об общественных объединениях в РФ» и ФЗ РФ «Об Общественной палате РФ»;
2. При подготовке 3 вопроса изучите ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»;
3. При подготовке 4 вопроса изучите ст.28 закона РСФСР «О милиции», ст.3 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности» и Положения о прохождении службы в ОВД».
П Л А Н
проведения семинарского занятия по теме № 9 «Понятие и виды методов государственного управления. Административное принуждение».
Время – 2 часа
Место – аудитория
Учебная цель занятия – выявить уровень знаний в области применения мер административного принуждения
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Виды методов государственного управления, их классификация.
2. Основные признаки административного принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения.
3. Цели и основания применения административно - предупредительных мер и мер административного пресечения.
4. Меры административного принуждения, применяемые ОВД.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
1. При подготовке 1 вопроса обратите внимание на классификацию методов государственного управления по признаку использования властных полномочий, по способу воздействия на объекты управления и по целям воздействия субъекта управления на объект управления.
2. При подготовке 2 вопроса обратите внимание на то, что именно по признакам административного принуждения осуществляется отличие одного вида государственного принуждения от другого.
3. При подготовке к 3 вопросу изучите статьи 12-16 закона «О милиции», регламентирующего право сотрудников милиции на применение административного принуждения.
4. При подготовке к 4 вопросу изучите §3, 4, 5, 6, глава 17 учебника – Административная деятельность ОВД. Часть общая.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные черты методов государственного управления?
2. В каких сферах государственного управления чаще используется метод прямого воздействия?
3. В чем проявляется профилактическая направленность административно - предупредительных мер?
4. Существуют ли противоречия между правами сотрудников милиции по применению мер административного принуждения и правами граждан гарантированных Конституцией РФ?
5. Возможно ли применение огнестрельного оружия для пресечения административного правонарушения?
П Л А Н
проведения семинарского занятия по теме № 10 «Административно-правовые режимы»
Время – 2 часа.
Место – аудитория
Учебная цель занятия – выявить уровень знаний нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов государственного управления в чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях.
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Основания и порядок введения режима «Чрезвычайного положения».
2. Меры и временные ограничения, применяемые при введении режима чрезвычайного положения.
3. Основания и порядок ведения режима «Военного положения».
4. Права и обязанности ОВД в условиях административно-правовых режимов.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
1. При подготовке к данной теме используйте федеральные законы, указанные в списке литературы.
2. Особо обратите внимание на временные меры по ограничению прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного и военного положения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие временные органы государственного управления могут создаваться на территории, где введено «Чрезвычайное положение»?
2. Какие временные ограничения могут быть введены в связи с противоправной деятельностью человека?
3. Могут ли создаваться на период ЧП специальные суды?
4. В каких случаях создается Федеральный орган управления территорией (ФОУТ)?
5. Кого должен уведомить Президент РФ в связи с введением «Военного положения»?
6. Какие права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ, не могут быть ограничены в условиях административно-правовых режимов?
П Л А Н
проведения семинарского занятия по теме № 11 «Понятие и основные принципы административного процесса. Административные производства»
Время – 2 часа
Место – аудитория
Учебная цель занятия – выявить уровень знаний нормативных правовых актов, регулирующих административное производство
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Понятие и характеристика основных черт административного процесса.
2. Характеристика основных принципов административного процесса.
3. Характеристика форм административно-процессуальной деятельности.
4. Основные виды административных производств, реализуемые в деятельности ОВД.
Задание и методические указания курсантамдля самостоятельной работы:
1. При подготовке 1 вопроса курсанты должны обосновать значение административного процесса в укреплении законности. Показать отличие административного процесса от уголовного и гражданского.
2. При подготовке 2 вопроса необходимо изучить главу 1 Ко АП РФ, которая закрепляет принципы административного процесса.
3. При подготовке 3 вопроса обратите внимание на виды процедурных и юрисдикционных производств. Уясните, в чем различия между ними.
4. При подготовке 4 вопроса обратите внимание на то, что ОВД выступают в административном процессе в качестве субъекта управления, т.е. органа наделенного определенными полномочиями по осуществлению юрисдикционной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Занина, Т.М. Административное право: Часть первая. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 428 с.
2. Административное право: Часть вторая. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 280 с.
Раздел 5. Обеспечение законности и дисциплины
Государственного управления
П Л А Н
проведения семинарского занятия по теме № 12 «Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении»
Время – 2 часа
Место – аудитория
Учебная цель занятия – выявить уровень знаний нормативных материалов по вопросам обеспечения законности и дисциплины.
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Стадии, формы и принципы контроля.
2. Административный надзор и его особенности.
