Глава 4. индукция душевности
Расположение
Убежденность в доброжелательности выводит общение на новый эмоциональный уровень. Например, в речи защитника по делу о краже изумрудной броши С. А. Андреевского был применен этот прием: «Вот почему я повторяю, что легкомысленное обвинение безнравственно. К тому же понимает, что не столько полиция и тюрьма поддерживает порядок, сколько добрые наши чувства друг к другу, терпимость, доверия,участия и человечности».
Доверие и расположение к человеку были основой педагогической системы А. А. Макаренко. Люди с преступным прошлым с помощью этих нехитрых приемов возвращались к нормальной жизни.
Таким образом, снятие психологической защиты человека путем расположения, приводит к качественно новому уровню общения с положительной эмоциональной окраской.
Сопереживание
Неразрешенная проблема вызывает отрицательный эмоциональный фон настроения. Высказанное сердечное слово одобрения, поддержки, сочувствия может снизить проявление негативной составляющей настроения. А оказанное действие — помощь — очень часто мобилизует человека.
О том, как теплое слово в адрес человека может растопить даже ледяную душу, писал А. Ф. Кони. По делу об убийстве своего родственника перед судом предстал А. Штрам. За маской циника скрывался глубоко несчастный человек, и только одно обстоятельство вызвало слезы горького облегчения — это сочувствие. «Напускное спокойствие и известного рода молодчество подсудимого вспоминаются мне по делу молодого человека Александра Штрама, — повествует А. Ф. Кони, — обвиняемого в убийстве своего дяди с целью грабежа. На суде он чрезвычайно развязано, посмеиваясь и покручивая усики, рассказывал, не без оттенка комизма, выдуманную им историю ссоры с убитым, которого он в действительности убил сонного, разрезал на куски и спрятал в сундуке. Показания свидетелей он слушал, иронически пожимая плечами и стараясь показать, что ему все нипочем. На нем сказывалось влияние кружка разных темных личностей... А, между тем, находясь в учении у переплетного мастера Бремера, подсудимый был старательным, скромным и любимый всеми юноша мягкого характера и отличался большим состраданием даже к животным. В судебном заседании Бремер дрожащим голосом описал все эти свойства и тоном невольной нежности заявил, что просто не может поверить, чтобы такой добрый молодой человек мог совершить такое злое дело. Подсудимый слушал его отзывы о себе с презренной усмешкой и на вопрос председателя, желает ли он дать какие либо объяснения по поводу показания свидетеля, ответил, пожимая плечами: "Да что же тут объяснять? Мало ли чего не наболтает старик", — и снова сел на свою скамью. Но когда судебный пристав пошел за новым свидетелем, и в зале суда наступило молчание, Штрам вдруг склонил голову на руки и горько заплакал».
Воздействие слов одобрения, поддержки может облегчить негативное восприятие проблемы.
Возьму на себя твою боль
Наши чувства могут передаваться другим людям. В некоторых ситуациях возникает состояние жертвенности одного человека ради другого. Например, для матери жизнь ее детей может быть так же дорога, как и своя собственная.
Физическая, социальная и духовная составляющие личности в ситуации опасности для дорогого нам человека запускают целую систему альтруистических проявлений, как выработанных в процессе воспитания, так и заложенных генетически.
Судьба близких нам людей вызывает столь живое участие, что порой один человек буквально растворяется в другом, ничего не требуя взамен.
Защитник С. А. Андреевский нашел для убитой следующие эпитеты: «Она превратилась в избалованную эгоистку, считавшую, что всякого сорта ложь, грубость и капризы ей сойдут даром». Или он же говорит о другой убитой: «Теперь нужно обратиться к убитой. Хотелось бы мне разбирать личность покойной с величайшей осторожностью. Но кто бы ни судил ее, — никогда не найдет в ней ни одной хорошей черты... Вы знаете ее гнусную историю перед самой смертью с молодой компаньонкой Вишневской из-за коленкоровых кальсон: Чарецкая осмелилась опозорить честную девушку открытым письмом, в котором обвиняла ее в нелепой краже, да еще стыдила ее покаяния — вооружилась религиозным чувством, которого у нее самой не было и в помине (как не было и вообще никаких человеческих чувств)... Целых семь лет Наумов терпеливо выносил это чудовище».
