Природоохранные прокуратуры.
Создаются, когда территориальные прокуроры по объективным причинам не в состоянии обеспечить в полном объеме возложенные на прокуратуру функции в сфере экологии. Данные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, а также гражданами.
Действуют на правах областных (Волжская межрайонная природоохранная прокуратура – Волгоградская+Саратовская+Самарская и т.д., Московская природоохранная прокуратура) и районных прокуратур (Томская межрайонная природоохранная прокуратура).
4. Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.
- надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;
- надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;
- надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;
Действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокуратуре соответствующего субъекта РФ.
5. Прокуратуры на особо режимных объектах и в ЗАТО (Екименко А.Ю. - Северск)
Осуществляют надзор за исполнением законов на соответствующих объектах и действуют на правах прокуратур районов с непосредственным подчинением прокурору субъекта РФ (исключение составляют прокуратуры ЗАТО Межгорье и комплекса «Байконур»).
Научно-образовательные организации Прокуратуры РФ:
- Академия Генпрокуратуры.
44 вопрос: Принципы организации и деятельности прокуратуры
Принципы деятельности прокуратуры – закрепленные в НПА исходные руководящие начала (положения), на основе которых реализуются функции прокуратуры, направленные на достижение целей и задач, стоящих перед ней.
Принцип централизации.
- централизованный порядок построения всех органов и организаций прокуратуры (прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций);
- руководство прокурорской системой осуществляется из единого центра и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;
- взаимозаменяемость прокуроров: прокурор из любого звена систем прокуратуры может быть заменен другим прокурором при осуществлении своих полномочий;
- приказы, указания и иные директивы Генпрокурора по вопросам организации деятельности системы прокуратуры обязательны для исполнения всеми прокурорскими работниками;
Принцип единства.
- выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и задач, а также в правовых средствах по выявлению и устранению нарушений закона;
- единоличное разрешение прокурором всех вопросов, связанных с реализацией прокурорских функций. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт, приказ или распоряжение нижестоящего прокурорского работника в установленных законом случаях;
- прокуратуры соответствующего звена обладают одинаковой компетенцией, структурой, составом должностных лиц;
Стоит заметить, что принцип единства тесно связан с принципом единоначалия, который означает единоличное принятие решений прокурором в пределах своей компетенции. Вместе с тем единоначалие не исключает коллегиального обсуждения вопросов осуществления прокурорской деятельности. В Генпрокуратуре, прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах создаются коллегии, которые являются совещательным органом. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших разногласиях вышестоящего прокурора;
Принцип законности.
- все вопросы организации и деятельности прокуратуры должны быть определены актами высшей юридической силы – Конституцией и ФЗ. Недопустимы ситуации, когда указанные вопросы разрешаются ведомственными НПА;
- правовой статус прокуратуры определен Конституцией РФ;
- все органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права, свободы, законные интересы физических и юридических лиц. При реализации конкретных полномочий прокуроры обязаны действовать только в пределах установленных законом полномочий;
- поскольку прокуратуры является основным органом надзора за исполнением закона, предметом ее деятельности является охрана, защита и обеспечение законности на всех уровнях государственного и общественного устройства, в деятельности всех государственных и негосударственных органов и учреждений;
Принцип независимости.
- прокуроры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
- независимость органов прокуратуры и прокурорских работников обеспечивается организационным построением системы прокуратуры, порядком назначениях на должность прокуроров и освобождение от должности, а также существующей системой подчиненности и подотчетности. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- политическая и гражданская независимость прокурора, запрещающая прокурорам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности. Кроме того, ФЗ О ПРФ содержит запрет на создание и деятельность политических организаций в органах и организациях прокуратуры;
Принцип гласности.
- прокуроры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
- информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
- никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления. Исключение составляют случаи, когда в ходе проверок были затронуты интересы граждан, что и дает последним право ознакомиться с результатами проверок и получить необходимую информацию от органов прокуратуры.
Организация и деятельность прокуратуры РФ строится на определенных принципах, которые находят свое закрепление в действующем законодательстве. Под принципами организации и деятельности понимают исходные руководящие, закрепленные в Конституции РФ и Законе о прокуратуре, выработанные наукой положения (начала), на основе которых реализуются функции, направленные на достижение цели и задач, стоящих перед прокуратурой.