3. Прокурорский надзор. Формы реагирования прокурора на факты выявленных нарушений законности.
4. Обжалование как способ обеспечения законности.
Задание и методические указания курсантамдля самостоятельной работы:
1. При подготовке 1 вопроса особое внимание уделите изучению принципов контроля, так как не соблюдение этих принципов приводит к формальному результату в контрольной деятельности государственных органов.
2. При подготовке 2 вопроса акцентируйте внимание на особенностях административного надзора и полномочиях субъектов, осуществляющих его.
3. При подготовке 3 вопроса необходимо усвоить основные направления надзорной деятельности прокуратуры в соответствии с ФЗ РФ «О прокуратуре».
4. При подготовке 4 вопроса уделите внимание срокам и порядку рассмотрения жалоб судами, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти (ОВД).
Контрольные вопросы:
1. Каков порядок осуществления контроля?
2. Чем отличается контроль от надзорной деятельности?
3. Каковы формы реагирования Конституционного суда на выявленные нарушения?
4. Перечислите основные направления надзорной деятельности прокуратуры.
5. В чем разница между общим и специальным правом жалобы?
6. Каковы формы реагирования судов общей юрисдикции на выявленные нарушения законности?
7. Какой срок разрешения жалоб и заявлений, поступивших от военнослужащих в органы местного самоуправления и в органы исполнительной власти?
П Л А Н
проведения семинарского занятия по теме № 13 «Административно-правовое регулирование межотраслевого управления»
Время – 2 часа
Место – аудитория
Учебная цель занятия – выявить и закрепить уровень знаний законодательных и подзаконных актов в сфере социально-экономического прогнозирования.
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
- Административно-правовое регулирование в сфере регионального развития.
- Административно-правовое регулирование прогнозирования и программирования.
- Административно-правовое регулирование в сфере занятости населения.
- Административно-правовое регулирование в сфере финансов, налогообложения и кредитно-банковского дела.
- Административно-правовое регулирование в сфере статистики и стандартизации.
- Административно-правовое регулирование в сфере таможенного дела.
- Административно-правовое регулирование управления федеральным имуществом и резервами.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
При подготовке к семинарским занятиям используйте следующие нормативные правовые акты и учебную литературу:
- Конституция РФ.
- ФЗ РФ от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; СЗ РФ № 22-1995, 19-1998, 2-2000.
- ФЗ РФ от 10.06.1993 года «О стандартизации».
- ФЗ РФ от 29.12.1994 года «О государственном материальном резерве»; СЗ РФ № 1, 3 -1995, 12-1997, 7-1998 г.
- ФЗ РФ от 20.07.1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»; СЗ РФ № 30-1995.
- ФЗ РФ от 10.04.1991 года «О занятости населения в РСФСР», в редакции от 20.04.1996 года; СЗ РФ № 17-1996 г.
- ФЗ РФ от 21.07.1997 года «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ»; СЗ РФ № 30-1997, 26-1999 г.
- Пост. Правительства от 22.04.97 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан», СЗ РФ № 17, ст.2009 г.
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329. Положение о Министерстве финансов РФ. СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3258.
- Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 г. Положение о ФС по финансовому мониторингу. СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2676.
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 317. Положение о ФС по финансовым рынкам. СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2780.
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 330. Положение о Федеральной службе страхового надзора. СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2094.
- Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № ?. Положение о Федеральной службе статистики. СЗ РФ. 2004. № 32. Ст.3346.
- Административное право: Часть первая. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 428 с.
- Учебник. В.С. Четвериков. Административное право. М: ФОРУМ: ИНФАР-М; 2005.
- Овчинников Ю.П. Административное право: административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления. Курс лекций. ИФ НА МВД РФ, 2005. – 147 с.
Контроль, относящийся к специальным юридическим средствам обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, осуществляется всеми государственными органами в ходе повседневного выполнения своих задач и функций в экономической, социально-культурной, административно-политической и иных сферах общественной жизни. Он носит название государственного, поскольку осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий.
ПЛАН
проведения семинарского занятия по темам № 14-15 «Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере управления»
Время – 2 часа, занятие первое
Место – аудитория
Учебная цель занятия – выявить и закрепить уровень знаний законодательных актов в области управления обороной и государственной безопасностью
Вопросы,подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Роль Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания в области управления обороной.
2. Основные задачи и функции Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ в управлении обороной.
3. Понятие военной службы и воинской обязанности. Комплектование ВС РФ.
4. Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности.
5. Взаимодействие ОВД с органами управления обороной (военными комиссариатами) и органами безопасности.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать следующие нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ.
2. ФКЗ РФ “О Правительстве РФ” от 17.12.1997 (СЗ РФ № 51/1997, ст.5712).
3. ФЗ РФ “Об обороне” от 31.05.1996 г. в редакции от 30.12.1999, (СЗ РФ № 1/2000, ст.6).
4. ФЗ РФ “О статусе военнослужащего” от 25.05.1998 г. в редакции от 31.12.1999, (СЗ РФ №1/2000, ст.12).
5. ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 23.08.1998 (СЗ РФ № /1998, ст.).
6. ФЗ РФ “О государственной границе” от 01.04.1993 г. в редакции от 1998, (СЗ РФ № 31/1998, ст.3830).
7. ФЗ РФ “О пограничной службе РФ” от 04.05.2000, (СЗ РФ №19/2000, ст.2021).
8. ФЗ РФ “О гражданской обороне” от 1998, (СЗ РФ № 7/1998, ст.799).
9. ФЗ РФ “О милиции” от 18.04.1991 г. в редакции от 31.03.1999, (СЗ РФ № 14/1999).
10. ФЗ РФ “О пожарной безопасности” от 18.12.1994, (СЗ РФ № 35, ст.3649).
11. ФЗ РФ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ” от 26.02.1997 г. (СЗ РФ № 6/1997, ст.711); в редакции от 06.01.1999, (СЗ РФ № 2/1999, ст.238); в редакции от 20.06.2000, (СЗ РФ № 26/2000, ст.2695).
12. ФЗ РФ “Об органах федеральной службы безопасности в РФ” от 22.02.1995 г. в редакции от 30.12.1999, (СЗ РФ № 1/2000, ст.9);
13. Закон РФ от 05.03.1992 «О безопасности»;
14. ФЗ РФ от 03.04.1995 «Об органах Федеральной службы безопасности»
15. ФЗ РФ от 10.01.1996 «О внешней разведке»;
16. ФЗ РФ от 27.05.1996 г. «О государственной охране»;
17. ФЗ РФ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне»;
18. ФЗ РФ от 26.021997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»;
19. Указ Президента РФ “Концепция национальной безопасности” от 10.01.2000, (СЗ РФ № 2/2000, ст.170).
20. Указ Президента РФ “Военная доктрина РФ” от 21.04.2000, (СЗ РФ № 17/2000, ст. 1852).
21. Указ Президента РФ “О Министерстве обороны РФ” и “О генеральном штабе Вооруженных Сил РФ” от 11.11.1998, (СЗ РФ № 46/1998, ст.5652).
22. Указ Президента РФ “Положение об учреждениях Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ” от 07.02.2000 (СЗ РФ “№ 6/2000);
23. Указ Президента РФ от 07.06.2004. Положение о Совете Безопасности РФ. Положение об аппарате Совета безопасности РФ. СЗ РФ. 2004. № 24. Ст.2302.
24. Указ Президента РФ от 07.08.2004 г. Положение о Федеральной службе охраны. СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3314;
25. Постановление Правительства РФ “О порядке привлечения граждан к охране государственной границы” от 15.04.1995, (СЗ РФ № 17/1995, ст. 1545).
26. Постановление Правительства РФ “Положение о пограничных представителях” от 15.05.1995, (СЗ РФ № 21/1995, ст.1971).
27. Административное право: Часть первая. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 428 с.
28. Учебник. В.С. Четвериков. Административное право. М: ФОРУМ: ИНФАР-М; 2005.
29. Овчинников Ю.П. Административное право: административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления. Курс лекций. ИФ НА МВД РФ, 2005. – 147 с.
П Л А Н
проведения семинарского занятия по темам № 16-17 «Административно-правовое регулирование управления юстицией»
Время – 2 часа, занятие второе
Место - аудитория
Учебная цель занятия – выявить и закрепить уровень знаний законодательных актов в области управления юстицией и иностранными делами
П Л А Н
семинарского занятия по теме № 18 «Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере управления»
Время – 2 часа, занятие первое
Место - аудитория
Учебная цель занятия – выявить и закрепить уровень знаний законодательных актов в области образования и науки
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Понятие образования и его виды. Гарантии прав граждан в области образования.
2. Основные задачи и функции Министерства образования РФ. Система органов управления образованием.
3. Образовательные учреждения и административно-правовое регулирование их деятельности.
4. Научные учреждения, их административно-правовой статус.
Задание и методические рекомендации курсантам для самостоятельной работы:
При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
- Конституция РФ.
- ФЗ РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» в редакции ФЗ от 13.01 1996 года.
- ФЗ РФ от 22.08.1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в редакции от 10.07.2000 года, СЗ РФ. 2000. № 29.