Адвокат В. Д. Спасович нелестно отзывается об экспертах Блюмберге, Главацком и др. В частности он говорит: «Они не только дилетанты, но и не полные специалисты, так сказать, полуспециалисты, такие, например, каким был бы я практиком, если бы мне дали разрешить тонкие вопросы права полицейского, финансового или административного».
Н. Ф. Плевако говорит об одном из подозреваемых по делу Максименко: «Это не образованный человек, не развитой в лучшем смысле слова, он не вкусил, по крайней мере, благ цивилизации».
Натянутая струна
Есть одна шутливая крылатая фраза: «В споре порой побеждает ... нуднейший».
Если идет изматывающий ритм речи, обсуждение искусственно затянуто — наступает истощение нейрогуморальной регуляции, ослабевают психические процессы, что может способствовать принятию нужного вам решения. Человек как бы впадает в оцепенение, дремотное состояние. В бытность свою делегаты съездов КПСС голосовали, как мне кажется, за принимаемые решения, будучи в состоянии измененного сознания от многословных речей.
Однако эмоциональная составляющая степени напряжения может наложить негативный оттенок на личность оратора, и тогда его точка зрения может быть отвергнута. То есть, здесь не стоит переходить некую грань, иначе струна лопнет.
Искусство заключается в достижении нужных результатов без негативной эмоциональной реакции. Оптимальный временной интервал выматывающего ритма находится между 90 и 120 минутами.
В подтвержденииэтой посылки можно привести речи В. Д. Спасовича. Они рассчитаны на 100-110 минут, изобилуют подробностям и, ответами почтина все вопросы. Как правило, данный прием, в купе с другими, достигал цели.
Когда же превышаются все мыслимые временные параметры выступлений, за которыми восприятие и усвоение материала уже невозможно, можем наблюдать обратную реакцию.
А. Ф. Кони великолепно подметил это в своей статье «Приемы и задачи обвинения»: «Речь обвинителя должна быть сжата и направлена на то, чтобы приковывать внимание слушателей, но не утомлять их. Судебный оратор должен избегать того, что еще Аристофан в своих "Облаках" называл "словесным поносом", замечая, что "у человека с коротким умом язык обыкновенно бывает слишком долгий"».
Так в статье «Приемы и задачи обвинения» А. Ф. Кони вспоминает случай, когда в Харькове слушалось дело крестьянина Кухарчу-ка, обвиняемого в краже с повозки в пути. На первом же допросе доказательства обвинения рассыпались. «Я решил отказаться от обвинения и заявил об этом суду, в сжатом изложении сопоставив данные обвинительного акта с их существенным изменением на суде.
Защитником подсудимого был кандидат на судебные должности, жалея потраченный труд, он решил не ограничиваться присоединением к моему заявлению. И вотв течение почти полутора часов медленно и нудно текла его речь. Он не замечал невольных знаков нетерпения со стороны судаи некоторых из присяжных и так вошел в свою роль, что совершенно забыл о моем заявлении. "Напрасно обвинитель силится утверждать, что подсудимый виновен", — процитировал он с унылым пафосом заранее написанное место своей речи, обращаясь в мою сторону после того, как я отказался от обвинения. Я едва удержался, чтобы не рассмеяться, невольно вспомнив только что появившийся тогда рассказ Щедрина.
После краткого напутствия председателя, присяжные ушли совещаться, а через четверть часа вынесли вердикт, гласивший: "Да, виновен"».
Ложь
Народная мудрость гласит — «Дыма без огня не бывает». Чем нелепее обвинение, тем быстрее появляется стойкая негативная эмоциональная реакция на оболганного человека.