Понятие принципа характеризуется следующими чертами:
1) Обязательное закрепление в основополагающих нормативно правовых актах, определяющих организацию и деятельность прокуратуры.
Нормы, устанавливающие принципы, содержатся, прежде всего, в ст. 129 Конституции РФ и ст. 4 Закона о прокуратуре. Законодательное закрепление принципов определяет их правовую силу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурорским работником.
2) Все принципы являются теоретическим результатом продолжительного аналитического обобщения практики.
3) Они представляют собой наиболее общие начала Организация прокуратуры и осуществление прокурорских функций взаимосвязаны и практически неразделимы
1.Принцип централизации определяет организацию системы прокурорских органов. Согласно ст. 129 Конституции РФ, прокуратура - это единая централизованная система органов. Централизация означает подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров - Генеральному прокурору РФ. Указанный принцип имеет следующее содержание.
1. Единоличное разрешение прокурором всех вопросов, связанных с реализацией прокурорских функций
2. Единство системы и структуры органов прокуратуры, действующих на территории Российской Федерации.
3. Законодательство, регулирующее прокурорскую деятельность, определяет единые для всех прокуратур задачи, принципы и направления деятельности, а также единые формы и методы прокурорской работы.
2.С принципом единства тесно связан принцип единоначалия, который означает единоличное принятие решений прокурором в пределах своей компетенции. Вместе с тем единоначалие не исключает коллегиального обсуждения вопросов осуществления прокурорской деятельности.
3. Принцип законности находит свое отражение в ст. 15 Конституции РФ и применительно к органам прокуратуры означает следующее:
1) Все вопросы организации и деятельности прокуратуры должны быть определены актами высшей юридической силы – Конституцией РФ и федеральными законами
2) Правовой статус прокуратуры как органа надзора и представительства центральной власти при разрешении правовых споров определяется Конституцией РФ.
3) Все органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в строгих рамках закона
4) Предметом деятельности прокуратуры является охрана, защита и обеспечение законности на всех уровнях государственного и общественного устройства, в деятельности всех государственных и негосударственных органов и учреждений.
4. Принцип независимости закрепляется в ст. 4 и 5 Закона о прокуратуре и состоит в том, что все предоставленные законом полномочии прокурорские работники реализуют только на основе законов, своею внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, про веденных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности. Содержание данного принципа выражается в следующем.
5. Принцип гласности закрепляется в ст. 4 Закона о прокуратуре. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информирует федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и населения о состоянии законности
45 вопрос: Структура Центрального аппарата Генеральной прокуратуры РФ.
Определена в ст.14 ФЗО ПРФ. Структура Центрального аппарата Генпрокуратуры динамична. Они изменяется в соответствии с изменениями задач, функций и приоритетов деятельности прокуратуры.
Генеральную прокуратуру возглавляет Генпрокурор РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. По Приказу Генпрокуратуры Об образовании при Генпрокуратуре Н-к. совета.
Научно - консультативный совет:
-обсуждает и вырабатывает научно - обоснованные рекомендации по проблемным вопросам;
- рассматривает предложения по усилению борьбы с преступностью и правонарушениями, совершенствованию координации деятельности правоохранительных органов, предварительного следствия, государственного обвинения в суде.
- обсуждает по поручению Генерального прокурора РФ проекты законодательных и иных актов, по которым в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, вносятся предложения об их принятии, изменении, дополнении или отмене.
Примеры структурных подразделений в ЦА Генпрокуратуры (по основным функциям прокуратуры):
1. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства
Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан
Управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей
Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики
2. Главное управление по надзору за следствием
Управление по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета Российской Федерации
Управление по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России
Отдел документационного обеспечения
3. Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.
Главное уголовно-судебное управление
Управление государственных обвинителей
Апелляционное управление
Управление по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорных стадиях уголовного судопроизводства
Организационно-аналитический отдел
Отдел документационного обеспечения
4. Правовое управление.
46 вопрос: Полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой органов прокуратуры.
Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Генеральный прокурор Российской Федерации в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры Российской Федерации (далее - научные и образовательные организации прокуратуры), а также директоров филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей.
Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом.