Руководитель следственного органа и его полномочия в уголовном судопроизводстве.
Руководитель следственного органа – д/л, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Он осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к повышению эффективности расследования, недопущению волокиты. Объем процессуальных полномочий предопределен функцией процессуального руководства. Полномочия: Полномочия по распределению уголовных дел между следователями. Руководитель следственного органа уполномочен поручать производство следствия любому следователю своего следственного подразделения. Он может перераспределять уголовные дела, изымая дело из производства одного следователя и передавая его другому. При этом руководитель обязан указать основания передачи дела. При необходимости руководитель следственного органа может поручать расследование дела нескольким следователям, создавая для этого следственную группу, и может в ходе следствия изменять ее состав. В отдельных случаях руководитель следственного органа вправе принимать уголовное дело к своему производству. В таком случае он пользуется всеми правомочиями следователя. Полномочия по проверке хода расследования и контролю его качества. Руководитель следственного органа наделен правом проверять материалы уголовного дела в ходе следствия и оценивать законность и обоснованность действий и решений следователя. Такую проверку он обязан осуществлять и в тех случаях, когда закон предписывает ему давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий, требующих разрешения суда, или ходатайства о разрешении суда на применение мер процессуального принуждения. Контроль качества расследования и законности и обоснованности решений следователя усилен за счет того, что, согласно п. 9 ч. 1 ст. 39 УПК, руководитель следственного органа получил право утверждать постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты. Полномочия по руководству ходом расследования и своевременному исправлению ошибок и нарушений закона, допущенных следователем. Проверка материалов дела и принимаемых следователем решений по делу осуществляется руководителем следственного органа для того, чтобы своевременно выявить нарушения или ошибки следователя, предупредить их или, в случае необходимости, принять меры к их исправлению. Основным полномочием руководителя в таких ситуациях является его право давать следователю письменные и обязательные для исполнения указания (ч. 3 ст. 39 УПК). Эти указания могут касаться направления расследования (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Руководитель следственного органа вправе давать следователю указания и о разрешении тех или иных правовых вопросов по делу, требующих оценки доказательств и обстоятельств дела по внутреннему убеждению, например, указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме обвинения и квалификации деяния, об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Как отмечалось выше, такого рода указания могут быть оспорены следователем, и он вправе представить свои возражения руководителю вышестоящего следственного органа, отстаивая, таким образом, собственное внутреннее убеждение по данному вопросу. К полномочиям по руководству ходом расследования, на наш взгляд, относятся и полномочия руководителя по обеспечению соблюдения следователем сроков расследования, и право продлевать их в случае необходимости (п. 8 ч. 1 ст. 39 УПК). Руководитель следственного органа впервые наделен правом отменять незаконные или необоснованные постановления следователя (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК), а также правом возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. 11 ч. 1 ст. 39 УПК). Полномочия по защите процессуальной самостоятельности следователя. Наряду с полномочиями по процессуальному руководству следствием руководители следственных органов получили полномочия, которые позволяют им выступать определенными гарантами процессуальной самостоятельности следователя. В такой роли выступает руководитель следственного органа при рассмотрении требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Следователь вправе не согласиться с оценкой его действий или решений прокурором и представить руководителю свои письменные возражения. Руководитель следственного органа оценивает правомерность требований прокурора и возражений следователя и принимает одно из решений: дает следователю письменные указания об исполнении требований прокурора или информирует прокурора о несогласии с его требованиями (ч. 4 ст. 39 УПК). С последним прокурор может не согласиться и вправе обратиться с аналогичными требованиями к руководителю вышестоящего следственного органа в порядке ч. 6 ст. 37 УПК. Следователь вправе, как уже отмечалось выше, не согласиться с указаниями руководителя следственного органа и представить свои возражения на них и материалы уголовного дела руководителю вышестоящего следственного органа. Руководитель вышестоящего следственного органа принимает соответствующее решение по данному спору. Кроме того, он наделен правом отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа (п. 7 ч. 1 ст. 39 УПК). Таким образом, положения ч. 6 ст. 37 УПК и ч. 4 и 5 ст. 39 УПК взаимно дополняют друг друга и нацелены на создание определенных гарантий не только законности расследования, но и процессуальной самостоятельности органов след-ствия при расследовании уголовных дел, а руководители след-ственных органов должны обеспечивать этот баланс.