Некрасивый прием, но нередко используемый. Свое отношение к этому пути воздействия А. Ф. Кони описал так: «Человек лжет в жизни вообще часто, а в нашей русской жизни и очень часто, троякие образом: он говорит не то, что думает, — это ложь по отношению к другим; он думает не то, что чувствует, — это ложь самому себе, наконец, он впадает в ложь, так сказать, в квадрате: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует. Присутствие каждого из этих видов лжи почти всегда чувствуется слушателями и отнимает у публичной речи ее силу и убедительность».
Ложь может быть разной. Например, у детей — это, чаще всего, самовнушение из-за впечатлительности, живости воображение, фантазии. Ложь может быть в виде заблуждения, а также в результате ослабления психических процессов (памяти, внимания). Ложь врача во имя самочувствия больного часто является ложью во имя спасение.
Кроме этого может быть беззастенчиво — наглая ложь, когда человек не заботится, чтобы информация была принята за правду.
И еще об одном. Похоже, мы стоим на пороге вскрытия глобальной фальсификации истории нашей страны. Если подтвердится довольно-таки аргументированная версия И. А. Морозова, Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко, то вся история России до Петра I извращена иностранными историками Миллером и Шлецером в угоду пришедшим к власти Романовым. Итак, что по поводу лжи в истории пишут Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко: «Морозов показал, что указанные в летописях датировки, приписываемые "русским затмениям" ранее 1064 года новой эры, не подтверждаются астрономически. Лишь в 1064 году на страницах летописей появляются первые астрономически подтвердившиеся описания затмения. Однако это затмение было видно лишь в Египте и отчасти в Европе, но— не на территории Руси...» Что это? Подтасовка? Ведь из этого следует, что летопись писалась не на Руси. И далее: «Но все же в Радзивиловской рукописи остались следы переделки. Это могло вызвать лишние вопросы. Поэтому пришлось долгое время держать оригинал рукописи подальше от любопытных глаз... Итак, по нашему мнению, история "древнейшей" Радзивиловской рукописи была приблизительно такова.
Ее изготовили в Кенигсберге в начале XVIII века, по-видимому, в связи с приездом туда Петра I и непосредственно перед этим приездом. При этом, скорее всего, была использована какая-то действительно старая летопись ХУ-ХУ1 веков. Но этот древнейший список подвергся значительной переделке, прежде чем войти в Радзивиловскую летопись.
Кенигсбергские "Несторы" XVIII века придерживались в основном романовской версии древнерусской истории, изложенной в официальном "Синопсисе" середине XVII века. Целью их работы было создание (подделка) отсутствующего первоисточника— якобы подлинной древней летописи, подтверждающей романовскую версию русской истории. Петр одобрил кенигсбергскую работу, и с тех пор Радзивиловская летопись стала именоваться "древнейшей русской летописи". Первоисточник по русской истории, наконец, появился.
Но на этом работа по подведению "прочного научного фундамента" под придворную романовскую версию русской истории не закончилась.
Для проведения этой работы "на уровне мировых стандартов" были приглашены из-за границы профессора историки: Байер, Шле-цер, Миллер и другие. Выполняя данный им заказ, они написали "приглаженный" вариант романовской версии, отвечающей требованиям исторической науки того времени.
Таким образом, романовская версия из придворной превратилась в "научную"... Наше мнение. Все полные позднейшие списки "Повести временных лет", почти дословно повторяющие Радзивйловский, являются не более чем его копиями, изготовленными в восемнадцатом веке, скорее всего Шлецером и его коллегами».
Следует отметить, что одним из основных пунктов раздора между «западниками» и «славянофилами» были вопросы образования государства на Руси. Западники склонялись к норманской теории, по которой государство на Руси возникло только с приходом варягов, а славянофилы говорили о более раннем возникновении государственности. Посему западники в лице Романовых, пришедшие к власти, всеми силами стремились подтвердить им выгодную версию.
Г. Носовский и А. Фоменко далее говорят следующее: «Правление первых Романовых (Михаил, Алексей, Федор) характеризуется массовым сжиганием книг, уничтожением архивов, церковным расколом, борьбой с казачеством (=ордой)... Конечно, сегодня не принято высказывать какие-либо критические замечания в адрес Романовых. Однако научный поиск не может сдерживаться политическими соображениями.