- ФЗ РФ от 10.04.2000 года «Об утверждении федеральной программы развития образования», СЗ РФ № 16-2000.
- ФЗ РФ от 12.07.1996 года «О науке и государственной научно-технической политике», в редакции от 23.08.1996 года. СЗ РФ № 35-1996; в редакции от 19.07.1998 года, СЗ РФ № 30 – 1998.
- ФЗ РФ от 07.04.1999 года «О статусе наукограда».
- Указ Президента РФ от 22.06.93. О государственных научных центрах РФ.
- Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. Положение о Министерстве образования и науки РФ. СЗ РФ. 2004. №25. Ст. 2562.
- Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. Положение о Федеральном агентстве по образованию. СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2570.
- Постановление Правительства РФ от 17.06.2004. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2670.
- Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 г. Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2668.
- Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 г. Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям. СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2563.
- Постановление Правительства РФ от 2002 г. О присуждении ученых степеней и ученых званий. СЗ РФ № 6-2002.
- Приказ МВД РФ № 202 от 15.06.1994 года.
- Бюллетень Государственного высшего аттестационного комитета РФ № 4 от 2000 г. «Положение о ВАК».
- Административное право: Часть первая. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 428 с.
- Учебник. В.С. Четвериков. Административное право. М: ФОРУМ: ИНФАР-М; 2005.
- Овчинников Ю.П. Административное право: административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления. Курс лекций. ИФ НА МВД РФ, 2005. – 147 с.
П Л А Н
проведения реферативного семинара по теме № 20-21 «Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере управления»
Время – 2 часа, занятие второе
Место - аудитория
Учебная цель занятия – выявить и закрепить уровень знаний законодательных актов в области культуры и социального обеспечения граждан
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Правовые и организационные основы управления культурой. Объекты культуры.
2. Полномочия и права Министерства культуры РФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникация по реализации ФЗ РФ «О средствах массовой информации».
3. Полномочия и права Министерства здравоохранения и социального развития РФ в области социального обеспечения граждан.
4. Организация надзорной деятельности в сфере здравоохранения и социального развития. Полномочия и права Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
1. Конституция РФ.
2. Закон РСФСР «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.10.1992.
3. Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27.12.1991.
4. ФЗ РФ «О поддержке районных (городских) газет» от 24.11.1995.
5. ФЗ РФ «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ» от 01.12.1995.
6. ФЗ РФ «О библиотечном деле» от 09.12.1994.
7. ФЗ РФ «О музейном фонде и музеях в РФ» от 26.05.1996.
8. ФЗ РФ «О государственной поддержке кинематографии» от 22.08.1996.
9. ФЗ РФ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории РФ» от 15.04.1998.
10. ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О культуре» от 10.02.1999.
11. ФЗ РФ «О ветеранах» от 12.01.1995.
12. ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995.
13. ФЗ РФ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996.
14. ФЗ РФ «О внесении изменений в ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 09.01.1997.
15. ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999.
16. ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.1999.
17. ФЗ РФ «О пенсиях» от 01.06.1999.
18. ФЗ РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999.
19. ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 (СЗ РФ № 1/2000, ст.32).
20. ФЗ РФ «Об архивном деле в РФ» от 22.10.2004 г.
21. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций» от 17.07.1999.
22. Постановление Правительства РФ «Федеральная целевая программа – социальная поддержка инвалидов 2000 – 2005 годы» от 14.01.2000.
23. Административное право: Часть первая. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 428 с.
24. Учебник. В.С. Четвериков. Административное право. М: ФОРУМ: ИНФАР-М; 2005.
25. Овчинников Ю.П. Административное право: административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления. Курс лекций. ИФ НА МВД РФ, 2005. – 147 с.
Раздел 9. Административно-правовое регулирование управления в сфере хозяйственной деятельности
ПЛАН
проведения семинарского занятия по теме № 22 «Административно-правовые и организационные основы управления хозяйственной деятельностью»
Время – 2 часа
Место - аудитория
Учебная цель занятия– выявить уровень знаний законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Понятие, содержание и правовые основы управления хозяйством.
2. Система органов исполнительной власти и их компетенция в сфере хозяйственной деятельности.
3. Административно – правовое регулирование предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя.
Задание и методические указания курсантам для самостоятельной работы:
При подготовке к семинарским занятиям необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
- Конституция РФ.
- .Закон РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговли».
- Закон РСФСР от 22.03.1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
- ФЗ РФ от 21.02.1992 г. «О недрах».
- ФЗ РФ от 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».
- ФЗ РФ от 2001 г. «Об инвестиционных фондах».
- ФЗ РФ о