Исаев М. И. История государства и права России. - М., 1993. С. 15-16.
ном месте, на «торгу». Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента «заклича», тот, у кого она находилась, считался «татем» - вором. Это лицо, если заявит о добросовестном приобретении вещи, должно указать, у кого эта вещь была приобретена. Таким образом, начинался «свод» - своеобразная форма розыска. При «своде» собственник вместе с добросовестным приобретением должен был отыскать третье лицо, у которого добросовестный приобретатель приобрел разыскиваемую вещь. Если и третье лицо доказывало добросовестное приобретение, все трое должны были вести дальнейший розыск лица, у которого была приобре.тена вещь.
Таким образом, в этой форме розыска участвовал сам потерпевший, а также лица, на которых пало подозрение, с целью отвести от себя это подозрение. «Свод» с участием потерпевшего ограничивался границами общины. За пределами общины потерпевший Мог участвовать в «своде» только до третьего лица, к которому приведут поиски. После чего лицо, на которое первоначально пало подозрение, должно было уплатить потерпевшему цену пропавшей вещи, а само продолжать «свод». По всей видимости, свод представлял собой разыскную деятельность в отношении преступлений против собственности - деятельность по обнаружению преступника, совершившего такое преступление.
От «свода» отличалась другая форма розыска - «гонение следа». «Гонение следа» - это розыск лица, совершившего преступление по оставленным им следам. В ст. 77 Пространной правды были установлены определенные правила «гонения следа». Так, если след терялся на большой дороге или в пустой степи, поиск преступника прекращался. Если же следы приводили в какую-либо общину, то на нее ложилась обязанность отыскать преступника и выдать его либо продолжать поиск преступника за пределами своей общины. В случае невыполнения этих требований община обязана была выплатить так называемую «дикую виру», т. е. штраф, налагаемый на всю общину.
Поскольку общепризнанно, что «Русская правда» является сборником древнерусского обычного права, есть все основания полагать, что как «свод», так и «гонение следа» как правовые обычаи существовали уже задолго до записи их в «Русской правде», появившейся в V в., где они были всего лишь санкционированы государством в виде правовых норм.
Таким образом, в Древнерусском государстве розыск по уголовным преступлениям производился, как это видно из «Русской правды», без какого-либо участия специальных органов государства: самим потерпевшим, лицами, на которых пало подозрение, членами общины, что в свое время позволило М.А. Чельцову-Бебутову сделать вывод о том, что «свод» и «гонение следа» являлись способами коллективной самопомощи соседских общин .
Впоследствии, по мере укрепления государства, его властных струк- тур, функции розыска по уголовным делам постепенно стали переходить к специально на то уполномоченным лицам. Первоначально это были представители центральной власти на местах - наместники, волостители, тиуны, доводчики. Эти лица выполняли функции розыска одновременно с другими функциями административной и судебной власти на местах.
Впервые специальные должностные лица, осуществляющие разыскную деятельность, стали появляться в Московском государстве в XV - XIV вв. В те времена этих лиц называли «обыщиками», что вполне соответствует современному слову «сыщик». Эти лица тем не менее также были представителями центральной власти.
Во времена Ивана Грозного вводится специальный полицейский орган из выборных лиц на местах - Губная изба, ставшая местом производства следствий и суда. В то же время продолжали действовать в качестве «сыщиков» и представители центральной власти.
Предпринимались и неоднократные попытки создания общегосударственного органа, занимающегося, кроме всего прочего, и сыскной деятельностью. Так, в 1627 г. в Москве существовал Разбойный приказ, который в 1682 г. стал именоваться Разбойным сыскным приказом, с 1683 г. - Сыскным приказом, с 1687 г. - Приказом сыскных дел, с 1689 г. - вновь Разбойным приказом. В 1701 году этот государственный орган был упразднен.
До того, как в 1782 г. функции розыска были переданы полиции, они постепенно передавались в различные правительственные органы. Была учреждена Контора розыскных дел. Однако этот орган еще нельзя назвать общегосударственным органом, осуществляющим уголовный сыск, по крайней мере по двум причинам. Во-первых, она учреждалась только для розыска по особо важным делам. Во-вторых, указанная Контора даже не
имела собственного штата, и в случае необходимости привлекала к розы-
ску чиновников Сената . Здесь необходимо остановиться и на роли Сената как органа, в функции которого, в том числе, входили и некоторые разыскные полномочия. Это стало возможным потому, что в 1721 г. при Сенате была учреждена должность генерал-прокурора, который стал осуществлять высший надзор за законностью в стране.
Во времена царствования Анны Иоанновны был вновь учрежден Сыскной приказ. Однако этот орган был всего лишь местным органом, ве-
Чельцов-Бебутов М. А. Курс уголовно-процессуального права. - СПб.: Равенна: Альфа, 1995. С. 536.