Со временем штукатурка стала осыпаться. Из трещин появляются фрагменты подлинной древней картины».
Представьте себе стремление авторов гипотезы к истине, протест против традиционных и порой шаблонных путей разрешения возникающих научных проблем. И очень хорошо, что есть еще такие люди, которые могут, вопреки устоявшимся взглядам, высказать свою точку зрения, не боясь ни критики консерваторов, ни оскорблений от тех историков, которые свои взгляды меняют вслед за изменениями передовиц правительственных газет.
5.5. Подмена понятий
В древности особой популярностью пользовались споры между двумя видными научными школами тех времен. Очень часто, не определяя предмет спора, толкуя термины каждый в своем понимании, вкладывая в слова иной смысл, эти мудрецы могли разыгрывать словесные баталии неделями, месяцами, годами.
Мы с вами являемся свидетелями, когда под лозунгами борьбы с коммунизмом, подменяя понятия, некоторые политики борются с государственностью России. То есть, преднамеренно подменяя смысл понятия, можно толковать его в нужном смысле.
Или как пытается подменить понятия по делу об убийстве жены неким Андреевым его защитник С. А. Андреевский: «В общежитии, из лицемерия, люди придумали множество фальшиво возвышенных и фальшиво презрительных слов. Если мужчина повенчан с женщиной, о ней говорят: "супруга, жена". А если нет, ее называют "наложница, содержанка". Но разве законная жена не знает, что такое "ложе"? Разве муж почти всегда не "содержит" свою жену?».
Интересное суждение! Будучи женатым человеком Андреев 14 лет фактически жил и содержал другую женщину. И это в то время, когда в обществе главенствовала мораль священности уз семьи. Подменяется понятие «законной» жены и «содержанки», исходя из /тех чувств, которые, якобы, испытывал Андреев к своей сожительнице, и несколько смещаются акценты преступления (убийство ненавистной жены ради счастья с любимой).
Другая проблема состоит в нивелировании понятийной нагрузки слов — замена их иностранными терминами или новообразованными словами. Пример из недавнего прошлого. Можно сказать:
«Наши солдаты освободили от бандитов населенный пункт», а можно, как многие журналисты: «Федеральные войска ведут бои с чеченскими ополченцами». Причем, кто такие федеральные войска у нас четкого представления нет, а слово «ополчение» вызывает положительную эмоциональную окраску (вспоминаются герои Ленинграда, Минин, Пожарский).
Гениально относительно неологизмов высказался А. Ф. Кони в статье «Приемы и задачи обвинения»: «У нас в последнее время происходит какая-то ожесточенная порча языка, и трогательный завет Тургенева о бережливом отношении к родному языку забывается до очевидности: в язык вносятся новые слова, противоречащие его духу, оскорбляющие слух и вкус и притом, по большей части, вовсе не нужные, ибо в сокровищнице нашего языка уже есть слова для выражения того, чему дерзостно думают служить эти новшества».
И еще. В последнее время, как в период любой смуты, стали поднимать голову представители антисистемных нашему православному мироощущению ценностных ориентации. Колдуны, ведьмы, экстрасенсы и т. д. стремятся называть себя уже устоявшимися названиями. «Академик» черной и белой магии, «профессор» в форме морского? медицинского генерала. Некоторые из таких «академиков» не имеют даже высшего медицинского образования, не говоря уже о научных степенях. Что им мешает называть себя своими титулами, например, старший колдун Северо-западной части России или младшая ведьма Нижегородской области и т. д.? Дело в том, что антисистема стремится легализоваться и внедриться в уже существующие структуры.
Слово несет в себе заряд различных воздействий. Подменой понятий достигается ретуширование истинного смысла проблемы, изменяется эмоциональная составляющая информационной нагрузки слова.
ГЛАВА 6. ЭФФЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ
Байки
Привлечение внимания слушателей к выступлению всегда необходимо. Редко люди сразу и безоговорочно на пределе внимания слушают выступающих. Внимание необходимо возбудить. Чем? Рассказом, анекдотом по теме выступления. Кроме того, по ходу выступления для поддержания внимания на высоком уровне необходимы отступления такого же характера.
А. Ф. Кони говорил: «Привлечь (завоевать) внимание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора — самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученых) возбуждается простым интересным и близким к тому, что, наверное, переживал или испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих "крючков"- вступлений может быть очень много: что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная с речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. д.
Стоять можно на подготовленной почве, а не на первой попавшей случайности. Это закон. Первые слова и имеют эту цель: привести собравшихся в состояние внимания».
Вот, например, начало речи адвоката С. А. Андреевского по делу о краже изумрудной брошки: «Господа присяжные заседатели! Особый интерес в публике обыкновенно возбуждают такие дела, в которых прокурор и защитники между собой диаметрально расходятся, когда один не сомневается в виновности, а другой не сомневается в невиновности подсудимого». Внимание зацеплено и не отпускается по всему ходу речи.
Об одном заключении экспертизы С. А. Андреевский говорит:
— В таком случае эксперт попадает в рабство к своему собственному предусмотрительному взгляду, который затем помыкает и» точно так же, как принц Гамлет помыкал министром Полонием. Принц говорит: «Видишь это облако? Точно верблюд». Министр отвечает «Клянусь, совершенный верблюд...». Этот же юрист по другому заключению сказал следующее: «Я знаю такой случай. В одном уездном городе была совершена кража с взломом. Похититель разбил окно и оставил на стекле следы крови. Становой пристав заподозрил одного воришку, неоднократно уже судившегося за кражи, и еще более убедился в его виновности, когда нашел у него оцарапанные пальцы. Других улик не было, и обвиняемый запирался. Но догадливый полицейский прибег к такой хитрости. Он показал обвиняемому обломки стекла с запекшийся кровью и сказал: "А это что? Видишь эту кровь, — так вот, мы позовем доктора, и он скажет нам: твоя она или чужая?" Тогда обвиняемый упал приставу в ноги и сознался».
П. А. Александров по делу Сарры Модебадзе в качестве привлечения внимания к своей версии рассказал следующую историю: «Это было уже давно. Века три тому назад; в одной из местностей России судили какую-то старуху, но она энергически защищалась... Изнемогая под тяжестью улик, старуха, однако, так защищалась, что производила впечатление. Судьи колебались и медлили приговором. Тогда из публики ... один мудрый старец, нетерпеливый видеть торжество правосудия для того, чтобы подавить ее силой бесспорного доказательства, говорит судьям: "Да что вы на нее смотрите? Если она ведьма, то у нее должен быть хвост, потому что ведьма всегда с хвостом, и скрыть этого хвоста она никак не может". Исследовали — хвоста не оказалось; старуха ушла оправданной к великому огорчению старца, побитого его же аргументом».
Таким образом, данный эффект основан на повышении уровня активности психических процессов в ЦНС.
Гордиев Узел
Перед нами перепутанная шерстяная нить. Распутать его невозможно. И вот путем разрыва нити в одном месте клубок восстанавливается.
Клубок наболевших проблем. Решения нет. Однако сознательно проигрывая в малом, с удивлением замечаешь, что выигрываешь в большем. Но если человек таким способом хочет решить свои проблемы во взаимодействии с другими людьми, необходимо учитывать возможность неадекватного ответа. В истории юриспруденции есть такой пример. С. А. Андреевский по делу Андреева, который обвинялся в убийстве своей жены, выдвигает следующую точку зрения на причины преступления: «И вот, утром 23 августа, она (жена Андреева) решилась разрубить узел. В это время муж после двенадцати бессонных ночей, все еще на что-то надеявшийся, уже собрался куда-то выйти по делу и, как автомат, надел пальто. Зинаида Николаевна в туфлях на босу ногу поспешила задержать его, чтобы сразу добиться своего.
Ни ей, никому в доме, ни менее всего ее мужу не могло бы прийти в голову, что в эти самые мгновения она прямо идет к своей смертельной казни и даже делает последние шаги в жизни.
Она была слишком самоуверенна. Муж был слишком тих и покорен. Но она поступила как дикое, тупое существо, забывшее обо всем человеческом. На безвинного и любящего мужа она накинулась с яростной бранью... Она уже воображала себя знатной дамой, с властью Трепова в руках... Подбежавшая на шум дочь услыхала последнюю фразу матери: "Я сделаю так, что тебя вышлют из Петербурга!" Эта женщина, спасенная Андреевым от ссылки, поднятая им из грязи, взлелеянная, хранимая им как сокровище в течение 16 лет, — эта женщина хочет "скрутить его в бараний рог", истребить его без следа, раздавить его своей ногой!
Тогда Андреев быстрым движением сбросил с себя пальто и со " словами: "Долго ли ты будешь оскорблять нас?" схватил жену за руку, потащил в кабинет— и оттуда, у самых дверей, раздался ее отчаянный крик... В несколько секунд все было кончено. Андреев выбежал в парадную, бросил финский нож и объявил себя преступником».
Так Андреева пыталась разрубить «Гордиев узел», но не учла состояния своего супруга, который вот уже несколько дней не смог свыкнуться с мыслью об ее измене и предстоящем разводе и находился в состоянии хронического стресса. При воздействии сильного раздражителя наступил аффект.
Эффект театральности
Эффектным приемом может служить метко вставленная фраза, жест, мимика или целое представление по законам театрального жанра.
Способность играть в жизни делает человека неординарным, интересным в общении. Так А. Ф. Кони замечательно подметил следующее: «Молодая помещица дала пощечину слишком смелому поклоннику. Для сухих законников это — 142 статья Устава о наказаниях, — преследование в частном порядке, — 3 месяца ареста; мыс-. ли быстро пробежала по привычному пути юридической оценки и остановилась. А. Пушкин пишет "Графа Нулина", и мы полвека спустя читаем эту 142 статью и не можем ею начитаться. Ночью на улице ограбили прохожего, сорвали с него шубу... Опять все просто, грубо, бессодержательно: грабеж с насилием, 1642 статья Уложения — арестантские отделения или каторга до шести лет, а Гоголь пишет "Шинель"...».
Великолепно построенная, обращенная к присяжным фраза С. А. Андреевского по делу Богачева. «Не скрою, что вчера я начал тревожиться за участь подсудимого, когда мне подумалось, что вы доверяете показаниям матери потерпевшей... Показания самой потерпевшей. Но мы лишены его. Она воспользовалась правом молчания, и мы только слышим крик ее сердца или, быть может, только крик ее расстроенных нервов: "Простите его!"».
Тот же защитник по делу братьев Келеш (уголовное дело о поджоге) восклицает: «Ничего не выйдет. Мокрое дело не может возгореться, да стыдно будет не Келешам — они не поджигали, — а тем иным поджигателям, — их врагам, которые раздули это дело...».
Н. П. Карабчевский в речи по делу о крушении парохода «Владимир» говорит: «Вспомните единоличное показания всех свидетелей, наблюдавших погружение "Владимира". Только по огням и знали, что он все еще борется со смертью. Все время на нем вспыхивали огни: это было прерывистое дыхание больного в агонии, оно угасло только вместе с ним. Звонил также все время колокол, призывающий на помощь "Колумбию", но и из этого ровно ничего не вышло. Звон оказался звоном погребальным. Когда подумаешь при этом, что на подход "Колумбии" вплотную нужны были всего каких-нибудь 5-7 минут и их не нашлось у капитана Леше, невольно содрогаешься. Живо встает в моем воображении образ этой словно окаменевшей молодой девушки, вперивший свой задумчивый взгляд на освещенную "Колумбию" и не проронившей ни одного слова. Я говорю о Шестаковой, и невольно начинает щемить сердце. С нею рядом был ее отец и несколько других спокойных и хладнокровных пассажиров... Они оставались на корме, все более и более погружавшейся в воду, чувствовали приближение рокового момента, но оставались спокойными... Отец успокаивал дочь, а вместе с тем и всех окружающих: "Полно, мы не погибли, мы не можем погибнуть... Так близко «Колумбия». Она подойдет!" Увы, она не подошла».
Ф. Н. Плевако по уголовному делу Грузинского, обвиняемого в убийстве любовника своей жены, чтобы передать чувства оскорбленного главы семейства, так воспользовался этим приемом: «Князь боится встретиться с детскими глазами, так вопросительно смотрящими на него. О, кто не был отцом, тому непонятны эти говорящие глазки!
Они ясны, светлы, чисты, но от них бежишь, когда чувствуешь неправду или стыд. Они чисты, а ты читаешь в них: зачем мама не с тобой, а с ним, чужим. Зачем она не спит дома, обедает не с нами. Зачем при ней он бранит тебя, а мама не запретит ему. Он, должно быть, больше тебя, сильнее тебя».
А вот еще один эпизод из юридической практики. Защитник С. А. Андреевский разворачивает перед присяжными кипение страсти в жизни А. Г. Иванова, убившего свою невесту А. А. Наздратенко: «Наша любовь — это какая-то адская смесь острой водки и светлой воды». Перед присяжными идет жизнь парадоксальная, в которой, прослеживаются постоянные крайности (встреча с прекрасной девушкой Кларой и, одновременно, бурный постельный роман с другой дамой — уродливой и старой ключницей). Разрыв с Кларой, знакомство с Настей Наздратенко. Наговоры со стороны друзей на Настю. Иванов влюблен — настаивает на свадьбе, Настя откладывает ее постоянно, затем уличение ее в неверности и — убийство.
В воспоминаниях А. В. Вересаева красивые театральные действия на судебных заседаниях умело разыгрывал Н. Ф. Плевако: «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, которыми он умел зажечь слушателя. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы.
Судили священника, совершившего тяжкое преступление, в котором он полностью изобличался, не отрицал вины и подсудимый.
После громовой речи прокурора выступил Плевако. Он медленно поднялся, бледный, взволнованный. Речь его состояла из нескольких фраз...
"Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал на исповеди все ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы его грех?" и сел».
Эффект театрализованной постановки зависит от степени искренности в игре «актера» и приводит к настрою зрителя на эмоциональную волну, соответствующую жанру (трагедии, комедии, фарсу).
Смена декорации
В результате прошлого опыта у человека складывается определенная программа действий на возникшую ситуацию, что при резком разрыве стереотипа, внезапном несоответствии между поступком и его привычным оформлением может привести к замешательству. Так например, мы произносим что-то веселое при мимике, выражающей ужас.
При подобном несоответствии человек, изучая причину такой нестыковки, на мгновение погружается в состояние, при котором затрудняется эффективность мышления. Только после восстанавления сознанием своей контрольной функции, человек начинает принимать решение.
В этот промежуток «оголено» подсознание, и человек может быть особенно внушаем.
В своей работе «Приемы и задачи обвинения» А. Ф. Кони описал ситуацию подобного рода: «В губернском городе судился учитель пения за покушение на убийство жены... Это был мелкий деспот, жестоко издевавшийся над любящей, трудящейся, безупречной супругой и матерью; насколько жалким представлялся он в своем себялюбии и самомнении, настолько привлекательна былаона своей простотой, искренностью. Муж стрелял в нее сзади, сделал четыре выстрела и всадил ей одну пулю в спину, другую в живот. Обвинитель заранее рассчитывал на то негодование, которое рассказ этой мученицы произведет на присяжных. Когда ее вызвали к допросу и спросили, что она может показать, она сказала: "Я виновата перед мужем, муж виноват передо мной, — я его простила и ничего показывать не желаю. Я виновата — и я простила!" Обвинитель ожидал другого, ничего подобного он не предполагал, но надо сказать, что сколько бы он ни думал, как бы ни искал он сильных и новых эффектов, такого эффекта он не нашел».
Выбор средств для достижения результатов при применении данного приема должен нести положительный эмоциональный заряд. Это может быть подарок, изменение ваших привычек, которые раздражали объект воздействия, интригующая (пусть даже придуманная) информация.
Таким образом, прерывание стереотипных действий может привести к резкому изменению внушаемости партнера по общению, а положительный эмоциональный фон поможет добиться желаемого успеха.